Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#подборки

57 старых игр, в которые стоит сыграть в 2025 году

Неужели раньше и впрямь было лучше?

Скриншот: игра Prince of Persia: The Two Thrones / Ubisoft

Видеоигры стареют по-разному. Многие, конечно, через время теряют большую часть своего обаяния, но есть и такие, которые спустя 10, 15 или даже 20 лет остаются увлекательными и затягивают не хуже, чем на релизе. Понятно, что технологически они уже так не впечатляют, но графика ведь не главное, верно?

В этой подборке мы собрали лучшие старые игры, в которые смело можно играть и сейчас — поверьте, они не оставят вас равнодушными.

Содержание

Doom 3

Денис Князев

Год выхода: 2004

Краткое описание: интересный и неожиданный взгляд на серию динамичных шутеров от первого лица

Скриншот: игра Doom 3 / id Software

Doom 3 заметно выделяется на фоне остальных частей серии. Она куда медленнее и атмосфернее — и, что самое важное, страшнее. Третья Doom — самый настоящий хоррор, где главный герой в одиночку сражается с демонами и жуткими монстрами, блуждая по узким и тёмным коридорам марсианской станции. Исследованию локаций и поиску ресурсов здесь уделяется не меньше внимания, чем сражениям с противниками, а кусочки сюжета и лора нередко подаются через аудиосообщения и записки — прямо как в лучших иммерсивных симуляторах.

Другие игры в серии совсем не такие, из-за чего Doom 3 иногда по ошибке относят к худшим частям — слишком уж она другая. Не дайте себя обмануть: это по-своему увлекательный шутер и по-настоящему жуткий хоррор.

Вернуться к содержанию ↲

Wolfenstein 2009 года

Денис Князев

Год выхода: 2009

Краткое описание: фантастический шутер про оккультизм во времена Второй мировой

Скриншот: игра Wolfenstein / Raven Software

Возможно, про эту часть серии Wolfenstein сейчас уже мало кто помнит, и неудивительно: продажи у неё были очень скромные, так что естественным образом популярной игра не стала, а затем шутер и вовсе изъяли из продажи на всех торговых площадках, стерев из Сети большинство официальных упоминаний о нём.

Тем не менее если вам нравятся хорошие фантастические экшены с дизайном из 2000-х годов, то однозначно стоит обратить на Wolfenstein внимание. Её создала студия Raven Software, известная по огромному количеству культовых игр — от Heretic и Soldier of Fortune до Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy и Quake 4. В этой версии Wolfenstein бессменный герой серии Би Джей Бласковиц отправляется в вымышленный немецкий городок, чтобы отыскать там мистические кристаллы, которые необходимы для работы волшебного медальона, способного переносить владельца в параллельное «теневое» измерение. За тем же ресурсом охотятся и нацисты: события происходят в разгар Второй мировой, и Германия очень надеется на оккультные средства для достижения победы.

Ничего сверхъестественного Wolfenstein 2009 года в себе не содержит — это просто качественный линейный шутер про сражения с врагами, поиск секретов и возможность манипулировать временем с помощью того самого медальона.

Вернуться к содержанию ↲

«S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»

Артём Фролов

Год выхода: 2007

Краткое описание: суровый шутер про выживание в зоне отчуждения с тягучей, как осенние топи, атмосферой

Скриншот: игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» / GSC Game World

У «Тени Чернобыля» были все причины провалиться: кривая оптимизация, невыполненные обещания, суровый геймплей. Однако первый «Сталкер» не просто выстрелил, а дал начало культовой франшизе. Причина простая — густая атмосфера самой Зоны, которая складывается из массы деталей: мощной дозы постсоветской депрессии, обитающих в этих местах жутких мутантов, колоритного сленга сталкеров и, да, безжалостного геймплея. «Тень Чернобыля» с вами в благородство играть не будет: выжить в Зоне сложно — но, если вам это по силам, это странное место захватит ваше воображение.

Вернуться к содержанию ↲

Half-Life 2

Артём Фролов

Год выхода: 2004

Краткое описание: научно-фантастический эпик и новаторский сиквел новаторского же шутера от первого лица

Скриншот: игра Half-Life 2 / Valve

Вторая Half-Life представляет собой уникальное явление в истории видеоигр. Это сиквел революционной игры, который не уступает оригиналу в качестве инноваций — во многом за счёт правдоподобной физики и умения незаметно обучить игрока всем нужным механикам. Впрочем, те, кто прошёл игру, наверняка запомнили другое: контраст реализма и футуризма в архитектуре Сити 17, сюжет об отчаянной борьбе землян с инопланетными захватчиками и очаровательную спутницу Гордона по имени Аликс. Иными словами, Half-Life 2 показала, что такой шутер тоже может дарить глубокие переживания, — и эта инновация важна не меньше, чем самый продвинутый игровой движок.

Вернуться к содержанию ↲

Red Faction

Леон Балбери

Год выхода: 2001

Краткое описание: научно-фантастический шутер от первого лица с разрушаемым окружением

Скриншот: игра Red Faction / Volition

Игра о восстании шахтёров на Марсе использовала собственную технологию Geo-Mod, которая поддерживала разрушаемость окружения. С помощью оружия и различной техники персонаж мог разрушать стены, потолки, пол и таким образом прокладывать новые маршруты. Несмотря на то, что подобная интерактивность распространялась не на все объекты, за счёт неё Red Faction выделялась среди остальных представителей жанра в 2000-х годах. К тому же технология открыла новый вектор развития в дизайне уровней, где окружение могло стать не просто декорацией, а важным элементом для прохождения игры.

Вернуться к содержанию ↲

Трилогия Serious Sam

Леон Балбери

Год выхода: 2001–2011

Краткое описание: безумный шутер, где главный герой отстреливает полчища врагов и отпускает шуточки по этому поводу

Скриншот: игра Serious Sam HD: The First Encounter / Croteam / Devolver Digital

Серия линейных классических шутеров старой школы без какой-либо тактики. Главный герой Крутой Сэм просто расправляется с сотнями врагов, используя разнообразный арсенал — пулемёт, ракетницы, пушки с ядрами... Сами игры мало чем отличаются друг от друга за исключением локаций, созданных в сеттинге различных цивилизаций. Серия стала культовой за счёт своей прямолинейности, которая порой доходит до абсурда и самоиронии над происходящим на экране. Ведь где ещё можно встретить ревущих безголовых камикадзе?

Вернуться к содержанию ↲

Quake

Дарья Логинова

Год выхода: 1996

Краткое описание: драйвовый шутер от первого лица от id Software, который стоял у истоков киберспорта

Скриншот: игра Quake / id Software

Quake положила начало культовой серии id Software, перенявшей многое из Doom. Это такой же мясной шутер с быстрым темпом и мощными пушками, где не нужно думать о перезарядке — только без остановки бежать вперёд, стрелять во всё, что движется, и пытаться не умереть.

По сравнению с первыми частями Doom в Quake добавились прыжки, а уровни стали более вертикальными. Игра стала полностью трёхмерной. И, конечно же, от Doom ей достался мультиплеер — а значит, шанс сойтись в драйвовом deathmatch с другими игроками. Мультиплеерный режим оказался настолько популярным, что Quake стала одной из первых киберспортивных игр — те же LAN-турниры QuakeCon проводятся аж с 1996 года.

Вернуться к содержанию ↲

F.E.A.R.

Дарья Логинова

Год выхода: 2005

Краткое описание: шутер от первого лица с элементами хоррора про лабораторные опыты, вышедшие из-под контроля

Скриншот: игра F.E.A.R. / Monolith Productions

Вы — новоиспечённый член секретного военного подразделения, которое устраняет паранормальные угрозы. Вас отправляют на первое задание, а там творится чёрт знает что. Армия солдат-клонов, взбунтовавшийся каннибал с телекинезом, призрак зловещей девочки с окровавленными ногами и изуродованные трупы.

Оказывается, что учёные тайно экспериментировали над Альмой, той самой девочкой, которая с детства обладала сверхъестественными способностями. В конце концов её уничтожили, но перед этим искусственно оплодотворили, чтобы произвести новых, более безопасных подопытных. Но что-то пошло не так — один из её детей вырвался на свободу и начал убивать. И вам придётся всё это разгребать: в основном бегать по тёмным коридорам, стрелять и немного пугаться.

Вернуться к содержанию ↲

Halo 2

Олег Чимде

Год выхода: 2004

Краткое описание: шутер, в котором Bungie развернулась в полную силу

Скриншот: игра Halo 2 / Bungie

Признаться честно, первая Halo — не очень хорошая и интересная игра. Она вообще изначально должна была быть стратегией, а заканчивала её Bungie впопыхах. А вот вторая — уже образцовый шутер. Тут и враги разнообразнее, и геймплейные ситуации интереснее, и сюжетные ролики красивые, и значительное развитие лора есть. Да и просто сама стрельба гораздо лучше (и сложность, кстати, достаточно высокая). Сейчас в игру можно поиграть в составе сборника Halo: The Master Chief Collection, куда входят четыре части Halo и приквел Reach.

Вернуться к содержанию ↲

Читайте также:

100 лучших шутеров

Mafia: The City of Lost Heaven

Денис Князев

Год выхода: 2002

Краткое описание: предельно реалистичная драма о бандитах в Америке времён сухого закона

Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

Криминальный экшен от третьего лица, созданный при участии чешского геймдизайнера Даниэля Вавры, который сейчас известен в первую очередь как руководитель разработки обеих частей Kingdom Come: Deliverance.

Действие Mafia: The City of Lost Heaven разворачивается в вымышленном американском городе Лост-Хэвен в 1930-х годах. Главный герой игры, бывший таксист Томми Анджело, случайно оказывается втянут в дела мафии. Он становится частью семьи Сальери и постепенно поднимается по иерархии преступного мира, сталкиваясь с предательствами, убийствами, несправедливостью и необходимостью делать сложный моральный выбор.

Одна из ключевых особенностей Mafia: The City of Lost Heaven — работа с заданной эпохой и внимание к деталям. Многие наверняка знают об одной из миссий, где главному герою необходимо погрузить ящики в грузовик — делать это нужно в реальном времени и своими силами, никаких кат-сцен и возможности пропустить эпизод. Во многих других аспектах Mafia не меньше строга к игроку: за превышение скорости или проезд на красный свет здесь штрафуют, а здоровье главного героя в перестрелках тает очень быстро, напоминая игроку, что его персонаж — самый обычный человек.

Вернуться к содержанию ↲

Трилогия Prince of Persia

Денис Князев

Год выхода: 2003–2005

Краткое описание: сказочный экшен о манипулировании временем

Скриншот: игра Prince of Persia: The Two Thrones / Ubisoft

Речь о той самой трилогии, куда входят The Sands of Time (2003), Warrior Within (2004) и The Two Thrones (2005). Эти игры стали переосмыслением классической серии и рассказали совершенно новую историю о персидском принце. В центре сюжета — молодой и отважный наследник престола, который случайно освобождает Пески времени — магическую субстанцию, превращающую людей в монстров. Теперь ему предстоит не только исправить свою ошибку, но и разобраться в хитросплетениях судьбы и времени.

Все части трилогии полюбились игрокам за атмосферу и проработанный геймплей с акробатикой, эффектной боевой системой и возможностью управлять временем. Принц может бегать по стенам, перекатываться, уклоняться от ударов, а также отматывать время назад, чтобы избежать гибели.

Вернуться к содержанию ↲

Max Payne и Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Артём Фролов

Год выхода: 2001-й и 2003-й соответственно

Краткое описание: стильный и мрачный экшен про месть с перестрелками в слоу-мо

Скриншот: игра Max Payne / Remedy Entertainment

Дилогия Remedy про сурового копа, мстящего за убитых жену и дочь, запомнилась игрокам по двум причинам. Во-первых, это очень стильная игра — во многом благодаря механике рапида. Обе Max Payne — это, по сути, боевики Джона Ву в интерактивном формате. Каждая перестрелка здесь представляет собой кровавый танец, в котором сходятся пули, тела бандитов и самого Макса, ныряющего в укрытие в замедленной съёмке.

Во-вторых, Max Payne удивляет подачей сюжета. С одной стороны, это серьёзная драма об утрате и искуплении. С другой стороны, история Макса представляет собой парад из нуарных афоризмов, чудаковатых персонажей и киноманских шуток. Не зря сценарист игры Сэм Лейк стал одной из главных звёзд игровой индустрии: кто ещё умеет так склеивать серьёзное и мрачное с откровенно смешным? Можете не отвечать: как говорил сам Макс, это риторический вопрос.

Вернуться к содержанию ↲

Oni

Леон Балбери

Год выхода: 2001

Краткое описание: экшен в стилистике аниме, от третьего лица и с продвинутой системой комбо-ударов

Скриншот: игра Oni / Bungie

Спецагент Коноко расследует заговор, связанный с применением новых биотехнологий, призванных защитить человечество от радиации и токсичной среды в антиутопичном будущем. По мере выполнения задания героиня не только сталкивается с адептами преступной организации, но и шаг за шагом раскрывает тайну собственного происхождения. И хотя в Oni есть различные виды оружия, основной акцент всё же сделан на драки, причём каждый тип противников использует свои боевые приёмы. Но Коноко вполне может за себя постоять, ведь на протяжении игры открывается всё больше различных комбо для ближнего боя. Для начала нулевых годов игра оказалась достаточно экспериментальной, и её до сих пор с теплом вспоминают игроки старой школы.

Вернуться к содержанию ↲

Heavy Metal F.A.K.K.2

Леон Балбери

Год выхода: 2000

Краткое описание: приключенческий экшен от третьего лица с возможностью комбинирования оружия в руках

Скриншот: игра Heavy Metal F.A.K.K. 2 / Ritual Entertainment

Heavy Metal F.A.K.K. 2 имеет прямое отношение к комиксу «Тяжёлый металл», а её сюжет стал продолжением анимационного фильма «Тяжёлый металл 2». Харизматичная героиня Джулия вынуждена защищать свою планету Эдем от порабощения кибернетической сущностью. Одна из главных особенностей игры — возможность выбрать оружие для правой и левой рук по отдельности и создавать различные комбинации из холодного и огнестрельного оружия, а также щитов. Динамичный экшен чередовался с элементами платформера и головоломками, а в общем визуальном стиле считывались элементы фэнтези и научной фантастики, характерные для этой вселенной.

Вернуться к содержанию ↲

Freedom Fighters

Леон Балбери

Год выхода: 2003

Краткое описание: тактический экшен от третьего лица в альтернативной истории, где Советский Союз захватил США

Скриншот: игра Freedom Fighters / IO Interactive

Сюжет игры достаточно сюрреалистичный: альтернативный Нью-Йорк оккупирован советскими солдатами, и в городе разворачивается настоящее партизанское восстание, которое возглавил обычный сантехник Крис. На протяжении нескольких миссий игрок управляет отрядом бойцов, отдаёт им приказы и постепенно зачищает территории от захватчиков. Сопровождается всё это действие эпическим саундтреком от композитора Йеспера Кюда.

Учитывая, что игра сделана на движке ранних частей Hitman, в ней порой встречаются технические недочёты. Но это не мешает вжиться в роль обычного представителя угнетённого народа и почувствовать себя великим освободителем.

Вернуться к содержанию ↲

L.A. Noire

Леон Балбери

Год выхода: 2011

Краткое описание: нуарный детектив с механикой допросов и собственной технологией лицевой анимации

Скриншот: игра L.A. Noire / Team Bondi

В 1940-х годах прошлого века Лос-Анджелес буквально погряз в преступности. И в этот непростой период детектив Коул Фелпс расследует череду громких убийств, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице. Большое внимание в игре уделяется не только поездкам по городу и перестрелкам, но и анализу улик, а также допросам свидетелей и подозреваемых. Благодаря выразительной мимике персонажей игрок может распознать ложь и уличить в этом допрашиваемого. Хотя сейчас подобная лицевая анимация выглядит устаревшей и даже комичной, в то время проприетарная технология студии казалась революционной.

L.A. Noire — это не просто детектив, а кинематографичная драма. И чтобы докопаться в ней до истины, важно задавать правильные вопросы.

Вернуться к содержанию ↲

Manhunt

Леон Балбери

Год выхода: 2003

Краткое описание: cтелс-экшен, в котором главный герой становится звездой жестокого реалити-шоу

Скриншот: игра Manhunt / Rockstar North

Одна из самых спорных игр, ставшая в своё время объектом критики за обилие жестоких сцен. Главный герой Кэш — бывший заключённый, которого приговорили к смертной казни. Правда, расстаться с жизнью у персонажа так и не получилось, поскольку его выкупил безумный режиссёр — и теперь Кэшу предстоит участвовать в жестоком реалити-шоу.

На протяжении игры он вынужден выполнять задания безумного режиссёра. В открытый бой с противником вступать довольно рискованно, да и сам геймплей больше сфокусирован на скрытном устранении врагов. Каждое убийство можно совершить тремя способами, причём чем оно изощрённей, тем больше очков получит главный герой. Страх оказаться замеченным местными психопатами и само участие в виртуальном снафф-шоу, заставляют чувствовать себя не охотником, а потенциальной добычей под прицелом камер.

Вернуться к содержанию ↲

American McGee’s Alice

Наталия Мирошниченко

Год выхода: 2000

Краткое описание: мрачное переосмысление классической сказки, в котором Алиса возвращается в изуродованную Страну чудес

Скриншот: игра American McGee’s Alice / Rogue Entertainment

Кошка случайно обвалила стопку книг, они, в свою очередь, толкнули керосиновую лампу, а та оказалась слишком близко к тлеющим углям в камине — и вот дом Алисы объят огнём. Девочка просыпается слишком поздно, ведь сон, где она распивала чай в компании Белого Кролика и Безумного Шляпника, был слишком сладок. В пожаре она теряет всю свою семью, что полностью ломает её психику. Алиса попадает в психиатрическую больницу, а её травмированный разум порождает мрачную, искажённую версию Страны чудес, пропитанную её же травмами и бесконечным чувством вины.

Игра наполнена мрачным символизмом и сюрреалистическими пейзажами. Страна чудес в American McGee’s Alice — это жестокость и насилие. Цель Алисы — уничтожить местного тирана Красную Королеву и её подчинённых. Только после этого она исцелит Страну чудес и себя саму. Сыграть в American McGee’s Alice стоит в том числе из-за гнетущей атмосферы безысходности и полного безумия, творящегося в осквернённой сказке.

Вернуться к содержанию ↲

Beyond Good & Evil

Наталия Мирошниченко

Год выхода: 2003

Краткое описание: приключенческий экшен о журналистке, раскрывшей правительственный заговор

Скриншот: игра Beyond Good & Evil / Ubisoft

Игра, сочетающая в себе исследование, пазлы и стелс. Главная героиня — журналистка Джейд, которая ненароком становится участницей движения против грозного правительства. Жители планеты пропадают, а государство ведёт двойную игру — старается не нарушить общественное спокойствие и скрыть свой сговор с инопланетянами. Героиня вступает в тайную организацию, чтобы добыть доказательства и вывести правительство на чистую воду, но она не ожидает, что правда окажется настолько ужасающей.

Если вас смущает визуальная составляющая оригинальной Beyond Good & Evil, то можно поиграть в ремейк 2024 года. Он полностью идентичен оригиналу, но в нём подтянули качество текстур и добавили дополнительный секретный квест, раскрывающий происхождение главной героини.

Вернуться к содержанию ↲

Contra: Hard Corps

Олег Чимде

Год выхода: 1994

Краткое описание: до сих пор одна из лучших экшен-игр (если не лучшая)

Скриншот: игра Contra: Hard Corps / Konami

События и враги в Contra: Hard Corps меняются так быстро, что за ушами свистит. Каждый уровень насыщен разнообразными врагами, которые почти что не повторяются, мини-боссами и, конечно, боссами — каждый со своей механикой. А ведь игра ещё и нелинейная, так что проходить-перепроходить. Оружия много, и у каждого из четырёх персонажей оно разное. Ну и, конечно, не последнюю роль играет потрясающий дизайн уровней и врагов, а также мощная синтетическая музыка. Поиграть в «Контру» на ПК можно благодаря сборнику Contra Anniversary Collection.

Вернуться к содержанию ↲

Mirror’s Edge

Олег Чимде

Год выхода: 2008

Краткое описание: лучшая игра о паркуре и чувстве свободы

Скриншот: игра Mirror’s Edge / DICE

В мире Mirror’s Edge царит мрачная антиутопия, но крыши, по которым предстоит бегать и прыгать главной героине, идеально чисты и совершенны. Каждый уровень многогранен: вовсе необязательно следовать маршруту, намеченному красными элементами, гораздо интереснее искать другие пути — более сложные и короткие. Но придётся проявить недюжинные умения и рассчитывать каждый шаг. Главное — войти в поток и не выходить из него, стремясь сделать так, чтобы каждое движение было идеальным. Ну а чарующая музыка Solar Fields в этом поможет.

Вернуться к содержанию ↲

Harry Potter and the Philosopher’s Stone, Harry Potter and the Chamber of Secrets и Harry Potter and the Prisoner of Azkaban

Ксюша Солонович

Год выхода: 2001-й, 2002-й, 2004-й соответственно

Краткое описание: всё ещё сказочные приключения мальчика, который выжил

Скриншот: игра «Гарри Поттер и философский камень» / EA

Первые три части «Гарри Поттера» — это, конечно, не Hogwarts Legacy с её красотами, но всё ещё уютные и милые игры. Гарри учит заклинания, бегает по замку, играет в квиддич, сражается то с полтергейстом Пивзом, то с огромными улитками или пауками, собирает бобы «Берти Боттс» и коллекционные карточки. В этих карточках — особая прелесть: кому из фанатов не хотелось в детстве узнать чуть больше про волшебный мир? Найти их все, между прочим, не так-то просто. Во второй игре управление становится гораздо приятнее и отзывчивее (ох уж это танковое управление первой части...), а в третьей — добавляется возможность сыграть за Рона и Гермиону. И всё это — под очаровательный саундтрек Джереми Соула, по-настоящему волшебный и трогающий за душу.

Вернуться к содержанию ↲

Psychonauts

Ксюша Солонович

Год выхода: 2005

Краткое описание: путешествие по чужим внутренним мирам и много юмора

Скриншот: игра Psychonauts / Double Fine Productions

В учебном лагере «Шепчущий камень» тренируют будущих суперагентов-психонавтов — а пока что просто подростков с пси-способностями, такими как телепатия, телекинез, пирокинез и прочая экстрасенсорика. Но вот незадача: внезапно у детей начинают пропадать мозги. Буквально. Так что юному психонавту Разу предстоит быстренько улучшить свои навыки, сразиться с мысленными монстрами, спасти товарищей, раскрыть коварный заговор и заодно разобраться в отношениях с собственным отцом. А ещё — побывать в головах самых разных людей и существ. Хотели когда-нибудь увидеть визуализацию ОКР? Параноидальной шизофрении? Подавленных страхов и психологических травм? Всё это здесь представлено очень красочно.

Вернуться к содержанию ↲

Zanzarah: The Hidden Portal

Ксюша Солонович

Год выхода: 2002

Краткое описание: а что, если скрестить Pokemon и Quake?..

Скриншот: игра Zanzarah: The Hidden Portal / Funatics Software

Девушка Эми чудесным образом попадает в волшебную страну Занзару, населённую различными магическими существами: эльфами, гномами, гоблинами и феями (последние, к слову, весьма разнообразны: так, например, есть вид фей, похожих на летающих медведей). Когда-то Занзара была похожа на рай, но силы тьмы захватили её, и теперь только избранная может спасти этот мир. Для этого придётся побывать в разных его уголках и собрать целую армию фей.

Половина игры выглядит как обычный фэнтезийный экшен, где героиня путешествует, ловит существ в местные «покеболы», прокачивает их и узнаёт историю... Другая половина — собственно, сражения фей, в которых игра неожиданно превращается в динамичный шутер, требующий к тому же тактического подхода (и желательно таблички с сочетанием стихий).

Вернуться к содержанию ↲

The Witcher

Денис Князев

Год выхода: 2007

Краткое описание: история становления игровой версии знаменитого ведьмака Геральта

Скриншот: игра The Witcher: Enhanced Edition — Director’s Cut / CD Projekt RED

Не секрет, что по-настоящему популярной игровая адаптация «Ведьмака» стала после выхода второй и третьей частей серии. Это, впрочем, вовсе не говорит о том, что первая игра, по-прежнему доступная только на ПК, получилась в чём-то плохой или необязательной. Если вы не играли в неё, но считаете себя поклонником вселенной, созданной Анджеем Сапковским, с The Witcher совершенно точно стоит познакомиться.

Да, первый «Ведьмак» не сможет впечатлить графикой, в отличие от «Дикой охоты», да и геймплей там, скажем прямо, своеобразный — с боевой системой, завязанной на необходимости кликать в ритм. Но есть в The Witcher и то, чем она совсем не уступает последующим играм в серии, — увлекательный сюжет, проработка побочных квестов, атмосфера мрачного фэнтезийного Средневековья, запоминающиеся персонажи и необходимость делать выбор в ситуациях, из которых не существует правильного выхода.

Вернуться к содержанию ↲

System Shock 2

Денис Князев

Год выхода: 1999

Краткое описание: один из важнейших иммерсивных симуляторов в игровой индустрии

Скриншот: игра System Shock 2: 25th Anniversary Remaster / Nightdive Studios, Looking Glass Studios, Irrational Games

Про System Shock 2 сказано и написано уже очень многое, поэтому объяснять важность игры смысла нет — достаточно будет напомнить, что это один из важнейших иммерсивных симуляторов, без которого у нас не было бы BioShock, Prey и многих других игр.

События System Shock 2 происходят на борту космического корабля «Фон Браун», где главный герой пробуждается после криосна и обнаруживает, что по коридорам судна бродят жуткие мутанты. Вскоре он вступает в контакт с искусственным интеллектом SHODAN, который помогает герою разобраться в происходящем и выжить на борту корабля.

System Shock 2 совмещает элементы шутера от первого лица, ролевой игры и хоррора. Игра не ограничивает в возможностях: вы вполне можете отыгрывать солдата и бегать по «Фон Брауну», стреляя из разнообразного оружия, или же постараться избежать сражений — например, взламывая охранные системы корабля и используя их себе на благо.

Вернуться к содержанию ↲

Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Денис Князев

Год выхода: 2004

Краткое описание: одна из лучших ролевых игр про вампиров

Скриншот: игра Vampire: The Masquerade — Bloodlines / Troika Games

Культовая ролевая игра, основанная на вселенной World of Darkness. Vampire: The Masquerade — Bloodlines переносит вас в Лос-Анджелес, населённый вампирами, которые скрывают своё существование от обычных людей. Главный герой — недавно обращённый кровосос, которому предстоит выжить, найдя своё место в местной иерархии и разобравшись в интригах нескольких вампирских кланов.

Ключевые особенности игры — возможность по-разному добиваться своей цели, принимать решения, которые повлияют на финал, увлекательные квесты и запоминающиеся персонажи. В начале игры вы можете выбрать, за какой клан хотите играть — от этого будут зависеть способности вашего персонажа, а также его внешний вид и отношение NPC к нему.

Вернуться к содержанию ↲

Deus Ex

Артём Фролов

Годы релиза: 2000

Краткое описание: революционный стелс-экшен в оболочке мрачного киберпанка

Скриншот: игра Deus Ex / Ion Storm Austin, Eidos Interactive

До релиза Deus Ex считалось, что в играх можно либо сражаться, либо договариваться, либо пробираться втихую под носом у противников. Экшен Уоррена Спектора доказал, что в играх можно предложить делать все эти три вещи одновременно — а игроки уж сами разберутся, как им поступать. Этому способствовали художественные достоинства Deus Ex: стильный киберпанковский мир, закрученная шпионская интрига и саркастичный протагонист Джей-Си Дентон. Последний за словом в карман не полезет.

Вернуться к содержанию ↲

Titan Quest

Дарья Логинова

Год выхода: 2006

Краткое описание: экшен-RPG по мотивам мифов Древней Греции с занятной системой прокачки

Скриншот: игра Titan Quest Anniversary Edition / Iron Lore Entertainment

Классическая история про безымянного героя, который появляется из ниоткуда в одном хитоне и бросает вызов самим богам. Игра основана на мифологиях нескольких народов (в основном это Древняя Греция, немного Египта и Востока). В мир смертных прорвались толпы монстров и вот-вот придут титаны, так что ваша задача — всех зачистить и предотвратить гибель человечества.

Геймплей медитативный: убиваем чудовищ, прокачиваемся, собираем лут, гоняемся за эпическими доспехами. Прокачка вариативная благодаря школам мастерства, из которых нужно выбрать две — можно сделать сильного лучника или воина, стихийного мага, некроманта, петовода и много кого ещё.

Вернуться к содержанию ↲

Gothic

Дарья Логинова

Год выхода: 2001

Краткое описание: RPG — снаружи, симулятор выживания в тюрьме — внутри

Скриншот: игра Gothic / Piranha Bytes

«Готика» новичков не жалеет — но так и должно быть, потому что в корне это симулятор жизни в тюрьме, пусть и магической. Вас бесцеремонно забрасывают под купол, куда сослали кучу преступников на каторжный труд в шахтах. Каково новоприбывшему на зоне? Правильно, несладко. Заключённые поделились на три лагеря: в одном каждый день трясут с вас деньги, в другом заставляют работать на рисовом поле, третьи вообще живут на болоте. Сказал не то, сунулся не туда — и начинается поножовщина, а вне лагерей любая тварь убивает вас в два счёта.

В общем, «Готика» — игра не про грубую силу, а про хитрость и терпение, по крайней мере на первых порах. Нарабатывайте связи, набивайте карманы всем, что можно утащить, становитесь сильнее — а там можно будет и отомстить всем, кто вас притеснял.

Вернуться к содержанию ↲

Fable: The Lost Chapters

Дарья Логинова

Год выхода: 2005

Краткое описание: экшен-RPG про Героя, который взрослеет и иногда творит совсем не геройские дела

Скриншот: игра Fable — The Lost Chapters / Lionhead Studios

Ролевая сказка Питера Молиньё про маленького мальчика, который из-за набега бандитов в одночасье теряет и дом, и семью. Благо, его спасает загадочный воин и забирает в Гильдию Героев — этакую академию, где мальчик растёт, обучается военному искусству и спустя много лет выпускается Героем. А дальше всё зависит от него (точнее, от вас). Сюжет игры в целом линейный, но никто не заставляет вас отыгрывать канонично доброго воина. Можно подстричься под горшок и назваться Колбасуном. Можно помогать разбойникам и по-тихому обворовывать лавки. Можно стать таким злым, что на голове вырастут рога, — и всё равно пройти игру на хорошую концовку. Вот такая ирония.

The Lost Chapters — это расширенная версия оригинальной Fable, вышедшей в 2004 году на Xbox. По сути то же самое, только контента больше и доступно на ПК.

Вернуться к содержанию ↲

Ремейк Resident Evil

Денис Князев

Год выхода: 2002

Краткое описание: бережный ремейк одной из важнейших игр в жанре survival horror

Скриншот: игра Resident Evil / Capcom

В 2002 году Capcom выпустила ремейк оригинальной Resident Evil, а затем, в 2015-м, создала ещё и ремастер этого ремейка — с текстурами более высокого качества. И если вы решите сейчас сыграть в первую часть Resident Evil, то первым вариантом, на который наткнётесь, будет именно ремастер того самого ремейка — эта версия доступна сейчас на ПК и всех современных консолях, включая Nintendo Switch.

Что же до самой игры, то это улучшенная во всех смыслах Resident Evil. Впрочем, она очень близка к оригиналу: в ремейке/ремастере сохранили фиксированную камеру и все остальные геймплейные элементы. Это сейчас Capcom, создавая ремейки своих игр, переделывает всё с нуля, а тогда, в начале 2000-х, компания решила не экспериментировать и ограничилась лишь визуальным обновлением оригинала.

В сюжете и вовсе никаких изменений. Спецотряд полиции из города Раккун-Сити отправляется в Арклейские горы, чтобы расследовать исчезновения людей. Персонажи натыкаются на одинокий особняк, который и становится основным местом действия игры. Именно в нём герои впервые столкнутся с ужасными зомби и другими монстрами, а также узнают правду о деятельности корпорации «Амбрелла».

Вернуться к содержанию ↲

Alan Wake

Леон Балбери

Год выхода: 2010

Краткое описание: психологический триллер с элементами хоррора, где писатель сталкивается с Тёмной сущностью, способной искажать реальность

Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

В попытке побороть творческий кризис писатель Алан Уэйк вместе с женой отправляется в тихий, таинственный городок Брайт-Фоллс. Но вскоре его супруга бесследно исчезает, а сам герой попадает в кошмарную реальность, напоминающую страницы его собственного произведения. В городе начинают происходить странные вещи, а люди, животные и отдельные предметы становятся одержимы тьмой.

В Alan Wake источники света используются в качестве оружия. Прежде чем нанести нанести урон врагу из огнестрела, сначала нужно «выжечь» из него тьму фонарём, прожектором или другими осветительными приборами, включая автомобильные фары. История при этом представлена в формате телесериала и сохраняет интригу в конце каждого эпизода, удерживая внимание игрока до самого финала.

Вернуться к содержанию ↲

The Thing

Леон Балбери

Год выхода: 2002

Краткое описание: хоррор от третьего лица, где сложно предугадать, когда твой союзник превратится в инопланетную тварь

Скриншот: игра The Thing / Computer Artworks

Продолжение фильма Джона Карпентера «Нечто» 1982 года в формате видеоигры. На антарктическую станцию прибывает капитан спецотряда, которому придётся не только уничтожить инопланетных существ, но и совладать с паранойей, ведь среди выживших наверняка есть заражённые. Проблема доверия взята за основу геймплея: союзники могут запаниковать, отказаться от содействия и даже открыть огонь, если сочтут, что главный герой представляет угрозу. Несмотря на то, что все связанные с инфицированием события заскриптованы, в игре отчётливо улавливается атмосфера отчаяния.

К слову, сейчас доступен ремастер с улучшенной графикой и поддержкой разрешения 4K.

Вернуться к содержанию ↲

Condemned: Criminal Origins

Леон Балбери

Год выхода: 2005

Краткое описание: мрачный триллер от первого лица с элементами хоррора и уклоном в ближний бой

Скриншот: игра Condemned: Criminal Origins / Monolith

Во время очередного задания агент ФБР Итан Томас стал подозреваемым в убийстве полицейских, к которому он не причастен. Чтобы доказать свою невиновность, Итан вынужден провести собственное расследование. Но для этого ему придётся посетить самые маргинальные районы города, населённые безумными людьми.

Геймплей больше сфокусирован на ближнем бое — в ход идут подручные инструменты, которые со временем приходят в негодность, после чего приходится искать новые. Огнестрельное оружие встречается крайне редко, как и патроны к нему. Мрачные локации, психоделические спецэффекты и постоянное ощущение, что за главным героем кто-то следит, заставляют действовать очень осторожно и прислушиваться к каждому шороху.

Вернуться к содержанию ↲

Silent Hill 4: The Room

Олег Чимде

Год выхода: 2004

Краткое описание: экспериментальный хоррор в рамках культовой серии Silent Hill

Скриншот: игра Silent Hill 4: The Room / Konami

The Room может быть и не лучшая часть серии Silent Hill, но точно очень хороший хоррор. Главный герой оказывается заперт в своей квартире. Выход один: странная дыра в стене в ванной — через неё он попадает в различные жуткие места, связанные с жертвами маньяка-сектанта. Но каждый раз герой возвращается назад в квартиру — и что-то в ней меняется. Сначала она кажется зоной комфорта и убежищем, но зло постепенно проникает и туда.

Вернуться к содержанию ↲

Warhammer 40,000: Dawn of War и Warhammer 40,000: Dark Crusade

Дарья Логинова

Год выхода: 2004-й и 2006-й соответственно

Краткое описание: качественная RTS во вселенной Warhammer 40k

Скриншот: игра Warhammer 40,000: Dawn of War — Dark Crusade / Relic Entertainment

Отличная RTS с развитием базы, управлением отрядами и захватом земель. Причём упор в игре идёт именно на развитие — кто быстрее захватит точки с ресурсами и разовьёт технологии, тот, скорее всего, и выиграл. Из-за ограничения по количеству юнитов приходится постоянно всё контролировать, перенаправлять отряды и распределять ресурсы. Играть можно за несколько рас, включая некронов, которые появились в расширении Dark Crusade. Их цитадель можно превратить в ходячий боевой замок, который будет стрелять из пушки Гаусса.

Вернуться к содержанию ↲

«Казаки: Европейские войны»

Дарья Логинова

Год выхода: 2000

Краткое описание: историческая стратегия в реальном времени с массовыми сражениями и серьёзным менеджментом ресурсов

Скриншот: игра «Казаки: Европейские войны» / GSC Game World

Историческая RTS, события которой происходят в XVII–XVIII веках, в основном в Западной Европе. Играть можно за 16 стран, есть одиночные миссии и длительные кампании.

Сначала у вас есть кучка крестьян, которые начинают развивать поселение — ставить мельницы и казармы, осваивать месторождения угля, вырубать ближайшие леса. Постепенно базу можно укрепить сторожевыми башнями и фортами, перевести её в новый век, построить флот и произвести огромные войска из разных юнитов, от гусар и пикинёров до гаубиц и мортир. Одна проблема — нужно усердно следить за ресурсами и позициями. Если не будет хватать еды, юниты начнут умирать. Если не хватает золота — наёмники перестанут вам подчиняться. Без угля и железа пушки перестанут стрелять. А вражеские войска могут захватить построенные шахты в любой момент.

Вернуться к содержанию ↲

Heroes of Might and Magic 3

Олег Чимде

Год выхода: 1999

Краткое описание: легенда

Скриншот: игра Heroes of Might and Magic 3 / New World Computing

Третьи «Герои» до сих пор остаются популярными. В них играют томными вечерами или в моменты духовного подъёма, в одиночку или с друзьями — причём даже те, кто в игры толком не играет. И киберспортивные соревнования по ней, конечно, тоже проводятся. Весь секрет в том, что игра подходит для абсолютно любого времяпрепровождения. Она и простая, и глубокая одновременно. Она хорошо состарилась визуально и волшебно звучит. Студии-разработчика давно уже не существует, но моддеры продолжают насыщать любимую игру контентом — как просто пользовательскими картами, так и целыми сюжетными кампаниями.

Вернуться к содержанию ↲

Warcraft 3

Олег Чимде

Год выхода: 2002

Краткое описание: пожалуй, главная RTS нулевых

Скриншот: игра Warcraft 3 / Blizzard

В компьютерных клубах нулевых Warcraft 3 была одной из самых любимых и популярных игр, да и вообще наряду со StarCraft от той же Blizzard это главная стратегия тех времён. Всё благодаря запоминающимся юнитам, стильной графике (которую подпортили в ремейке, к сожалению) и многогранному геймплею. Расы всего четыре, но они кардинальным образом отличаются друг от друга, и тактик можно изобрести огромное количество. А ещё в Warcraft 3 отличная сюжетная кампания о грехопадении, ничуть не хуже, чем в «Звёздных войнах».

Вернуться к содержанию ↲

«Операция Silent Storm»

Олег Чимде

Год выхода: 2003

Краткое описание: революционная для своего времени тактическая игра

Скриншот: игра «Операция Silent Storm» / Nival

Российская на тот момент студия Nival подарила нам множество отличных игр, и Silent Storm — одна из них. Это достаточно вдумчивая пошаговая тактика, где важен каждый шаг, а противники необычайно умные. Но запомнилась она в первую очередь весёлым (смотря как играть, конечно) хаосом из-за почти полной разрушаемости построек. Почти каждую стену можно пробить, почти каждый объект — уничтожить, что открывает большое пространство для тактики боя. Главное, случайно не подорвать гранатой лестницу на второй этаж дома, где находится цель миссии: придётся начинать заново.

Вернуться к содержанию ↲

Worms World Party

Ксюша Солонович

Год выхода: 2001

Краткое описание: двухмерная стратегия, в которой червяки стараются уничтожить противника при помощи базуки, овцы и бетонного осла

Скриншот: игра Worms World Party / Team17

«Смотри сюда!»

Рецепт хорошего вечера очень прост: берёшь друга, включаете «Червячков», по локальной сети или в режиме хотсита за одним компьютером, и дальше вы начинаете пытаться прибить червей из команд друг друга всеми возможными способами. А способов здесь полно, и многие из них весьма эффектные и изобретательные. Как насчёт подкопа? Или бомбы в виде крота? Может, взорвать бочку с бензином? Только поаккуратнее: не поджарить бы собственного бойца. Полностью разрушаемое окружение, забавные отсылки и эмоциональные реплики самих червяков только добавляют веселья.

Вернуться к содержанию ↲

Zeus: Master of Olympus

Ксюша Солонович

Год выхода: 2000

Краткое описание: градостроительный симулятор в эпоху Древней Греции — с богами, чудовищами и героями

Скриншот: игра Zeus: Master of Olympus / Impressions Games

Вы — древнегреческий правитель. Вам нужно построить город, да не абы какой, а чтобы все вокруг ахнули от зависти. Как и везде, жителям здесь нужны ресурсы и красивый вид, казне — деньги, соседям — взаимовыгодная торговля или военные действия. Но далеко не везде по улицам ходят прекрасные боги, благословляя людей, а на город нападают мифические чудовища вроде ужасной Медузы или многоглавой Гидры, убить которых может только великий герой — Персей или Геракл.

Не забудьте позаботиться о культурных мероприятиях и здравоохранении: даже в самых красивых античных легендах жители любят Олимпийские игры и иногда болеют.

Вернуться к содержанию ↲

Grim Fandango

Дарья Логинова

Год выхода: 1998

Краткое описание: сложный, но невероятно харизматичный квест про мир мёртвых, который не очень-то и отличается от земной жизни

Скриншот: игра Grim Fandango Remastered / Double Fine Productions

Обаятельный нуарный квест со скелетом в главной роли. И не просто скелетом, а острым на язык Мэнни Калаверой, которому приходится пылиться в офисе загробного турагентства и помогать душам умерших переправляться в Девятый мир. Однажды, впрочем, Мэнни обнаруживает, что даже это место проела коррупция — билеты на самый быстрый поезд, которые достаются только исключительным праведникам, тайно перераспределяют богачам. Вступив в сговор с подпольными революционерами, Мэнни сбегает из города и начинает новое путешествие длиной в четыре года. Путешествие, полное опасных приключений, джаза и красивых незнакомок.

Советуем играть в ремастер, в нём танковое управление заменили на point-n-click.

Вернуться к содержанию ↲

Supaplex

Дарья Логинова

Год выхода: 1991

Краткое описание: странная аркадная головоломка про колобка Мёрфи, который бегает внутри компьютера

Скриншот: игра Supaplex / Philip Jespersen, Michael Stopp

Одна из тех игр, которые поместятся на дискете. Причём игра очень странная: красный колобок передвигается по абстрактному пространству, которое состоит из микросхем, ядер и чёрной пустоты. На деле оказывается, что колобок этот бегает внутри компьютера и его задача — съесть «инфотроны», похожие на треугольные атомы.

Каждый уровень — это головоломка, иногда с долей аркадности. В основном нужно правильно проложить себе путь — так, чтобы ядра не завалили вас или инфотроны (и ядра, и инфотроны поддаются гравитации). Где-то есть элементы лабиринта и сокобана. Позже появляются ножницы, которые всюду бегают и намереваются вас уничтожить. Не спрашивайте, как они попали в компьютер.

Вернуться к содержанию ↲

Fahrenheit

Дарья Логинова

Год выхода: 2005

Краткое описание: детективная история с мистикой, QTE, сумасшедшим побегом от полиции на уровне «Матрицы» и немного спортзалом

Скриншот: игра Fahrenheit: Indigo Prophecy Remastered / Quantic Dream

Ранняя игра Quantic Dream, авторов Heavy Rain и Detroit: Become Human. История повествует о бедняге Лукасе Кейне, который в трансе убил человека и пытается разобраться в случившемся, скрываясь от полиции. Вскоре выясняется, что тут замешаны сверхъестественные силы, убийство было жертвоприношением, а тело Лукаса в момент преступления контролировал кто-то другой.

Игра переключается между тремя персонажами — Лукасом и двумя детективами, идущими по следу, — так что приходится и убегать, и иронично ловить самого себя. Есть классические для Quantic Dream QTE-моменты, местами хардкорные. Так что если когда-нибудь проснётесь из-за сквозняка, то послушайте совета: просто закройте окно и ложитесь спать дальше. Или так закончится ваша история...

Вернуться к содержанию ↲

Oddworld: Abe’s Oddysee

Ксюша Солонович

Год выхода: 1997

Краткое описание: стильный платформер с чёрным юмором и насмешкой над корпорациями

Скриншот: игра Oddworld: Abe’s Oddysee / Oddworld Inhabitants

Мудокон Эйб — лучший уборщик в компании RuptureFarms, которая производит мясо. Но, случайно подслушав собрание руководства, Эйб узнаёт, что вскоре ему предстоит сменить статус и стать лучшим бифштексом. И не ему одному: существа, которых можно было пустить на мясо, на этой планете почти закончились, поэтому высшие чины вспомнили, что их рабы тоже состоят из мяса. Теперь Эйбу нужно спастись самому, спасти соплеменников от участи превращения в котлеты и вспомнить — или узнать? — историю и культуру собственного народа.

В Oddworld: Abe’s Oddysee есть интересная механика: рабы-мудоконы не будут просто следовать за товарищем к спасительному порталу — нужно сперва поздороваться с ними, а затем приказать идти за Эйбом. Или немного постоять на месте, чтобы избежать смерти в ловушке. Для каждого из этих действий есть собственная реплика.

В 2014 году вышел ремейк — Oddworld: New ’n’ Tasty: всё то же самое, только в 3D.

Вернуться к содержанию ↲

Aquaria

Ксюша Солонович

Год выхода: 2007

Краткое описание: красивая метроидвания про русалочку, морские просторы и постапокалипсис

Скриншот: игра Aquaria / Bit Blot

«Акварию» создали всего два человека — Алек Холовка и Дерек Ю. В это сложно поверить, глядя на неимоверное количество контента, скрывающегося в морских глубинах. Восемь форм главной героини, полсотни рецептов супчиков, роллов и пирогов, дающих тот или иной баф (или дебаф), милые вещички для обустройства собственной пещеры и огромная карта со множеством самых разных локаций — от плавучих льдин до тропического побережья, от безмятежных тёплых вод с яркими рыбками до поросших кровеносными сосудами развалин и жутковатых коридоров, напоминающих о картинах Руди Гигера. Чем дальше, тем мрачнее становится путешествие Найи: погибшие цивилизации, безумные боги, ошибки древних рас — океан скрывает всё.

Вернуться к содержанию ↲

«Мор. Утопия»

Ксюша Солонович

Год выхода: 2005

Краткое описание: симулятор ходьбы и выживания в страшной эпидемии, где всё играет против вас, но на глубокий сюжет, который сломает вам мозг

Скриншот: игра «Мор. Утопия» / Ice-Pick Lodge

В забытый богами степной городок, где дикие шаманские верования сильнее рационального подхода, девушки танцуют для трав, а священный бык и костяная ведьма считаются более реальными, чем бактерии, приходит страшная болезнь — Песчаная Язва. Только у трёх человек есть власть спасти этот город — или уничтожить его. Три врача — три разных подхода, три разных выбора. Или (это спойлер!) возможность сломать четвёртую стену и найти ещё один, четвёртый выбор.

Люди умирают, на улицах процветает бандитизм, цены на продукты взлетают до небес. Вам нужно следить за показателями здоровья, голода, усталости, иммунитета и репутации, чтобы сломя голову бегать по всему городу, искать решение проблемы (точнее, множества проблем), ругать твердолобых горожан — и узнавать самые невероятные вещи: о чуме, о чудесах, о пророках. Верить в них или нет, ценить их или порицать — уже ваше дело.

В этом году игре исполняется 20 лет. За эти годы «Мор. Утопия» обзавелась статусом культовой игры, толпой фанатов, HD-ремастером и ремейком с одним из трёх рутов (второй на подходе). И любят её не за техническую вылизанность (её там нет) и изобретательный геймплей (его там тоже нет), но за философию и великолепный сюжет (а вот этого там в достатке).

Вернуться к содержанию ↲



Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована