Геймдев
#статьи

Стражи с Марса, Мстители с Венеры: чем Guardians of the Galaxy отличается от Avengers

Разобрали основные составляющие нового проекта разработчиков Deus Ex: Human Revolution и Deus Ex: Mankind Divided.

tesla / youtube

Marvel’s Guardians of the Galaxy вышла 26 октября на всех актуальных платформах, но ещё до релиза умудрилась заслужить звание самой загадочной игры AAA-класса в 2021 году.

Хотя слухи о том, что Eidos Montreal трудится над проектом по «Стражам Галактики», появились ещё четыре года назад, официально игру представили только на минувшей Е3. Анонс восприняли неоднозначно: одни успели окрестить игру «новой Mass Effect», другие не ждали ничего хорошего от студии, которая помогала в разработке Marvel’s Avengers. Игроки встретили кооперативный экшен по «Мстителям» прохладно и упрекнули игру в обилии микротранзакций и однообразии геймплея.

Скриншот: игра Marvel’s Avengers / Crystal Dynamics

Eidos Montreal сразу попыталась расставить акценты: Marvel’s Guardians of the Galaxy — полностью одиночная игра, за которую не нужно будет доплачивать ради быстрой прогрессии или дополнительного костюма. Тем не менее опасения у прессы и игроков сохранялись вплоть до релиза. Ведь игру могли изначально создавать мультиплеерной, а потом просто-напросто перевести на синглплеерные рейсы. Например, так BioWare поступила с Dragon Age: Inquisition: из ролевой MMO проект превратился в одиночную RPG с огромными пустыми пространствами, которые явно предназначались для онлайна.

К счастью, ни одна конспирологическая теория о «Стражах» не подтвердилась. У Eidos получилась хорошая игра из разряда тех, что уже редко появляются в природе. Насыщенная контентом, но без избытка. Смешная и прекрасно написанная. Уважающая силы и время игрока: «Стражей» можно пройти за 20 часов, а настройки игрового процесса чрезвычайно широки. Кажется, первое слово в названии — единственное, что объединяет Marvel’s Avengers и Marvel’s Guardians of the Galaxy. Но чтобы развеять все сомнения, давайте разберёмся, чем именно различаются проекты по сверхпопулярной франшизе.

Включайте музыку — и полетели!

Противостояние. Боевая система и управление персонажами

Различия между Мстителями и Стражами Галактики начинаются уже на смысловом уровне. Что это вообще за супергерои?

Мстители — профессионалы, которые собираются вместе для спасения мира. Однако они вполне самодостаточны и по отдельности, поэтому способны в одиночку справляться с локальными конфликтами. Разлад в рядах Мстителей легко перерастает в гражданскую войну, а в периоды расцвета команда даже напоминает крупную корпорацию уровня Google или Apple.

Стражи Галактики выглядят совсем иначе. Их трудно разлучить, а частые ссоры напоминают скорее семейные склоки, чем повод для вооружённой стычки.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Обе игры идеально отражают эти смысловые различия. Marvel’s Avengers — история про профессиональных спасателей мира, которые время от времени противостоят и себе, и своим товарищам. Сама игра то заигрывает с кинематографичностью, то оборачивается однообразным лут-экшеном. Marvel’s Guardians of the Galaxy — более цельный проект, в котором метания главных героев отражены лишь в истории и в диалогах, а геймплей похож на увлекательный (но скорее одноразовый) аттракцион.

Звёздный Лорд — единственный персонаж в «Стражах Галактики», которым игрок управляет напрямую. Однако Грут, Ракета, Гамора и Дракс, которые тоже участвуют в схватках, не путаются под ногами. На взаимодействие с членами команды опирается большая часть геймплея: игрок должен отдавать Стражам приказы как в битве, так и при исследовании локаций. Ракета может пролезть в недоступный для других проход, Грут — обездвижить противников, а Дракс всегда рад перетащить тяжёлый объект от одной стены к другой.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

У Звёздного Лорда тоже есть специальные способности. Правда, все они привязаны к типам оружия: замораживающему, воспламеняющему и так далее. Геймплей в сражениях с противниками — это в первую очередь дирижирование напарниками и только затем лихая стрельба из бластеров.

Без радиального меню, которое помогает быстро отдавать приказы, в битвах не обойтись. Врагов зачастую слишком много, двигаются они стремительно — только успевай чередовать способности персонажей и следить за кулдаунами. Такая система может утомлять, но если привыкнуть к ней и не зевать, то битвы превращаются в зажигательный танец, а в критические периоды почти доходят до скорости ритм-игр.

Кстати, о музыке: сражения в буквальном смысле можно поставить на паузу, чтобы собрать напарников вместе и обсудить шансы на победу. Это довольно простая механика: персонажи делятся своими мыслями о ходе битвы, а игрок выбирает один из двух вариантов подбадривания. Если речь подобрана верно, Звёздный Лорд на некоторое время становится неуязвимым, а остальные герои успешнее атакуют противников. И всё это — под хиты восьмидесятых, выбранные случайно из списка саундтреков игры.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Так как Звёздный Лорд пользуется только огнестрельным оружием (и иногда может отвесить пинка), боевая система в игре заставляет вспомнить скорее Uncharted, чем Marvel’s Avengers. В «Мстителях» большинство сражений проходят врукопашную и напоминают вариацию боевой системы из серии Batman: Arkham, а также Spider-Man от Insomniac, где серии ударов чередуются с эффектными перемещениями от одного противника к другому.

Пока играешь в Marvel’s Guardians of the Galaxy, серия о Нейтане Дрейке вспомнится не один раз. Уровни в игре линейные, но иногда на пути встречаешь маленькие дополнительные области с коллекционными предметами и ресурсами. Типы активностей тоже чередуются в лучших традициях Uncharted: бой — передвижение по локации — бой — простенькая головоломка — кат-сцена.

Правда, в «Стражах Галактики» акробатике уделено не так много внимания: Звёздный Лорд почти не липнет к карнизам, а предпочитает прыжки и скольжение по наклонным поверхностям. Не обошлось и без QTE-сцен: «Стражи Галактики» подкидывают их игроку в особенно напряжённые моменты. К счастью, QTE в игре довольно простые и состоят из пары-тройки комбинаций.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Ещё в игре есть битвы с гигантскими боссами, проходящие в несколько этапов. Для победы всё так же необходимо координировать специальные приёмы Стражей. Ничего инновационного в босс-файтах нет, но в процессе можно в очередной раз полюбоваться работой художников Eidos Montreal.

Каждый уровень построен таким образом, что без способностей напарников игроку не обойтись, поэтому непрямое управление персонажами и отдано на откуп Звёздному Лорду. Все способности для продвижения по уровню срабатывают только в определённых местах. Кооперативный режим в таком случае бы только раздражал: все персонажи специфичны, а эффективны только впятером. «Мстители» в этом смысле гибче: супергерои могут собираться в разных конфигурациях, и от этих сочетаний зависит только ход и темп сражений.

Вдали от дома. Сюжет, диалоги, нелинейность

В прологе Marvel’s Guardians of the Galaxy действие разворачивается на Земле. Звёздный Лорд пока известен как Питер Квилл — что немудрено, ведь ему только исполнилось 13. Маленький Питер бродит по своей комнате, а потом и по всему дому родителей. Локация полна мелких деталей, а второстепенные истории и лор вселенной раскрывают через объекты интерьера.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Подобные кусочки сторителлинга через окружение встречаются и в других локациях игры, но именно фермерский дом можно считать золотым стандартом. Здесь Marvel’s Guardians of the Galaxy очень напоминает серию Life is Strange с её двухэтажными домами, полными важных мелочей, и непростыми семейными историями.

«Земной» сегмент разбит на части: в дом Квилла игрок будет возвращаться на более поздних стадиях повествования во флешбэках — это поможет сбавить темп после экшен-уровней. В Marvel’s Avengers большая часть такого «чистого» нарратива используется лишь в первые часы игры. На поздних этапах о нём почти забывают в угоду весьма однообразному экшену.

Основные события Marvel’s Guardians of the Galaxy происходят уже на просторах космоса. Вся команда «Стражей» в сборе, но отношения между ними пока далеки от идеальных. Дракс, например, всегда находит удобный случай припомнить Гаморе грехи прошлого.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

В первой главе Стражи отправляются в Карантинную Зону, чтобы выполнить заказ на поимку гигантского монстра. Конечно, планы идут прахом. В итоге Квилл и компания должны срочно найти огромную сумму, чтобы откупиться от межгалактической полиции. Авантюрам на пути к обретению спокойной жизни — как для экипажа «Мелано», так и для всей галактики — и посвящён сюжет игры. Однако Eidos Montreal добавляет к классическому приключению в космосе оттенки земных переживаний. Тяжёлое детство, принятие своих и чужих странностей, попытки научиться доверию — лишь толика проблем Стражей, с которыми сталкиваются очень многие.

Герои в своих приключениях не только спасают миры, но и находят общий язык друг с другом, а в конце концов становятся настоящей семьёй. Чтобы отобразить этот процесс, разработчики уделили большое внимание не только действиям, но и словам: персонажи болтают без умолку как в кат-сценах, так и по мере прохождения очередного уровня. Игрок в роли Звёздного Лорда может вмешиваться в перепалки прямо на ходу. Эти реплики не меняют сюжет коренным образом, но создают иллюзию изменчивости отношений в команде.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

А вот выборы в кат-сценах до некоторой степени влияют на нелинейность. Правда, скорее в небольших деталях, чем в целых судьбах, — цепочка глав от этих решений не поменяется и при любом стечении обстоятельств игроки придут к одному финалу. Странно, но это почти не расстраивает: события связаны между собой максимально плотно, а значительная вариативность легко могла бы разрушить искусно построенный нарратив.

Камни Силы. Дизайн, постановка, любовь к первоисточнику

Пожалуй, главное достоинство Marvel’s Guardians of the Galaxy — крышесносная работа художников и дизайнеров локаций. Eidos Montreal известны повышенным вниманием к этому аспекту: например, разработчики сотрудничали с модельерами для создания футуристической одежды «золотого» киберпанка при разработке перезапуска Deus Ex.

«Стражи Галактики» расширили простор для фантазии благодаря космическому сеттингу. Поэтому абстрактно-устрашающие локации в духе Control сменяются космическим Средневековьем, а Карантинная Зона в безвоздушном пространстве вообще мало на что похожа. В этом ещё одно выгодное отличие Guardians of the Galaxy от Avengers, в которой художники частенько укрывают свой талант за серыми коробками урбанистических пейзажей.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Немаловажная часть игры по «Стражам Галактики» — корабль «Милано», который служит хабом для отдыха между уровнями. Здесь можно обсудить с напарниками коллекционные предметы, которые Звёздный Лорд находит на локациях, и даже немного подглядеть за личной жизнью экипажа — корабль не такой уж и большой. Также на «Милано» с помощью верстака можно улучшить снаряжение (впрочем, верстаки встречаются и на других локациях) и подобрать музыку по душе — на корабле есть аудиосистема с хитами 1980-х от Kiss до Рика Эстли.

Корабль Стражей навевает мысли о Mass Effect и Нормандии. «Милано» не так функционален, но степень взаимодействия персонажей друг с другом здесь гораздо выше. Будем надеяться, что в BioWare учтут опыт земляков при разработке новой Mass Effect. Мирный хаб есть и в Marvel’s Avengers — впрочем, ощущается он скорее как военная база, а не как уютный дом.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Разработчики Marvel’s Guardians of the Galaxy хорошо поняли основные фишки лицензии, с которой им довелось поработать, поэтому в игре много действительно хорошего юмора. Диалоги пестрят шутками, а Dawn Engine позволяет даже мимику сделать комичной. Но юмор в игре передаётся не только через шутки — он вплетён даже в геймплей.

На первом уровне Ракета заключает пари со Звёздным Лордом, и счётчик уничтоженных противников, выполненный в пиксельном стиле, внезапно появляется вверху экрана. В другой точке сюжета Звёздному Лорду придётся поработать тягловой лошадью — постановка этой сцены не раз заставляет улыбнуться.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Одни танцуют, другие нет. Постскриптум после релиза

Критики приняли Marvel’s Guardians of the Galaxy хорошо (средний балл на Metacritic — 81), а отзывы игроков и того краше: общий рейтинг обзоров в Steam — «Очень положительные». В то же время цифры продаж вряд ли сильно радуют разработчика и издателя: пиковый онлайн на платформе Valve остановился на отметке в 9968 игроков. У Marvel’s Avengers, которая почти по всем параметрам уступает «Стражам», рекорд составил 31 165 игроков. А в Deus Ex: Mankind Divided, результаты продаж которой не оправдали ожиданий и отправили серию в криосон, на пике онлайна играли 52 484 игрока.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

«Стражи Галактики» вышли на всех актуальных платформах, и судить о дальнейшей судьбе франшизы и студии-разработчика только по PC-статистике, конечно, нельзя. Тем не менее цифры заставляют задуматься. Поспешные выводы и причины можно свести к формулировкам в духе «одиночные игры непопулярны», «разработчик испортил репутацию прошлым проектом», «издатель не смог грамотно позиционировать игру». Все эти суровые приговоры справедливы лишь отчасти.

Хотя любовью и талантом сверкают абсолютно разные аспекты Marvel’s Guardians of the Galaxy, большинство механик мы уже видели в других играх. Грамотно объединить их — тоже акт мастерства, но сегодняшняя индустрия пресыщена не столько открытыми мирами и онлайн-элементами, сколько патологической боязнью смелых экспериментов. Вторичность и постепенную эволюцию порой прощают долгоиграющим сериям, но оригинальные проекты лишены иммунитета.

Скриншот: игра Marvel’s Guardians of the Galaxy / Eidos Montreal

Выходит поистине философская притча: ты можешь сделать прекрасную, дорогую, редкую ныне игру, но если она не двигает идеи геймдева вперёд, велика вероятность, что мгла укроет её от глаз до следующей большой распродажи. И как тут перепрыгнуть через многомиллиардную игровую индустрию — вопрос, над которым каждый день думают тысячи разработчиков по всему миру.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Нарративный дизайн Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована