55 лучших игр с открытым миром: самые популярные экшены, RPG и шутеры
Тайтлы, которые затянут вас на десятки часов.
Скриншот: игра Cyberpunk 2077 / CD Projekt RED
Игры с открытым миром очень разные, и просторные локации, на которых происходят все события, используются в них тоже очень по-разному. Где-то это площадка для экспериментов и крафта, а где-то — подходящее место для виртуального исторического туризма.
В этой подборке редакция «Геймдев» Skillbox Media собрала лучшие игры с открытым миром в самых разных жанрах — от экшенов до RPG.
Содержание
- «Ведьмак 3: Дикая Охота» (The Witcher 3: Wild Hunt)
- Cyberpunk 2077
- GTA 5
- Серия Red Dead Redemption
- Sable
- No More Heroes
- Deadly Premonition
- The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
- Серия Assassin’s Creed
- Серия Middle-earth
- Watch Dogs 2
- Elden Ring
- Dragon’s Dogma: Dark Arisen
- Far Cry 2
- Серия S.T.A.L.K.E.R.
- Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint
- Dead Rising 2
- Ghost of Tsushima
Doom — 30 лет! Читайте наш большой спецпроект, приуроченный к юбилею важнейшего шутера в игровой индустрии.
В этом спецпроекте — масса крутой информации о разработке всех игр серии, о феномене первой Doom и о том, как она изменила геймдев, о людях, которые работали на франшизой, и культурных явлениях, которые окружали в момент выхода каждую из частей.
«Ведьмак 3: Дикая Охота» (The Witcher 3: Wild Hunt)
Денис Князев
Год выхода: 2015
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: масштабная фэнтезийная RPG, основанная на книгах Анджея Сапковского
«Ведьмак 3: Дикая Охота» даёт возможность погрузиться в огромный фэнтезийный мир, созданный на основе произведений польского писателя Анджея Сапковского. В роли ведьмака Геральта, желающего отыскать свою обещанную дочь Цири, игрокам удастся побывать в лесах и болотах Велена, изуродованного жестокой войной между государствами Темерией и Нильфгаардом, на оживлённых улицах большого средневекового города Новиграда, морозных островах архипелага Скеллиге и в других землях, полных опасностей и заданий для главного героя.
Занятно, что студия CD Projekt RED, которая в двух первых «Ведьмаках» нарисовала пусть и довольно просторные, но всё же ограниченные невидимым барьером локации, в третьей части создала знаковый для всей игровой индустрии открытый мир. После игры «Ведьмак 3: Дикая Охота» небывалую популярность среди других разработчиков приобрела идея наполнять игровое пространство местами интереса, помеченных знаками вопроса или какими-нибудь другими символами. Пожалуй, самое сильное влияние открытый мир The Witcher 3: Wild Hunt оказал на создателей Assassin’s Creed, которые в Origins, Odyssey и Valhalla во многом пошли по стопам CD Projekt RED.
Впрочем, значение для индустрии — далеко не единственная причина, по которой третьего «Ведьмака» можно смело назвать одной из лучших игр в открытом мире. Мир в этой масштабной RPG невероятно красив и насыщен интересными местами, неожиданными квестами и персонажами, с которыми у Геральта запросто может состояться увлекательный разговор. Исследовать этот мир попросту очень здорово.
Cyberpunk 2077
Денис Князев
Год выхода: 2020
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: масштабная RPG о мире будущего, основанная на настолке Cyberpunk Майка Пондсмита
Ещё одна большая ролевая игра от студии CD Projekt RED, но уже не в фэнтезийной вселенной, где ведьмаки сражаются с чудовищами, а в киберпанковом мире будущего. В нём улицы густонаселённого мегаполиса залиты светом неоновых вывесок, в подворотнях орудуют бандиты с имплантами и механическими усилителями тела, а элитные небоскрёбы соседствуют с бедными неблагополучными кварталами.
Разработчикам «Ведьмака» удалось создать крайне правдоподобный и живой мир будущего, в котором у главного героя есть множество возможностей. Десятки разнообразных персонажей, увлекательные квесты, потрясающе написанные истории за каждым углом, изобретательный дизайн окружающего мира — всё это про Cyberpunk 2077.
Многие помнят, что релиз у этой игры выдался крайне непростым из-за большого количества багов, но с тех пор многое изменилось. CD Projekt RED не только исправила все критические ошибки и переделала многие элементы Cyberpunk 2077 практически с нуля, но и выпустила большое сюжетное дополнение Phantom Liberty, с которым мегаполис Найт-Сити стал ещё больше: к нему добавился мрачный район Пёсий город, которым управляет бывший военный и где разворачиваются события, достойные лучших шпионских триллеров.
Читайте также:
GTA 5
Денис Князев
Год выхода: 2013
Режим игры: одиночный, онлайновый (в GTA Online)
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: самая масштабная часть популярной серии Grand Theft Auto
Даже сейчас, спустя больше 10 лет после выхода, GTA 5 по-прежнему остаётся одной из главных игр в открытом мире. Причины? Увлекательный сюжет, множество харизматичных персонажей, почти полная свобода действий и, конечно, сам игровой мир — город Лос-Сантос и его окрестности с горами, полями, лесами и озёрами. И ещё возможность передвигаться по этому миру на машинах, самолётах и мотоциклах.
При этом на просторах солнечного Лос-Сантоса разворачивается очередная криминальная история, свойственная играм серии. Майкл, Франклин и Тревор — главные герои GTA 5 и союзники поневоле. Они участвуют в детально спланированных ограблениях по всему городу, становятся участниками бандитских разборок и, несмотря на все опасности вокруг, очень стараются остаться в живых. Между персонажами можно переключаться практически в любой момент — как при исследовании открытого мира, так и при выполнении сюжетных заданий. Конечно, как и в любой другой части GTA, здесь полно сторонних заданий и самых разных активностей вроде возможности пойти в бар или принять участие в гонках.
Серия Red Dead Redemption
Денис Князев
Год выхода: первая часть — 2010-й, вторая часть — 2018-й
Режим игры: одиночный, онлайновый
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: экшены про Дикий Запад, созданные по всем правилам хорошего вестерна
Rockstar Games известна не только серией GTA, но и двумя частями Red Dead Redemption. Экшены в открытом мире, созданные в жанре вестерна, рассказывают о приключениях бандитов и грабителей на вымышленных территориях американского Дикого Запада и в столь же вымышленном регионе Мексики. В основе сюжетов — темы о бесконечном насилии, совершённых преступлениях и наказаниях за них, дружбе и верности, нежелании отказываться от прошлого и жить по правилам нового мира.
События первой части происходят преимущественно в 1911 году, когда бывший бандит Джон Марстон заключает сделку с ФБР: в обмен на освобождение своей семьи он отправляется на поиски своих бывших подельников, с которыми когда-то совершал преступления. Вторая часть — сюжетный приквел этой истории, посвящённый приключениям Артура Моргана, члена той же банды, в которой состоял и Джон Марстон. Суть обеих историй крутится вокруг идеи о том, что жизненного счастья на преступной тропе не найти никому, даже тем, кто время от времени стремится встать на путь исправления.
Обе части Red Dead Redemption — экшены в открытом мире в духе GTA. Только вместо автомобилей здесь лошади, вместо баров — салуны, а вместо боулинга — охота. А вот в сюжетных заданиях всё примерно то же самое — ограбления поездов и банков, криминальные разборки и много стрельбы.
Sable
Владимир Шумилов
Год выхода: 2021
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, Xbox Series X/S, Xbox One
Краткое описание: медитативное и атмосферное паломничество на ховербайке под воздушный дрим-поп
Автор комиксов «Герметический гараж» и «Арзак», соавтор серии «Инкал» и художник фильмов «Трон» и «Пятый элемент» Жан Жиро (Мёбиус), создавая свои миры, выступал скорее зрителем, который мог посмотреть на невиданные вселенные и запечатлеть их, но не мог их контролировать. Рисунки Мёбиуса отдалённо похожи на наш мир, но живут по другим законам. Зрителям и читателям оставалось лишь принять новые правила и наблюдать за летающими существами, кислотными пейзажами и странными ритуалами.
Sable напоминает работы Мёбиуса не только визуально, но и в плане ощущений: авторы игры буквально переложили чарующие и странные путешествия Мёбиуса в формат максимально доступной и дружелюбной видеоигры.
Несмотря на то, что мир Sable выглядит враждебным и малопригодным для жизни, в нём очень приятно находиться, ведь неспешное исследование здесь возведено в абсолют. Разработчики не заваливают игрока информационным шумом: активностями, случайными событиями, «горящими» квестами, рандомными сражениями и разговорчивыми NPC, не пугают высокими ставками (в кои-то веки не нужно спасать галактику или Цири), тут нет назойливого таймера, а у главной героини отсутствует обязательная для видеоигр вещь — полоска здоровья. Огромная дикая пустошь буквально не может вам навредить.
Главное в Sable — это путь на ховербайке через дюны и каньоны в поисках собственного предназначения под великолепный эмбиент и музыку дрим-поп группы Japanese Breakfast. Как только героиня найдёт предназначение — игра закончится. Награда в конце — единение с некогда диким миром, чувство покоя и приятное послевкусие от долгой прогулки.
No More Heroes
Владимир Шумилов
Год выхода: 2007
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, Nintendo Switch, Wii
Краткое описание: безумный постмодернистский экшен про гика-убийцу, который вынужден ходить на обычную работу
No More Heroes — шероховатая и странная игра, которая понравится далеко не всем. Это буквально поп-культурный коктейль, который за час может сперва с любовью ссылаться на некогда популярные аниме-сериалы и американские супергеройские комиксы, а потом резко начать высмеивать жестокие видеоигры и стиль жизни простых игроков. Открытый мир здесь — тоже объект высмеивания, а заодно и мощный авторский комментарий Гоити Суды о состоянии игровой индустрии середины двухтысячных. Забавный факт: за 17 лет с момента релиза этот самый комментарий не потерял актуальность.
Открытый мир No More Heroes не даст вам ощущения комфорта, не подарит крутое длинное приключение с кучей активностей на сотню часов, а «правило 40 секунд», по которому каждые 40 секунд вокруг должно случаться что-то интересное, для Суды — скорее пошлый анекдот, а не практика. Город в No More Heroes специально превратили в пародию на игры с открытым миром как явление и тем самым усилили историю о погрязшем в рутине герое, который вынужден лавировать между размытых коробок и выполнять скучные задания вроде уборки мусора и ловли серых скорпионов на сером песке. Всё ради того, чтобы получить доступ к крутой миссии с убийством очередного харизматичного босса. Вот там будет весело, а пока — надо потерпеть и поработать как все.
Город в No More Heroes заставит вас скучать и задаваться вопросами. Нужны ли вообще играм открытые миры? Мы действительно их любим или просто привыкли к такому формату видеоигр? Как сильно авторы раздувают свои игры и на что идут ради этого? Хочу ли я в ближайшее время снова возвращаться в открытый мир, или лучше провести время в более короткой, но насыщенной игре? Суда намеренно даёт вам время подумать не только об играх в целом, но и о ваших собственных вкусах. Прямо как если бы вы ехали на работу в общественном транспорте, любуясь поднадоевшим пейзажем в хмурый зимний день.
Особенно ярко это решение выглядит на фоне актуальных релизов с открытым миром — Hogwarts Legacy, Cyberpunk 2077 и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Современные игры изо всех сил стараются нас развлечь: осыпают событиями, заваливают квестами, механиками и активностями, отвлекают технологичной картинкой. Для разработчиков больших тайтлов среднестатистический игрок, наверное, выглядит как гиперактивный ребёнок, внимание которого легко потерять, а значит, его нужно постоянно удерживать всеми доступными способами. Но Гоити Суда в No More Heroes предельно честен и смотрит на игроков как на равных себе, предлагает вместе посмеяться, а заодно — хорошенько подумать о природе игр и наших желаниях.
Если вам тоже хочется поразмышлять на фоне однообразных зданий, но не хочется смотреть на устаревшую картинку и резаться об острые полигоны, — запускайте относительно недавнюю No More Heroes 3. Концептуально открытый мир там остался на том же уровне, что и в первой игре, разве что передвигаться по нему стало чуть удобнее из-за возросшего темпа. Правда, лучше выбрать версию для PS5: она красивее версий для Switch и ПК.
Deadly Premonition
Владимир Шумилов
Год выхода: 2010
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, Nintendo Switch
Краткое описание: неровный, но харизматичный детективный боевик с атмосферой фильмов Дэвида Линча
Deadly Premonition — откровенно ужасный экшен с отвратительным открытым миром. Игру можно ненавидеть за скверную картинку, баги, ужасную оптимизацию и раздражающе неудобный геймплей. Одновременно её можно любить за закрученный сюжет с сюрреализмом и ужасами в стиле Дэвида Линча (если бы тот был японцем), харизматичных героев и тёплую атмосферу вымышленного городка Гринвейл.
Городок этот — один в один брат-близнец тихого и сонного Твин Пикса. Лесные массивы, горы, красивый туман, скупое солнце и прохладные дожди. Однако иллюзия спокойствия скрывает множество тайн и секретов. Например, ночью по улицам бродит маньяк в красном дождевике, а вместе с ним — кое-кто пострашнее, Дама с кастрюлей пытается уберечь мир от катастрофы, не давая кастрюле остыть, а красные семена — не то, чем кажутся.
Как вы могли понять, жители Гринвейла — далеко не простые люди. У каждого — индивидуальный характер, уникальный распорядок дня и скелеты в шкафу. Скелетам в шкафах и причудам местных посвящены побочные задания, выполнять которые хочется не из-за каких-то крутых наград или активностей (их почти нет), а чтобы получить очередной кусочек информации о городе и его обитателях. Боевой геймплей, передвижение по миру, мелкие активности и весь открытый мир Deadly Premonition — это преграды на пути к пониманию истории. Если вы захотите раскрыть дело и поймать убийцу, а заодно и разобраться в тёмном прошлом городка, — вам придётся буквально через силу продираться сквозь все игровые элементы. Да, прямо как настоящий детектив, который во враждебной обстановке должен выполнить свою работу.
Немножко облегчить страдания может главный герой — агент ФБР Фрэнсис Йорк Морган. Он — киноэстет, меломан и кофейный медиум. Про кино и музыку Морган частенько размышляет вслух во время изнуряюще затянутых поездок по городу и окрестностям. Фрэнсис говорит об эксплуатационных фильмах, дешёвых хоррорах и харизме чёрно-белого кино не хуже эссеистов Тони Чжоу и Тэйлор Рамос с ютуб-канала Every Frame a Painting. В итоге, решив в очередной раз бросить игру, ловишь себя на мысли, что не уйдёшь без очередного размышления Йорка. Садишься в машину и едешь в закусочную пополнить здоровье или на сюжетную встречу с напарницей, а потом сам не замечаешь, как оставляешь в Deadly Premonition ещё пять часов. Затем ещё раз и ещё.
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
Артём Фролов
Год выхода: 2023
Режим игры: одиночный
Платформы: Nintendo Switch
Краткое описание: экшен с крафтом и пазлами про рыцаря Линка, вновь спасающего принцессу Зельду и королевство Хайрул от нашествия тёмной силы
Казалось бы, что ещё могли придумать дизайнеры Nintendo после того, как сами же задали новую планку интерактивности игровых миров в The Legend of Zelda: Breath of the Wild? А вот и придумали: в Tears of the Kingdom игрок получил возможность строить из подручных деталей почти любые механизмы, которые могут прийти вам в голову, — от примитивной телеги до боевого меха из аниме.
Это нововведение вновь задаёт новую планку для игр с открытым миром — ведь в новейшей «Зельде» королевство Хайрул превращается из просто интересной игровой площадки в огромный полигон для испытания самых смелых идей. Это тот самый случай, когда фразы вроде «Создайте собственное приключение» — не просто маркетинговое клише: у вас есть все инструменты, чтобы преодолеть бурную реку или разгромить лагерь бокоблинов каким-нибудь необычным способом.
Впрочем, даже без учёта инновационных механик Хайрул из Tears of the Kingdom остаётся просто потрясающим открытым миром: живописным, невероятно вертикальным благодаря летающим островам и подземным пещерам и наполненным массой интересных историй — придуманных разработчиками и созданных воображением самих игроков.
Серия Assassin’s Creed
Денис Князев
Годы выхода: 2007–2023
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: исторические экшены про вечную войну ассасинов с тамплиерами
Любую из основных частей Assassin’s Creed можно смело использовать для виртуального туризма — и это одно из главных преимуществ серии. К этим играм можно предъявить самые разные претензии — и по поводу сценария, и по поводу игрового процесса, и по поводу отдельных дизайнерских решений, — но одного у них не отнять: приключения скрытных убийц всегда разворачиваются в мирах невероятной красоты и в рамках крайне интересных исторических периодов.
Ближний Восток времён Третьего крестового похода, Италия эпохи Возрождения, Америка периода войны за независимость, Британские острова на фоне многочисленных набегов викингов, Древний Египет и Древняя Греция, революционная Франция — едва ли какая-то другая игровая серия так же активно популяризирует историю, как это делает Assassin’s Creed. При этом, конечно, мало просто воссоздать декорации — нужно, чтобы эти декорации выглядели правдоподобно, важно, чтобы по этим игровым мирам можно было бродить, с интересом разглядывая достопримечательности. В этом деле ценна работа художников, иллюстраторов и дизайнеров уровней — и вот они как раз справляются со своими задачами на все 100 процентов. Любая из частей Assassin’s Creed даёт отличную возможность глубоко окунуться в выбранную историческую эпоху и погулять по миру, максимально близкому к той его версии, которая много веков назад существовала в реальности.
Серия Middle-earth
Денис Князев
Год выхода: первая часть — 2014-й, вторая часть — 2017-й
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: экшены по мотивам «Властелина колец»
По мотивам «Властелина колец» было создано немало игр разного качества, но, пожалуй, сильнее всего на их фоне выделяются две части Middle-earth — Shadow of Mordor и Shadow of War. Это экшены от третьего лица в открытом мире, события которых происходят в промежутке между «Хоббитом» и приключениями Братства кольца — на территории Мордора и приграничных земель.
Главный герой обеих частей — воин Талион, который в начале первой же игры вместе со своей семьёй погибает от рук орков, но вскоре возрождается и понимает, что в его тело вселился дух Келебримбора, создателя тех самых колец власти, жившего в Средиземье 3000 лет назад. Получив в распоряжение силу давно умершего эльфа, Талион отправляется на поиски урук-хаев, виновных в гибели его семьи, — и вскоре обнаруживает, что за всеми трагедиями в его жизни стоит сам Саурон.
Одна из ключевых особенностей обеих частей Middle-earth — система Nemesis, благодаря которой враги, пережившие встречу с Талионом, становятся опытнее, получают новый ранг, запоминают героя и затем вспоминают былые обиды при следующих схватках.
Watch Dogs 2
Денис Князев
Год выхода: 2016
Режим игры: одиночный, кооперативный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: симулятор хакера в солнечном Сан-Франциско
Watch Dogs 2 позволяет примерить на себя роль хакера, который, используя собственный смартфон и навороченные гаджеты, взламывает различные системы городской инфраструктуры, машины и технику и всю прочую электронику, связанную операционной системой ctOS. Конечно, эту систему разработала огромная технологическая корпорация, желающая следить за людьми и использовать полученную информацию себе на пользу. Как же против такого не выступить!
События второй части Watch Dogs происходят в Сан-Франциско и его окрестностях. Главный герой игры, Маркус Холлоуэй, из-за той самой ctOS оказался вне закона — причём за преступление, которого не совершал. Чтобы защитить своё имя и удалить данные о себе из базы всемогущей ОС, он вступает в ряды хакерской группировки DedSec, но довольно скоро решает и дальше бороться против корпорации и повсеместной слежки за людьми.
Практически любое задание в Watch Dogs 2 можно выполнить как минимум двумя способами — в лоб, прорываясь к цели с огнестрельным оружием наперевес, или же скрытно, используя хакерские гаджеты и взламывая всё, что можно взломать, для отвлечения или устранения противников. Можно, к примеру, заставить кондиционер испустить электрический шоковый импульс, который ненадолго лишит врагов возможности противостоять главному герою.
Watch Dogs 2 — пожалуй, наиболее интересная часть серии, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения геймплейных возможностей. Кроме неё, впрочем, есть ещё первая часть, события которой происходят в Чикаго, и третья — о проделках DedSec в Лондоне. Оригинальная игра считается самой слабой в серии, а вот в третью стоит сыграть не только ради современной антиутопической столицы Великобритании, но и ради возможности завербовать в свои хакерские ряды любого NPC в игре. И затем сыграть за него!
Elden Ring
Иероним К.
Год выхода: 2022
Режим игры: одиночный, асинхронный мультиплеер
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S
Краткое описание: путешествие из грязи в князи длиной в тысячу смертей
Во вступлении Demon’s Souls — игры, вернувшей FromSoftware на карту индустрии в эпоху PlayStation 3, — называют имена нескольких путников, пришедших не то спасти королевство Болетария от полчищ демонов, не то примкнуть к ним. Мы непременно найдём большинство из них, но так ничего и не узнаем об их родине. То же самое позже произойдёт и в Dark Souls: неуклюжий рыцарь Сигмайер родом из Катарины; пара жутковатых типов, Лотрек и Освальд, пришедшие в Лордран из Карима. Встречали в ночном лесу мужика в церемониальных доспехах? Это Шива, он откуда-то с Востока. Делаем широкий жест руками — вот такой Восток. В Dark Souls можно уйти на сотни лет в прошлое, но ни Востока, ни Карима или Асторы мы сами никогда не увидим.
Напряжение между тем, что игры FromSoftware при Миядзаки показывали и чего они показать не могли, всегда кривило линзу, через которую мы изучали окружающий мир. Чтение местных летописей иногда осложняется и тем, что часть страниц перепутана или вовсе вырвана: вторая и третья Dark Souls серьёзно пострадали от внутренних переделок и перестановок. Ещё вторую часть изначально планировали вывести в открытый мир, но из-за скромных возможностей железа амбиции пришлось поумерить. Карим, Восток и прочие далёкие страны оставались далёкими топонимами. Можно бесконечно танцевать вокруг условностей географии вроде «размытого времени» или «пространства сна», но спустя какое-то время в этом жесте становится слишком очевидной техническая нужда.
Elden Ring легко списать как чисто формальное достижение в технике — наконец-то мы увидим все умирающие королевства, названия которых нашёптывают нам мудрецы и безумцы. Слышали про Каэлид? Там теперь болото и сплошной перегной, счастливой поездки. Если кто-то вскользь упомянул далёкий север и огненных гигантов, значит, мы доскачем до заснеженных пустынь и огненных гигантов. В отличие от своих предшественниц Elden Ring не оставляет практически никаких недостижимых белых пятен. Больше нет красивых скайбоксов, до которых хочется дотянуться, но нельзя: всё красивое уже показано и спрятано в самом Междуземье.
Возможность показать целый мир вроде и позволяет задавить игрока массой контента, но при подходе студии накладывает свои обязательства. Нельзя просто махнуть рукой в сторону рисунка на фоне и сказать: «Это было давно и неправда», и к этой тактике игра уже не прибегает. Междуземье оправдывает собственное название: здесь действительно сталкиваются культуры, боги, идеи о жизни и смерти, и каждый в этих землях живёт по чьему-то замыслу. FromSoftware знала, что ей уже не повторить радость возвращения к родному костру через тот самый лифт из первой Dark Souls, поэтому Elden Ring постоянно ставит на масштаб и постоянство конфликтов: теперь лифты уносят нас в подвал подвала вселенной, к увядающим корням мирового древа. И где бы вы ни оказались, вы найдёте бесчисленные подсказки о том, как здесь жили и за что умирали задолго до вас.
Нас постоянно возвращают к вопросам бытия и в конце позволяют сделать выбор, определяющий судьбу мира, заранее показав его последствия. Каждый выбирает в меру своей вовлечённости и понимания принципов — в конце концов можно утопить мир в очищающем пламени или просто насладиться собственной властью. Не считая космоса, тяжело подобрать другую вселенную, наполненную историей и позволяющую погрузиться в выдуманный мир настолько глубоко и одновременно далеко за горизонт. Да и мало какая игра способна в таких деталях описать путь игрока от живого трупа с палкой до воплощения божественной силы, не просто переводя десятки единиц урона в сотни, но вкладывая в наше тело россыпи молний, дыхание драконов и всепожирающий огонь.
Dragon’s Dogma: Dark Arisen
Иероним К.
Год выхода: 2012
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch
Краткое описание: японская D&D без кубиков, но с боёвкой в стиле Devil May Cry
На релизе Dragon’s Dogma удостоилась обидного ярлыка «бюджетной Skyrim», ещё и запоздавшей относительно бессмертного хита Bethesda на целый год. Зачем кромсать гоблинов здесь, если я ещё не прошёл игру, в которой можно просто жить? В самой Dragon’s Dogma при этом реализована лишь скромная часть изначального проекта исполинских масштабов. Когда в финальный релиз не попадает добрая половина всего задуманного, уже нельзя быть уверенным в том, что даже воплощённые и красивые на бумаге идеи сработают без утраченного контекста.
Игра преобразилась в 2013-м с выходом обновления Dark Arisen, хотя тогда внимание прессы уже перешло к более горячим релизам. В любом случае выбор между Skyrim и Dragon’s Dogma кажется очевидным. Скайрим со всеми его жителями, властителями и ограми вращается вокруг игрока; Грансис в целом безразличен к участи деревенщины, у которого дракон отобрал сердце, несмотря на его формальный статус избранного. А кто не безразличен, обычно пытается использовать помеченного судьбой в своих интересах.
Dragon’s Dogma оказалась на удивление живучей химерой, в которой сшиты традиции западных и японских ветвей ролевых игр, есть что-то и от Dungeons & Dragons, и от Record of Lodoss War. Поначалу это, скорее, отпугивает: мы получаем кучу побочных квестов в духе «убить 30 летучих мышей», эскорт-миссий и поисковых вылазок. Но в этом случае технические квесты скорее выступают как формальные поводы покинуть родную деревню и отправиться навстречу приключениям. Приведённые на место персонажи позже могут сыграть свою роль в нашей истории, предметные задания иногда оказываются нетривиальными по своим последствиям, воскресить волшебным камнем можно не только самого себя, а вроде бы типичная история о служении королю и убийстве дракона обретает неожиданную глубину.
К сожалению, далеко не все действительно удачные идеи игры были реализованы где-то ещё, но тем ценнее доступность Dragon’s Dogma сегодня, хотя бы до выхода сиквела-ремейка. Каждый уголок и пригорок мира здесь скрывает что-то ценное, у сюжетных квестов то и дело встречаются крайне нетривиальные методы решения (включающие создание подделок, например), в отношении боевой системы есть где разгуляться поклонникам и Гатса из «Берсерка», и волшебников с заклинаниями Судного дня, а таких говорливых и смышлёных NPC-напарников нет, кажется, нигде.
Сегодня сложно удивить объёмами мира, но именно местная камерность позволила сделать больший упор на вдыхающие в мир жизнь эстетические штрихи: непроглядно тёмные ночи, гаснущая в воде масляная лампа, примитивная боевая музыка гоблинов, шикарные комментарии наших напарников, разлетевшиеся на цитаты в комьюнити поклонников, особенное внимание огров по отношению к людям, наряженным в платья… Действительно, большую часть времени мы проведём за типичными для жанра занятиями, но в том, что касается приключений по пути, у Dragon’s Dogma и сегодня немного конкурентов.
Far Cry 2
Иероним К.
Год выхода: 2008
Режим игры: одиночный, многопользовательский
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360
Краткое описание: антитуристический шутер, где всё и всегда идёт не по плану
У Far Cry 2 необычное место в истории. Это одновременно один из первых современных шутеров в открытом мире и едва ли не последняя на долгие годы игра Ubisoft, сделанная не по чёткой и предсказуемой формуле — в Far Cry 2 пока ещё даже нет вышек. И чем дальше от нас уходит 2009 год, тем лучше видно, о чём на самом деле была игра, ради которой сами разработчики поехали собирать материал в Африку.
Формула серии Far Cry в итоге свелась к туристическому развлечению — меняются сеттинги, локации и акценты английского, из раза в раз мы помогаем местным свободным людям скинуть оковы диктатуры очередной хунты, выступая в роли спасителя с дробовиком. Far Cry 2 — антитеза всему, что было в серии после неё. Мы выбираем персонажа, знакомимся с напарниками и местными главарями, выбираем сторону в бессмысленной и жестокой гражданской войне. Нас никто не ждёт, и иногда от нас мёртвых больше проку.
Но, в отличие от большинства игр с подобным сюжетом, каждым своим действием мы усугубляем и без того ужасное положение вещей и никак не можем это изменить. Для игры написали огромное количество реплик, но все сказанные вам слова, сколько бы вы ни переигрывали этот сюжет и в чьей бы компании ни оказались, всегда будут сводиться к одному и тому же исходу. Здесь ничего изменить нельзя, всем остаётся лишь рационализировать право сильного и любоваться видами саванны.
Как видеоигра Far Cry 2 подчёркивает эту мысль постоянным дискомфортом. У нас нет радара, удобных отметок положения противника, оружие постоянно ломается, иногда одолевает приступ малярии, застилающий глаза. Как отметили некоторые критики, это та игра, в которой гранаты скатываются с холмов, — здесь ничего и никогда не проходит по плану (особенно если вы играете на последней сложности, как и следует). Случайный выстрел или неудачный (как знать!) бросок коктейля Молотова взрывает горючее, поджигает траву, устраивает пожары.
Игра не достигает враждебности уровня злобных рогаликов, но с 2009 года у нас так и не выходило шутеров, где приходится стрелять по шуршащим кустам, а стихия уравнивала бы шансы на выживание с характерным безразличием.
Серия S.T.A.L.K.E.R.
Иероним К.
Годы выхода: 2007–2009
Режим игры: одиночный, многопользовательский
Платформы: ПК
Краткое описание: Стругацкие, дворовые нравы и руины детства на отравленной земле
Первым значимым поступком, который предлагают совершить в «Тени Чернобыля», для большинства окажется пожертвование аптечки раненому незнакомцу. Простой жест усложняет наше понимание жизни в Зоне: похожие на бандюганов люди в масках — не всегда враги, солдаты в форме — далеко не всегда наши друзья. Здесь наши отношения с окружающими зависят от наших поступков. Спасём одиночку от бандитов — и он расскажет другим о нашем благородстве. Оставим кого-то на произвол судьбы — и некому будет замолвить за нас словечко.
Несмотря на смещение акцентов в каждой из игр трилогии, это смысловое ядро никогда не выходит из фокуса. В «Чистом небе» идеологические конфликты фракций и случайные встречные из первой игры сменились постоянной войной группировок и переделом зон влияния. В «Зове Припяти» отношения между людьми усложнились, появилось больше подковёрных интриг, в которых и мы не можем быть до конца честными с другими. И всё это ради… отравленной пустыни и сказок про исполнение желаний?
Зона в «Сталкере» не просто выступает полноценным действующим лицом — она вмещает в себя гигантский ком разбитых надежд, иллюзий и ценностей мира за своими пределами. Кругом радиация, выбросы, чудовища и сотня способов умереть, но разве это хуже всего того, что творится снаружи? Философия сталкеров заключается в том, что именно здесь отношения имеют ценность, именно здесь старания и умения могут быть вознаграждены исполнением желаний магическим артефактом. Именно здесь, а не где-то ещё, выпитая бутылка водки — способ спастись, а не медленно пойти на дно. Прийти в такое место по своей воле может только наивный человек, в котором не умерло желание перевернуть мир, либо циник, умеющий вовремя оценить стоимость колбасы и человеческой жизни.
При сложном социальном портрете «Сталкеру» удалось завоевать любовь и работой с детским воображением. Ранние перестрелки с перебежками между кирпичными развалинами и «металлическими буквами „Е“» напоминают детские игры в войнушку. Исследование заброшенных электростанций и складов — прогулки по заброшкам. Характерный говор сталкеров по колориту не уступает уличному арго, полузабытому с девяностых. И наконец-то найденный под ногами ржавый болт отскакивает от волшебной аномалии не в воображении, а почти по-настоящему.
Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint
Иероним К.
Год выхода: 2019
Режим игры: одиночный, кооператив, мультиплеер
Платформы: ПК, PS4, Xbox One
Краткое описание: самый гибкий кооперативный милитари-симкейд
Выход Ghost Recon Breakpoint в 2019-м обернулся для Ubisoft подрывом собственных позиций: на пару с неудовлетворительными показателями The Division 2 игра опустила стоимость акций компании до двухлетнего минимума. Breakpoint при этом выглядела продуктом творчества акционеров: микротранзакции преследуют игрока настырнее местных головорезов, утопический остров завален ящиками и бегающими пиньятами в звериных шкурах, у оружия есть уровни, только и знай, что пересобирать да смотреть на рост циферок. Кажется, сама игра откатилась на третий план, её не видно из-за рекламных баннеров с предложением прикупить тактические перчатки S&S WetWorX, +4% к регенерации здоровья!
Тихое счастье игра обрела в забытьи. После провального старта и разочарования инвесторов разработчики постепенно отреставрировали её, возможно, приблизив к изначальной задумке. Сегодня она в лучших традициях Ubisoft вываливает на экран кучу подготовительных меню и опций, но многие из них позволяют избавиться от различной шелухи.
Можно отключить уровни оружия, практически весь интерфейс (или, наоборот, завалить им экран в духе мемных картинок), регенерацию здоровья, включить тёмные ночи и схему повреждений, скорее ожидаемую в более нишевых симуляторах, — в совокупности эти опции составляют «режим погружения», как его называют в игре. Настройки при этом остаются индивидуальными даже в кооперативе: я могу устроить себе персональный ад и шарахаться от каждого выстрела, пока мои товарищи выбивают двери ногами с пулемётом наперевес.
Сегодня Ghost Recon представляет собой что-то между милитари-симкейдом и AD& D для любителей сражаться и зачищать данжи, но не бросать кубик и шуметь в тавернах, — разве что вместо фэнтезийных катакомб у нас параметрическая архитектура, заводы и порты, раскиданные по райским кущам. На высоких уровнях сложности подготовка в лагерях с подбором оружия и временных бафов становится не менее важной частью приключения, чем разведка и умение не шуметь до последнего.
Спустя примерно 10 часов Breakpoint в умелых руках оборачивается почти порнографической фантазией о профессиональных компетенциях: играя с семьёй, я в один момент обнаружил, что мы превратились в подобие тех самых фейковых геймеров из трейлеров Ubisoft, кидающих фразы типа «танго на шесть часов» и проговаривающих каждое своё действие. Звучит как кафкианский ужас, но очарование Breakpoint состоит в том, что сыграть эту роль может почти кто угодно, не мешая общему веселью, а став полноправным участником карнавала.
Но не менее важной частью Breakpoint стал сам архипелаг Ауроа, где мы даем бой военному синдикату. Машинерия местных систем помещена в локации, различающиеся не только по формальному признаку биомов, но и по атмосферным эффектам: тропические штормы с грозой сменяются плотным туманом и снежной метелью, мы с трудом взбираемся на горы и медленно топчемся в болотах. «Тёмные ночи» здесь действительно вынуждают постоянно надевать очки ночного видения или тепловизор.
Одна из миссий воспроизводит клаустрофобные перестрелки в туннелях из фильма «Убийца»: вспышки от выстрелов дезориентируют и мешают вести ответный огонь, каждый поворот в бункерном лабиринте может стать последним. Я отключил радар и всю навигацию в интерфейсе — могу лишь ставить метки на отсканированных дроном объектах, — и продвигаться приходилось наощупь. Мне хватило смекалки и хождения вдоль кабелей, чтобы сориентироваться на местности. Сегодня далеко не каждая игра, особенно в открытом мире, остаётся проходимой без стрелочек, мини-радаров и направляющих линий, и тем поразительнее, что Breakpoint в итоге вышла очередной игрой Ubisoft, позволяющей полностью погрузиться в атмосферу места и не биться о стены в поисках выхода к нужной точке.
Dead Rising 2
Иероним К.
Год выхода: 2010
Режим игры: одиночный, сетевой кооператив
Платформы: ПК, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One
Краткое описание: трагикомедия о конце света в торгово-развлекательном центре, где режут не только цены
Образ зомби за последние полвека пережил несколько метаморфоз, обычно в результате сдвигов в популярной американской культуре. Зомби из магии вуду сменились медленными ходячими трупами, передавшими эстафету быстрым зомби, а потом появились и зомби под другими псевдонимами. Первые две игры в серии Dead Rising обращаются к зомби образца фильмов Джорджа Ромеро — неспешно ковыляющих туповатых пожирателей плоти — и помещают их в торговый центр из «Рассвета мертвецов».
На момент сиквела апокалипсис уже наступил, но как писал культурный критик Фредрик Джеймисон в «Семенах времени», проще представить конец света, чем конец капитализма, и Dead Rising 2 идеально иллюстрирует этот тезис. Весь человеческий мир сосредоточен в гигантском торгово-развлекательном комплексе: здесь можно купить стройматериалы, этническую одежду, товары для садоводства, просадить деньги в казино и познакомиться с национальной кухней, хотя ни домов, ни стран в привычном смысле слова уже не существует — сплошь закрытые поселения и сады с высокими стенами для богачей. Зато цивилизация вернулась к римским зрелищам, и теперь главному герою приходится выступать гладиатором в состязаниях по кромсанию живых мертвецов. Ему нужно лекарство, чтобы спасти дочь от превращения в тупое плотоядное чудовище. «Зомбрекс» же стоит несколько месячных зарплат старого мира.
После непродолжительного кивка в сторону Shadow of Rome, из невышедшего сиквела которой и выросла первая Dead Rising, игра находит удачный предлог выпустить нас с ринга на коротком поводке. Кто-то устраивает теракт, подставляя героя, поэтому у нас есть трое суток, чтобы спасти всех, кого ещё можно спасти, и очистить своё имя. Или не спасать никого и просто дурачиться, собирая смешное оружие из подручных предметов, пропади оно всё.
Время неумолимо подходит к концу, и этим Dead Rising 2 напоминает бытовые ситуации в духе «ты — за посудомойкой, я — за газонокосилкой, встретимся на фуд-корте», доведённые до драматического предела. Стоит пропустить одну важную встречу — и наши шансы восстановить справедливость исчезают навсегда. Здесь можно успеть сделать всё и нарядиться в смешные сапоги, но для этого следует научиться эффективно строить маршруты, находить нужные места и грамотно расталкивать толпу.
Dead Rising 2 превращает зомби в игрушки, на которых мы испытываем безумные комбинации бытовых товаров — от электрокресла-каталки до пневматической тарелочницы. Но особое место в ней занимает взаимодействие с застрявшими в молле посетителями и истребление психопатов — бедолаг, потерявших рассудок после апокалипсиса. Игра выдерживает нарочито нигилистский тон в духе фильмов Ромеро, рисуя одну ситуацию глупее другой: какой-то дедуля всё сетует на трусость зятя, кто-то и вовсе проспал конец света в солярии. Среди видеоигр редко встречаются удачные трагикомедии, и Dead Rising 2 — определённо одна из лучших, что у нас есть.
Ghost of Tsushima
Олег Чимде
Год выхода: 2020
Режим игры: одиночный
Платформы: PS4, PS5
Краткое описание: самурайский экшен о противостоянии монголам с открытым миром в духе Assassin’s Creed, но со своими фишками
Ghost of Tsushima от Sucker Punch часто сравнивают с Assassin’s Creed, причём эпохи до Valhalla. Но всё-таки это не совсем верно. Да, форма та же: зачищаешь лагеря монголов, напавших на остров Цусима, параллельно решаешь сайд-квесты. Но благодаря разным костюмам и скиллам главного героя у Ghost of Tsushima есть необходимое разнообразие (которого нет, кстати, в Valhalla). Так что зачищать «блокпосты» никогда не бывает скучно — даже жаль, что их в игре не так много и они не такие большие, как того бы хотелось.
Уничтожать лагеря монголов можно по-разному. Прийти в тяжёлой броне и вырезать всех? Пожалуйста. Прыгать по крышам, убивая врагов быстро и исчезая в тумане? Можно и так. Разнообразие особенно хорошо раскрывается на высшем уровне сложности, когда героя убивают с одного удара. Приходится вертеться, и игра самим устройством лагерей принуждает это делать.
Но в Ghost of Tsushima есть чем заняться и помимо лагерей. Сайд-квестов в игре много, и часть из них ближе к концу выводит к интересным сюжетам. Даже поиск лисичек — обычная казалось бы рутина для игр с открытым миром — оборачивается эмоциональным потрясением.
Ну а уж про красоту местного мира и говорить нечего. Ghost of Tsushima попросту одна из самых красивых игр на свете.
The Elder Scrolls 5: Skyrim
Денис Князев
Год выхода: 2011
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: масштабная ролевая игра в заснеженной провинции фэнтезийного мира
Миллионы проданных копий, многочисленные переиздания для новых платформ, огромное количество пользовательских модов, не меньше мемов и сильнейшая народная любовь — всё это про The Elder Scrolls 5: Skyrim. Речь идёт о масштабной ролевой игре в открытом мире, посвящённой приключениям главного героя, который неожиданно для всех оказался Драконорождённым — смертным, способным выстоять в бою против дракона и после гибели монстра поглотить его душу. Ему предстоит преодолеть множество испытаний и в результате спасти фэнтезийный мир Тамриэля от крылатых чудовищ.
Впрочем, основной квест, как это обычно бывает в серии The Elder Scrolls, отходит на второй план сразу же, как игрок понимает, в каком именно мире он оказался. В мире, где можно пойти куда угодно, взяться за любое задание от первого встречного NPC, вступить в одну из нескольких гильдий и построить в ней карьеру, заняться охотой и зельеварением, купить дом и завести семью, отправиться на исследование древних пещер и руин… и даже это всё — лишь часть возможностей, которые предлагает заснеженный Скайрим. На самом деле их гораздо больше — нужно только быть посмелее и не бояться заглядывать в каждую пещеру, которая встречается у Драконорождённого на пути.
Death Stranding
Леон Балбери
Год выхода: 2019
Режим игры: одиночный с поддержкой асинхронного мультиплеера
Платформы: ПК, PS4, PS5
Краткое описание: симулятор курьера в постапокалиптическом мире с элементами научной фантастики
Сюжет игры разворачивается в вымышленной вселенной на территории США. Череда определённых событий в совокупности с научно-технологическим прогрессом привела к нарушению баланса жизни и смерти. В мир живых проникли сущности из потустороннего мира, что спровоцировало череду взрывов по всей стране и гибель сотен тысяч людей. Да и сама природа стала нещадно уничтожать всё живое: крупные водоёмы заполнились смолой, а атмосферные осадки вызывали необратимый процесс старения. В итоге спустя несколько десятков лет мир опустел: те, кому удалось выжить, оставили города и поселились в подземных бункерах. А доставка жизненно необходимых предметов легла на плечи бесстрашных курьеров-носильщиков. И от лица одного из них — правда, не совсем обычного — нам и предстоит пройти через всю страну, которая со временем стала называться Соединёнными Городами Америки (СГА).
Мир Death Stranding — это удивительное сочетание ландшафтов с минимальным количеством растительности, мёртвых городов, заснеженных гор, зелёных лугов, руин прежней цивилизации, узких речушек, потрескавшейся мёртвой земли кирпичного цвета и, конечно же, бескрайних берегов с парящими медузами над водной гладью. Но высокие технологии по-прежнему работают и развиваются, поэтому практически на всех игровых локациях найдётся место для футуристичных построек разного назначения. Правда, некоторые места всё же небезопасны. И в этом случае у игрока есть выбор: пройти сквозь зону незаметно, быстро пробежав участок, либо победить местного босса и на время избавить область от потусторонних сущностей.
Доставляя заказы и выполняя задания, мы не только объединяем регионы в одну глобальную сеть, но и делаем мир лучше за счёт создания удобной для себя (и других игроков) инфраструктуры, улучшающей маршруты логистики, и получаем за это лайки — местные очки репутации. Кстати, если повстречаете коллег-курьеров в пути, не забудьте поставить им лайк и дать что-нибудь полезное в дорогу — они точно не останутся в долгу.
Minecraft
Артём Фролов
Год выхода: 2011
Режим игры: одиночный, кооперативный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch
Краткое описание: известная всем и каждому survival-песочница про рытьё подземных шахт и строительство зданий из кубиков
Несмотря на приличный возраст, пионер жанра игр про выживание и строительство даже сегодня сохраняет лидирующие позиции — и неслучайно.
Во-первых, Minecraft идёт на пользу тот факт, что почти весь её мир состоит из блоков: благодаря этому здесь можно построить буквально всё что угодно, а сама механика строительства вышла более удобной, чем в любой другой песочнице с элементами выживания. Во-вторых, местный алгоритм процедурной генерации с удивительной регулярностью создаёт красивые и запоминающиеся миры: здесь найдутся и горы, уходящие верхушками в квадратные облака, и сети почти бездонных подземных пещер, и уютные долины, и бескрайние океаны с архипелагами живописных островов.
Не стоит забывать и про другие достоинства игры Маркуса Перссона: атмосферный эмбиентный саундтрек C418, простую, но глубокую систему крафта, запоминающийся каст монстров и, конечно, возможность сыграть с друзьями на локальном сервере или одном из множества публичных.
Just Cause 4
Денис Князев
Год выхода: 2018
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: симулятор масштабных разрушений в вымышленной южноамериканской стране
Обычно, когда речь заходит об играх в открытых мирах, разговор сводится к тому, насколько живыми эти миры получились, интересно ли их исследовать, сколько в них возможных активностей и так далее. Мало кто выдаёт за преимущество открытого мира тот факт, что практически всё в нём можно взорвать, разрушить, поломать и уничтожить.
Just Cause в целом — редкий пример игровой серии, которая делает ставку на деструктивность всего и вся. А четвёртая часть — это кульминация всех идей и возможностей, которые закладывались в серию изначально. События игры происходят в вымышленной южноамериканской стране, которой управляет жестокий диктатор. Главный герой — наёмник Рико Родригес, и его задача — победить злодея любыми доступными способами. Самый верный из них — взорвать то, что взрывается, и сломать всё, что останется.
В Just Cause 4 сеять хаос можно массой разных способов — катаясь на танках, летая на военных самолётах и вертолётах, стреляя из ракетниц и другого мощного оружия. А то, что останется стоять после действий Рико, развалится само в результате суровых погодных катаклизмов вроде мощного урагана.
Batman: Arkham Knight
Денис Князев
Год выхода: 2015
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: масштабный экшен про Тёмного рыцаря, который вершит правосудие в захваченном злодеями Готэме
Arkham Knight — пожалуй, самая масштабная игра в серии Batman Arkham, созданной студией Rocksteady. События по-прежнему происходят в Готэме — правда, в этот раз площадкой для сражения между Бэтменом и его противниками стал весь город, а не отдельные его районы, в отличие от предыдущих частей. Мрачному нуарному мегаполису, улицы которого теперь особенно опасны, угрожают привычные для Тёмного рыцаря злодеи — Пугало, Пингвин, Двуликий, Харли Квинн, Ядовитый Плющ и другие. Есть среди них и таинственный противник, большую часть сюжета скрывающий лицо, — тот самый Рыцарь Аркхэма из названия игры.
Помогать в борьбе со злодеями Бэтмену будут его союзники вроде Найтвинга и Женщины-кошки. Кроме того, в распоряжении главного героя окажется Бэтмобиль — бронированное транспортное средство, способное трансформироваться в танк и за пару выстрелов разносить вражеские укрепления. Впрочем, в Готэме предстоит заниматься не только разрушениями — ещё у героя будет возможность исследовать открытый мир, искать коллекционные предметы и решать головоломки Загадочника.
Mad Max
Леон Балбери
Год выхода: 2015
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S
Краткое описание: постапокалиптический боевик по мотивам вселенной «Безумного Макса»
Хотя разработка Mad Max шла параллельно с производством боевика «Безумный Макс: Дорога ярости», в мире игры больше считывается атмосфера второго фильма серии — «Безумный Макс 2: Воин дороги». Основное место действия — пустыня, на месте которой когда-то существовал океан. Впрочем, есть и локации прежней суши, где ещё остались руины былых построек.
Разнообразие в пустынный мир игры привносят стычки с местными бандами, случайные события вроде встреч с местными истощёнными поселенцами, исследование руин убежищ, кораблей, а также поиск различных вещей из прошлого мира. Апгрейд транспорта героя напрямую связан с местной физикой песчаной пустыни, так как ландшафт высохшего морского дна станет основным препятствием при съезде с накатанной дороги. Также в мире иногда возникают песчаные бури с грозами, во время которых ветер поднимает в воздух кучу мусора, наносящего урон. Нечто похожее встречалось в «Дороге ярости». С другой стороны, наличие подобных стихийных бедствий увеличивает шансы собрать много полезных материалов.
Сама сюжетная кампания построена по стандартной цепочке. Макс проводит зачистку лагерей, выполняет задания глав поселений и готовится к сражению с главным боссом. Помимо этого, в сюжетную линию вплетены дополнительные задания, в том числе связанные с поиском уникальных запчастей для транспорта. Порой герою приходится возвращаться в ранее исследованные локации, чтобы открыть доступ к находящимся поблизости новым регионам.
Мир Mad Max может показаться довольно аскетичным, но это только на первый взгляд. В игре довольно много интересных локаций, зачастую скрытых — как в горах (остатках рифов, впадин, вулканических образований), так и под песком. На общей карте есть сектора влияния местных поселений, но сама пустошь контролируется бандами, а главный злодей сидит в башне — нефтеперерабатывающем заводе. Здание можно увидеть с любой точки карты за счёт копоти и дыма из труб, и оно словно напоминает игроку о конечной цели.
Kingdom Come: Deliverance
Денис Князев
Год выхода: 2018
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: симулятор средневекового крестьянина в реалистичном сеттинге
Амбициозная ролевая игра, события которой происходят в Богемии начала IV века — на территории, где располагается современная Чехия. Главный герой — Индржих, сын кузнеца из небольшой деревни. Вскоре после начала игры на поселение нападают половецкие наёмники: родителей Индржиха убивают, а самому ему приходится спасаться бегством. После этого персонаж, который ещё совсем недавно был обычным крестьянином, знакомится со знатными людьми Богемии и попадает в центр политических интриг. Впрочем, главная цель самого Индржиха с этого момента — отыскать убийц родителей и отомстить им.
В средневековой Богемии нет магии и сказочных чудовищ — только суровый реализм. И реализм этот проявляется во всём — в глубокой системе фехтования, в элементах выживания, в необходимости следить за состоянием доспехов и экипировки и так далее. Даже книги, в которых содержится ценная информация, необходимая для улучшения навыков героя, читать в начале игры не получится, ведь Индржих попросту не знает грамоту. Чтению ему придётся обучиться у монахов — и с этим, конечно, связан отдельный увлекательный квест. Обилие подобных деталей, делающих исследование мира Kingdom Come: Deliverance крайне увлекательным, объясняется тем, что главой разработки выступил Даниэль Вавра, один из создателей и сценаристов Mafia: The City of Lost Heaven, где тоже было много харкдорных и реалистичных элементов.
Серия Horizon
Леон Балбери
Год выхода: первая часть — 2017-й, вторая часть — 2022-й
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5
Краткое описание: приключенческий экшен с охотницей, которой выпала роль спасти возрождённый мир от новой угрозы
События серии Horizon происходят в мире, который возродился спустя тысячу лет после глобальной катастрофы, случившейся в середине XXI века, и тотального уничтожения всего живого на Земле. И местные локации игры рушат все стереотипы о постапокалипсисе. Ведь последний обычно ассоциируется у нас с безжизненными пустошами и заброшенными территориями, а в Horizon нас встречает практически девственная природа. Правда, иногда можно увидеть следы прошлой цивилизации в виде разрушенных зданий. И по их очертаниям, скрытым под слоем растительности, порой можно распознать известные достопримечательности США.
К сожалению, знания, которые человечество копило в течение всего своего существования, оказались утрачены. И новое поколение людей в Horizon находится на стадии племенного строя. Тем не менее мир игры населён высокотехнологичными машинами, прообразами которых стали реальные животные. Некоторые из них миролюбивы, и их можно использовать в качестве средства для передвижения. Другие же, будучи по натуре хищниками, наоборот, довольно агрессивны. В любом случае детали механических существ — один из самых ценных ресурсов.
Между тем человечеству вновь угрожает опасность. Протокол программы уничтожения всего живого вновь активирован, и остановить его может только охотница Элой, которая знает об окружающем мире и его истории больше, чем остальные, за счёт найденного в детстве визора — устройства Предтеч. Но чтобы докопаться до истины, ей придётся пройти долгий путь вплоть до западного побережья континента.
Fallout: New Vegas
Артём Фролов
Год выхода: 2010
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360
Краткое описание: постапокалиптическая RPG про серую мораль и борьбу за власть в ядерных пустошах
Постапокалиптическая Мохаве из игры студии Obsidian не может похвастать яркими красками и живописными видами в духе Elden RIng или третьего «Ведьмака»: всё-таки это пустыня, на которую вдобавок уронили ядерные бомбы, — да и возраст произведения даёт о себе знать.
Зато чему здесь точно найдётся место, так это десяткам харизматичных персонажей, готовых втянуть вас в ещё один причудливый, смешной или жуткий квест. В странствиях по пустыне и её центру, городу Нью-Вегас, вы повстречаете гулей, мечтающих улететь в космос, косплееров Элвиса, робота-проститутку, секретное общество каннибалов — и каждая из этих встреч запомнится вам на всю жизнь.
Основной сюжет тоже искренне захватывает: в нём пустыня Мохаве становится полем эпической битвы между бюрократической НКР, кровожадным Легионом и таинственным мистером Хаусом. Неудивительно, что при своём статусе спин-оффа New Vegas стала для фанатов любимой частью серии: ни одна другая Fallout так и не сумела сравниться с ней по размаху, выдумке и любви к её уникальной вселенной.
Days Gone
Леон Балбери
Год выхода: 2019
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5
Краткое описание: приключенческий боевик в постапокалиптическом сеттинге
Для начала стоит уточнить, что на самом деле мир Days Gone условно открытый. Несмотря на его масштабы, игра не даёт переместиться в следующую локацию без прохождения цепочки сюжетных квестов. События разворачиваются в штате Орегон, где можно насладиться живописными видами западной «одноэтажной Америки», правда, в постапокалиптических реалиях. На глобальной карте расположено много локальных поселений, мест для кемпинга, туристических маршрутов и ферм. Но жизнь местных омрачают орды зомби, которые могут поджидать в самых неожиданных местах. В основном они нападают стаей, поэтому лучше не привлекать их внимание без особой надобности.
В Days Gone встречается много уникальных локаций, в том числе заброшенные карантинные блокпосты, где можно найти аудиозаписи персонала и узнать больше о том, как распространялась эпидемия. В каждой области есть свой ключевой лагерь, где можно брать задания, зарабатывать локальную валюту и продвигаться по сюжетной линии. Кстати, герой кочует по миру на мотоцикле, так что Days Gone в каком-то плане подходит под определение симулятора Дэрила Диксона из «Ходячих мертвецов».
Sea of Thieves
Дарья Логинова
Год выхода: 2018
Режим игры: многопользовательский
Платформы: ПК, Xbox One, Xbox Series X/S
Краткое описание: авантюрное приключение за штурвалом пиратского корабля, командное или в одиночку
Sea of Thieves включает всё самое необходимое для того, чтобы вообразить себя пиратом: порты с косоглазыми разбойниками, тайники с сокровищами, которые охраняются проклятыми скелетами, выпивку с последующими пьяными танцами и, конечно же, открытые воды океана — бескрайние, изменчивые, захватывающие дух. И эти воды можно исследовать сотни часов.
Здесь можно быть охотником за сокровищами, выискивающим отмеченные на обрывках карт острова. Искателем приключений, затонувших святилищ и кракена. Капитаном-головорезом, который ходит под чёрным флагом, топит чужие корабли и берёт других игроков в плен. Мирным рыбаком, который давно уже отложил саблю в сторону и ходит в океан, чтобы им полюбоваться. И просто пьяницей и балагуром.
Стоит оговориться сразу: в этом пиратском симуляторе нет процедурной генерации мира, поскольку многое завязано на лоре и сюжетных кампаниях. Конечно, некоторые случайно генерируемые элементы вроде затонувших кораблей, которые можно разграбить, привносят немного новизны, но не особенно. Однако это не исключает того факта, что в Sea of Thieves достаточно пространства и занятий, чтобы нырнуть в неё с головой и надолго.
Genshin Impact
Олег Чимде
Год выхода: 2020, но продолжает активно развиваться
Режим игры: одиночный, кооперативный
Платформы: ПК, PS4, PS5, iOS, Android
Краткое описание: бесплатная сюжетная игра с огромным открытым миром, сделанным по типу The Legend of Zelda: Breath of the Wild
Сравнение с «Зельдой», конечно, напрашивается само собой. В основе мира Genshin Impact лежат головоломки и поиск секретов — их здесь столько, что можно потратить 500 часов и не закрыть половины. Игра активно развивается, и мир всё сильнее разрастается — причём новые территории, как правило, в основе своей несут что-то из реального мира. Первый биом — это, по сути, средневековая Европа. Второй — Китай. Третий — Япония. И так далее.
Загадки варьируются по сложности. В одной достаточно лопнуть несколько летающих шариков, чтобы появился сундук. В другой — решить сложный квест с поиском кодов на стенах и вращением статуэток птиц. Чем сложнее загадка, тем лучше награда, конечно же.
HoYoverse сделала и продолжает делать действительно интересный и богатый мир, изучать который одно удовольствие. И при этом Genshin Impact — исключительно сюжетная игра. Каждый биом рассказывает десятки, а то и сотни маленьких историй, и насыщен книжками, за чтением которых можно провести не один десяток часов. Сайд-квестов огромное количество, и они, как правило, отлично написаны.
И всё это богатство — в бесплатной и очень-очень красивой дорогой игре.
Серия Marvel’s Spider-Man
Олег Чимде
Год выхода: первая часть — 2018-й, вторая часть — 2023-й
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК (только первая часть), PS4, PS5
Краткое описание: лучшие игры про супергероя в принципе
Открытый мир в обеих частях Marvel’s Spider-Man устроен одинаково. Да что там, он и в принципе почти одинаковый — Нью-Йорк не особо изменился за годы между первой и второй частями. Есть сайд-квесты, есть «паучья работа» — помогать людям. В отличие от многих других супергероев, которые в основном дерутся с бандитами и суперзлодеями, Человек-паук регулярно помогает обычным людям — даже если это дед с деменцией, которого потеряла его дочь. Пожалуй, именно этим Marvel’s Spider-Man цепляет сильнее всего — вот этой вот «паучьей работой» и помощью простым людям.
Но ещё важнее в открытом мире Marvel’s Spider-Man — собственно, перемещение по нему. Разработчики пошли на огромное количество хитростей, чтобы полёты на паутине выглядели и эффектно, и достоверно. Во второй части к паутине добавился вингсьют, благодаря которому летать из одной точки Нью-Йорка в другой становится ещё интереснее.
Читайте также:
Серия Dying Light
Наталия Мирошниченко
Год выхода: первая часть — 2015-й, вторая часть — 2022-й
Режим игры: одиночный, кооперативный мультиплеер
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
Краткое описание: экшен-хоррор в городе, полном зомби
Выживать в мире, поглощённом зомби-апокалипсисом, можно как в одиночку, так и в компании друзей. Игровая карта представляет собой огромный город, полный разнообразных локаций — от жилых кварталов и торговых районов до опустошённых улиц и тёмных подземелий. Игрокам предоставляется свобода выбора и возможность исследовать мир на своё усмотрение.
Открытый мир в Dying Light также предлагает многочисленные возможности для взаимодействия. Перемещаться по территории города с помощью паркура — отдельный вид искусства. Герой с лёгкостью прыгает по крышам и перескакивает с одного здания на другое. В игре также реализована смена дня и ночи, которая влияет на геймплей. Днём зомби менее опасны, и у игроков больше возможностей для сбора ресурсов и выполнения заданий. Однако ночью монстры становятся гораздо агрессивнее, что делает атмосферу напряжённее.
Во второй части, Dying Light 2: Stay Human, решения игрока стали влиять на мир игры. В зависимости от ваших действий районы города могут процветать или превратиться в заброшенные трущобы, что делает изучение карты ещё интереснее и вариативнее.
Sleeping Dogs
Денис Князев
Год выхода: 2012
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS3, PS4, Xbox One, Xbox Series S/X
Краткое описание: изобретательный клон GTA в необычном сеттинге
Редкие клоны GTA остаются в памяти игроков так надолго, как это получилось со Sleeping Dogs. Экшен, который изначально создавался как продолжение серии True Crime, оказался под угрозой отмены, был спасён и переработан в самостоятельную игру, — всё это история впечатляющая, но вовсе не редкая. Обычно игры с такой сложной судьбой оказываются в лучшем случае средними, но со Sleeping Dogs вышло совершенно иначе. Из неё получился изобретательный и увлекательный экшен в открытом мире — с необычным сеттингом и неожиданным взглядом на формулу GTA.
События Sleeping Dogs происходят в Гонконге, криминальным миром которого управляет Триада. Главный герой — полицейский Вэй Шэнь, которого перевели в Гонконг со службы в Сан-Франциско. На новом месте его задача — будучи под прикрытием, втереться в доверие к китайской мафии и положить конец махинациям преступников. Впрочем, практически сразу после того, как Вэй Шэнь становится участником криминальных разборок, всё идёт совсем не по плану.
Одна из главных особенностей Sleeping Dogs — глубокая боевая система, завязанная на обычных ударах, приёмах из гонконгских боевиков, жестоких добиваниях и использовании окружающего пространства в бою. Схватить противника и приложить его лицом к огромному вентилятору — здесь обычное дело. Ещё одна особенность — необходимость время от времени выбирать, какой поступок совершить. Один порадует новых дружков главного героя из мира криминала и разозлит полицию, а другой — повысит уважение копов, но вызовет подозрения у Триады. Работа копа под прикрытием — дело непростое.
Shadow of the Colossus
Олег Чимде
Год выхода: оригинал — 2005-й, ремейк — 2018-й
Режим игры: одиночный
Платформы: PS2, PS3, PS4, PS5
Краткое описание: пронзительная история о любви и душевной пустоте
В открытом мире Shadow of the Colossus не происходит ничего. То есть, ну… вообще ничего. Единственное побочное занятие здесь — это стрелять в ящерок и птичек, что немножко улучшает характеристики и облегчает прохождение. В остальном же мир Shadow of the Colossus абсолютно мёртв.
И в этом-то вся прелесть. Главный герой Вандер приезжает в некий исполинский храм, дабы запертое там существо воскресило его любимую девушку. Чтобы это стало возможно, Вандеру предстоит выследить и убить колоссов — огромных существ, которые бродят где-то в этом вымершем мире. Единственными друзьями героя станут его верный конь и меч, благодаря которому можно примерно понять, где обитает следующий исполин.
Shadow of the Colossus — игра о любви и смерти. Она о душевной пустоте, которая возникает вследствие утраты, из-за чего ты становишься готов на всё. И постапокалиптический, мёртвый мир лишь усиливает всепоглощающее чувство одиночества.
В 2018-м на PS4 вышел ремейк, и мы советуем играть именно в него. Авторам удалось сохранить всё, что было в оригинале, и даже ничего не испортить. Ну а мир стал только красивее и беспощаднее.
Subnautica
Денис Князев
Год выхода: 2018
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Краткое описание: симулятор выживания на далёкой планете, где большая часть поверхности покрыта водой
Subnautica — экшен от первого лица с элементами выживания. События игры происходят на далёкой планете 4546B, расположенной в галактике Андромеда. Главный герой — Райли Робинсон, выживший при крушении звездолёта «Аврора». Придя в сознание, он выбирается из корабля и обнаруживает, что на многие километры вокруг него — вода. Поверхность планеты оказалась практически полностью устлана океанами, в глубины которых персонажу и предстоит опуститься, чтобы добыть ресурсы для выживания, столкнуться с жуткими подводными чудовищами и узнать тайны 4546B.
В отличие от многих симуляторов выживания, в Subnautica есть очень чёткий и крайне увлекательный центральный сюжет. Выполняя одну задачу за другой, открывая всё больше возможностей для изучения планеты и подводного мира, добывая всё больше ресурсов и находя загадочные артефакты, главный герой узнаёт о таинственной древней расе и загадочном Левиафане. Поискам ответов на вопросы о том, что же произошло на планете и как связаны инопланетяне и Левиафан, и будет посвящено приключение Райли Робинсона.
Hogwarts Legacy
Наталия Мирошниченко
Год выхода: 2023
Режим игры: одиночный
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
Краткое описание: магическое приключение по мотивам книг о Гарри Поттере
Если вы фанат истории о мальчике, который выжил, то вам наверняка понравится Hogwarts Legacy. Игра в полной мере передаёт дух поттерианы, бродить по Хогвартсу можно часами, если не днями. Коридоры школы магии и волшебства не выглядят пустыми: ученики ходят и активно обсуждают последние сплетни, призраки неустанно шутят над студентами, а тайны, спрятанные внутри этого масштабного замка, будоражат желание исследовать каждый его угол.
Hogwarts Legacy не ограничивается прогулками по Хогвартсу, который, отдадим честь, крайне детально воссоздан по всем канонам. Всегда хотели побывать в Хогсмиде? Пожалуйста! А может, заглянуть в Запретный лес? И тут без проблем! Посетить можно даже небольшие деревеньки, разбросанные в удалении от величественной школы магии и волшебства.
Игроки могут свободно перемещаться по окрестностям при помощи магических существ и метлы и исследовать потаённые места. В деревеньках поблизости можно взять побочные квесты, а на карте разбросаны метки с точками интереса. Правда, заниматься зачисткой карты может понравиться не каждому. Загадки Мерлина, следование за бабочками, ловля нюхлеров и магические лабиринты в итоге приедаются и спустя 10 часов игры воспринимаются скорее как рутина, нежели увлекательный контент. Но в любом случае в мире Hogwarts Legacy достаточно пространства для исследований, что захватит ваше внимание не на один час.