Геймдев
#подборки

40 лучших игр для любителей Лавкрафта — от Alone in the Dark до Bloodborne

Когда человек — лишь песчинка в водовороте космических сил.

Скриншот: игра Forgive Me Father / Byte Barrel

Влияние Говарда Лавкрафта на видеоигры сложно переоценить. Ещё в 1979 году вышел текстовый квест Kadath, и с годами разработчики всё чаще обращались к так называемым мифам Ктулху. В наше время «Лавкрафт» стал отдельным тегом в Steam, и число игр по нему скоро перевалит за тысячу. От очевидных хорроров и шутеров до градостроительных симуляторов и визуальных новелл — рассказы писателя стали неисчерпаемым источником вдохновения.

Мы решили вспомнить, как разные разработчики использовали творческое наследие Лавкрафта и к чему это привело.

Содержание

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Год выхода: 2005

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Xbox

Краткое описание: старомодный шутер про ужасы неизведанного

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth была невероятно амбициозной игрой. Разработчики хотели создать полноценный ролевой шутер с нелинейным детективным сюжетом и элементами immersive sim. Было запланировано множество крупных локаций с интерактивным окружением, сложная механика психических травм и даже кооператив до четырёх игроков. Всё это привело к проблемам с финансированием, смене издателя и затянувшейся разработке.

Игру делали больше шести лет, а до релиза она добралась упрощённой, сильно обрезанной — и морально устаревшей. Dark Corners of the Earth закономерно провалилась в продажах, но быстро обрела культовый статус.

Игру часто критикуют за возможность перестрелять хтонических чудовищ и даже дать отпор Дагону, но на самом деле игрок никогда не чувствует себя сильным, а депрессивный финал лишь подчёркивает тщетность его усилий
Скриншот: игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth / Headfirst Productions

Старомодный геймплей и графика вторили атмосфере рассказов писателя, а шкала безумия героя, пусть и сильно упрощённая, отлично работала на атмосферу и предлагала разные эффекты: герой видел галлюцинации, испытывал приступы панического ужаса и даже мог выстрелить себе в голову. Dark Corners of the Earth не могла похвастаться продвинутой физикой или сложным ИИ противников, но затягивала необычной подачей. На экране не было индикаторов здоровья, патронов и даже перекрестья прицела. Увечья каждой части тела отображались отдельно в инвентаре, и игрок должен был лечить их разными методами в зависимости от характера повреждений. Все эти мелочи делали Call of Cthulhu более атмосферной и самобытной, чем большинство шутеров тех лет.

Однако лучше всего разработчикам удались первые часы игры — когда детектив Джек Уолтерс только прибывает в захолустный городок Иннсмут и впервые сталкивается с культистами. Мрачные улицы и неприветливые жители города вызывают лишь навязчивую тревогу и страх найти то, о чём лучше не знать. Если бы разработчики сделали меньший акцент на перестрелках и уделили больше внимания исследованию мира, Dark Corners of the Earth стала бы идеальной адаптацией лавкрафтовских ужасов.

Call of Cthulhu

Год выхода: 2018

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One Nintendo Switch

Краткое описание: симулятор ходьбы с ролевой системой

Call of Cthulhu 2018 года не имеет отношения к Dark Corners of the Earth, но по иронии судьбы повторила многие её проблемы в ходе разработки. В основе игры лежит одноимённая настолка, и студия Cyanide попыталась адаптировать её ролевую систему под сюжетное приключение. Здесь есть дерево навыков и полноценная прокачка, но нет боевой системы: в роли детектива Эдварда Пирса игрок исследует мрачный остров, общается с местными жителями, ищет улики и разные способы попасть в недоступные места. А каждое использование навыка приводит к броску виртуального кубика — прокачка лишь повышает шансы на успех.

Игра не пугает, но хорошо передаёт антураж лавкрафтовских рассказов
Скриншот: игра Call of Cthulhu / Cyanide Studio

По первым часам заметно, насколько амбициозной была задумка Cyanide Studio. Когда Пирс высаживается на острове и исследует местную рыбацкую деревушку, ему доступны разные маршруты к цели, разветвлённые диалоги с местными жителями и неплохая система анализа улик. Но броски кубиков только вырывают из погружения, а вскоре нелинейность и вовсе становится декоративной. Из нарративной RPG Call of Cthulhu быстро превращается в симулятор ходьбы с несложными головоломками и минимальной вариативностью.

Но даже в таком виде игра заслуживает внимания. Разработчики написали интересную, хорошо проработанную историю во вселенной мифов Ктулху. Уровни хорошо срежиссированы, поэтому ни одна механика не успевает надоесть. А местная система психических травм влияет не только на прохождение, но и на развитие сюжета. Call of Cthulhu не заставляет испытать кромешный ужас перед неизведанным, но хорошо передаёт эстетику лавкрафтовских мифов.

Dagon: by H. P. Lovecraft

Год выхода: 2021

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: интерактивная аудиокнига

Обычно разработчики используют вселенную или даже сюжеты из произведений Лавкрафта, но создатели Dagon пошли дальше. По сути вся игра — иллюстрированная аудиокнига. Пока закадровый голос читает отрывки из одноимённого рассказа, нашему взору предстают трёхмерные сцены, в которых можно осматриваться и изучать дополнительные справочные материалы про жизнь и творчество писателя. Игра проходится примерно за час и распространяется бесплатно.

Для маленькой бесплатной игры Dagon очень старательно сделана, а закадровый голос и музыка хорошо работают на атмосферу
Скриншот: игра Dagon: by H. P. Lovecraft / Bit Golem

Dagon подаёт отличный пример начинающим разработчикам. Мифы Ктулху являются общественным достоянием, поэтому работать с ними может любой желающий. Пока мода на Лавкрафта не прошла, это верный способ набить руку и привлечь к себе внимание единомышленников.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem

Год выхода: 2002

Режим игры: одиночный

Платформы: Nintendo GameCube

Краткое описание: хоррор с самой необычной шкалой рассудка

Eternal Darkness напрямую не связана с мифами Ктулху, но это один из самых лавкрафтовских хорроров в нашей подборке. По сюжету студентка Александра Роивас расследует обстоятельства загадочной смерти своего деда. В его доме она находит «Книгу Вечной тьмы» в переплёте из человеческой кожи. Открыв нечестивый фолиант, Александра переносится в Древний Рим и переживает моменты из жизни центуриона Пиуса (Пия) Августа, который пробудил зловещее божество. Исследуя особняк, девушка находит новые отрывки из книги, которые открывают ей воспоминания разных персонажей из разных эпох — и позволяют подготовиться к битве с древним злом.

Всего здесь 12 играбельных персонажей из разных эпох. Каждый со своими характеристиками, оружием и стилем прохождения. В одной главе мы даже отстреливаем чудовищ из автомата
Скриншот: игра Eternal Darkness: Sanity’s Requiem / Silicon Knights

Eternal Darkness сложно назвать страшной игрой, но она по сей день остаётся одной из самых необычных и инновационных. Например, здесь тактическая расчленёнка появилась задолго до Dead Space. Боевая система во многом напоминает Silent Hill, но в режиме автоприцела игрок выбирает часть тела, по которой хочет нанести удар. Отрубив монстру голову, вы его ослепляете. А если отсечь руки, он не сможет вас атаковать.

Но главной особенностью игры стала необычная шкала рассудка, из-за которой Sanity’s Requiem напоминает битву с Психо Мантисом из Metal Gear Solid. Чем сильнее персонаж подвергается стрессу, тем больше необычных эффектов видит игрок — от вполне стандартных аномалий на локациях до изменений интерфейса и регулярных сломов четвёртой стены. В инвентаре могут пропасть все расходники. Шкала звука может выйти из-под вашего контроля. Система может посреди боя заявить, что не распознаёт ваш геймпад. А в некоторых случаях игра и вовсе может выдать синий экран смерти.

Сейчас эти эффекты кажутся скорее любопытными, чем жуткими. Но в 2002 году они отлично давили на нервы игроков и помогали куда сильнее проникнуться ужасами, которые терзали игровых персонажей. Благодаря такой необычной механике Eternal Darkness до сих пор выделяется среди других хорроров — во многом потому, что Nintendo своевременно её запатентовала.

Amnesia: The Dark Descent

Год выхода: 2010

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, Android

Краткое описание: хоррор про страх того, что скрывается в темноте

Шведская студия Frictional Games с 2007 года создаёт игры на собственном движке с говорящим названием HPL Engine (назван по инициалам Говарда Филлипса Лавкрафта). Неудивительно, что все игры студии — от Penumbra: Overture до недавней Amnesia: The Bunker — в той или иной степени отсылались к творчеству писателя.

Но сильнее всего лавкрафтовские мотивы ощущаются в первой Amnesia. Исследуя мрачный замок Александра Бренненбургского, главный герой приоткрывает завесу тайны столь мрачной и жестокой, что он был вынужден лишить себя памяти, лишь бы сохранить остатки рассудка. Он не может дать отпор даже рядовым чудовищам, поэтому вынужден спасаться бегством и прятаться в тени — которая ещё сильнее расшатывает его травмированную психику и вызывает галлюцинации.

Скриншот: игра Amnesia: The Dark Descent / Frictional Games

Но больше всего с прозой Лавкрафта игру роднит ставка на воображение игроков. Лучше всего подход Frictional Games иллюстрирует Каэрнк — подводный монстр, которого мы никогда не видим, но можем вычислить по всплескам воды. В The Dark Descent мы вообще редко видим врагов, зато часто бродим в темноте и слышим жуткие звуки, которые заставляют фантазию разыграться. Ведь даже самая отвратительная модель монстра не вызовет столь же сильную тревогу, как обычные намёки на его присутствие.

Alone in the Dark

Год выхода: 2024

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS5, Xbox Series S/X

Краткое описание: ремейк самого влиятельного хоррора в истории

Оригинальная Alone in the Dark стала частью лавкрафтовской вселенной почти случайно: компания Infogrames купила права на настолку «Зов Ктулху» и решила вложиться в популяризацию бренда. Так игра, которая уже была в разработке, сменила концепцию и обзавелась узнаваемыми атрибутами вроде «Некрономикона», чудовищ и упоминания Ктулху в сюжете. В остальном она была ближе к готическому хоррору, а разработчики вдохновлялись в основном фильмами Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто. Тем не менее Alone in the Dark произвела революцию в жанре хорроров и внесла вклад в популяризацию наследия Лавкрафта.

Скриншот: игра Alone in the Dark / Pieces Interactive

Игра 1992 года скверно состарилась и сейчас представляет разве что историческую ценность. Но в этом году Alone in the Dark получила отличный ремейк, создатели которого очень бережно отнеслись к исходному материалу. А ещё в нём куда больше лавкрафтовских мотивов.

По сюжету Эмили Хартвуд нанимает частного детектива Эдварда Карнби, чтобы вместе с ним вызволить своего дядю Джереми из частной психиатрической клиники в особняке Дерсето. Выбрав одного из героев, мы исследуем два мира: реальный особняк и мир кошмарных воспоминаний Джереми, которого преследует некий Тёмный человек (по сути, лавкрафтовский Ньярлатотеп). Постепенно проклятие распространяется и на других обитателей Дерсето, затягивая их в воронку мистического безумия.

Если оригинальная Alone in the Dark была простой историей о живых мертвецах, то в ремейке на передний план выходит пагубное влияние потусторонних сил на человеческую психику. И всё это — в антураже болотистой Луизианы 1930-х годов.

Call of Cthulhu: Shadow of the Comet

Год выхода: 1993

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: ужасающий квест из глубин древности

Выпустив оригинальную Alone in the Dark, Infogrames продолжила экспериментировать с интерактивными адаптациями лавкрафтовских мифов. Уже через год студия выпустила квест Shadow of the Comet.

Как и Alone in the Dark, игра стала хитом своего времени, но с тех пор безбожно устарела. Однако благодаря стилизованной картинке и ставке на сюжет Shadow of the Comet до сих пор стоит внимания — нужно лишь смириться с неудобным интерфейсом и вооружиться гайдами. Ведь без них вы будете настолько часто умирать и так долго решать некоторые головоломки, что рискуете взаправду сойти с ума от космического ужаса.

Скриншот: игра Call of Cthulhu: Shadow of the Comet / Infogrames

Главный герой — фотограф Джон Паркер, который в 1910 году приезжает в тихий и опрятный городок Иллсмут, чтобы заснять приближающуюся комету Галлея. В далёком прошлом лорд Болескин (псевдоним Алистера Кроули) утверждал, что из Иллсмута небесные тела видно лучше, чем из любой другой точки на планете. Попытка проверить свою теорию свела лорда с ума, но Паркер решил попытать удачи.

Несмотря на кальку в названии, Иллсмут — нетипичное место для лавкрафтовских мифов. Это нарочито аккуратный американский городок. Художники комбинировали ротоскопирование с пиксель-артом, из-за чего местные пейзажи выглядят красиво и сюрреалистично. В сочетании с тревожной музыкой это создаёт неуютную атмосферу: всё кажется красивой ширмой, за которой скрывается нечто ужасное. И чем дольше игрок исследует Иллсмут, тем больше странностей замечает. История развивается в сугубо лавкрафтовском стиле, и лишь счастливая концовка нарушает все каноны писателя.

Сейчас Shadow of the Comet вряд ли кого-то напугает, но у неё есть специфичный шарм, присущий старым фильмам ужасов. Если сможете продраться через неудобный интерфейс и смириться с необходимостью читать гайды, обязательно попробуйте сиквел Call of Cthulhu: Prisoner of Ice. Это вольная интерпретация «Хребтов безумия» в антураже Второй Мировой.

Dreams in the Witch House

Год выхода: 2023

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: квест про студенческие будни и кощунственные путешествия

Shadow of the Comet вдохновила инди-разработчиков, и классические квесты по Лавкрафту выходят по сей день, но редко привлекают внимание игроков. Dreams in the Witch House — один из самых удачных. Разработчик взял за основу одноимённый рассказ «Грёзы в ведьмовском доме». Аркхэмский студент Уолтер Джилмен снимает комнату в доме с нехорошей историей и работает над своей теорией о связи математики с магией. Вскоре Джилмен начинает видеть тревожные сны и страдать сомнамбулизмом.

Скриншот: игра Dreams in the Witch House / Atom Brain Games

Dreams in the Witch House — экспериментальный гибрид между квестом и RPG с элементами выживания. Вместо того чтобы продвигаться по линейной истории и решать стандартные головоломки, мы просто… живём жизнью Джилмена и решаем, на что тратить время. Следим за его здоровьем и рассудком, посещаем разные места в открытом мире. Выбираем, какие предметы изучать и каким изысканиям уделить досуг. И исследуем миры снов.

Многие события в игре зависят от наших знаний и психического состояния, а их вариации и последовательность определяют развитие истории. За одно прохождение вы далеко не всё увидите и вряд ли получите концовку, на которую рассчитывали. Но это лишь подогревает интерес: запуская Dreams in the Witch House, никогда не знаешь, что ждёт дальше и к чему приведёт очередная прогулка по городу.

World of Horror

Год выхода: 2023

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Nintendo Switch

Краткое описание: ролевая игра в духе Лавкрафта и стилистике Дзюндзи Ито

Создатель World of Horror перенёс классический лавкрафтовский ужас из Новой Англии начала прошлого века в Японию восьмидесятых и стилизовал графику под мангу короля ужасов Дзюндзи Ито. Получилась одна из самых необычных и жутких ролевых игр, где Древние Боги соседствуют с азиатским фольклором.

Игра стилизована под старую однобитную RPG, запущенную на древнем ПК. Это лишь добавляет атмосферности
Скриншот: игра World of Horror / Panstasz

World of Horror ощущается как страшный рассказ, который меняется с каждым новым прочтением. На одно прохождение уходит около часа, но увидите вы лишь малую долю событий: большинство элементов сюжета генерируются случайно, а собранная информация помогает в будущих прохождениях. Каждый раз вы сталкиваетесь с одним из Древних Богов, который вот-вот пробудится. Каждый раз в городе происходят разные жуткие события, которые вашему герою нужно расследовать, чтобы спасти мир. И на каждом углу вас поджидает страшная смерть, которая лишь подогреет желание попробовать снова.

Darkest Dungeon

Год выхода: 2016

Режим игры: одиночный, онлайновый (PvP)

Платформы: ПК, PS4, PS Vita, Xbox One, Nintendo Switch, iOS

Краткое описание: искатели приключений сходят с ума в подземелье

В Сети часто можно встретить мнение, что рассказы Лавкрафта невозможно адаптировать в играх, ведь писатель якобы не давал чётких описаний чудовищ. Однако при мысли о пресловутом Ктулху все представляют примерно одно и то же существо: ведь автор не только описал его, но даже нарисовал. Так или иначе, разработчики игр вдохновляются не только уникальной мифологией и атмосферой Лавкрафта, но и сформировавшейся эстетикой его миров. В современной культуре она легко считывается — от дизайна монстров до характерного витиеватого стиля повествования. Создатели Darkest Dungeon выжали из этой эстетики все соки.

Скриншот: игра Darkest Dungeon / Red Hook Studios

Формально это типичный рогалик про исследование подземелий и пошаговые бои с монстрами, но именно эстетика помогла игре выделиться среди конкурентов. Вместо стандартных дебафов и негативных перков ваши герои впадают в безумие и отчаяние, у них развиваются психические расстройства и травмы. А постоянно растущая шкала стресса может как закалить искателя приключений, так и вызвать у него сердечный приступ.

Добавьте к этому харизматичного рассказчика с тяжеловесным слогом и гротескный, нарочито кошмарный дизайн монстров, большая часть которых напрямую отсылает к мифологии Лавкрафта. Darkest Dungeon использовала лишь стиль писателя, но это сделало её невероятно выразительной. Антураж мистического ужаса отлично сочетается с высокой, зачастую несправедливой сложностью и постоянным риском проиграть по воле рандома. Ведь в темнейшем подземелье ничего другого и не ждёшь.

Subnautica

Год выхода: 2018

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Краткое описание: игра про выживание на дне океана

Subnautica не связана с мифами Ктулху, но редкая игра настолько хорошо передаёт атмосферу «подводного» хоррора и провоцирует батофобию. По сюжету космический корабль «Аврора» отправляется на поиски пропавшего шахтёрского судна, но терпит крушение на океанической планете. Игроку достаётся роль единственного выжившего, который вынужден адаптироваться к местной экосистеме, выяснить причины крушения и найти способ вернуться в лоно цивилизации. Для этого герою предстоит исследовать самые тёмные и опасные глубины океана.

Игра не пытается напугать вас нарочно, но умело провоцирует батофобию — боязнь глубины
Скриншот: игра Subnautica / Unknown Worlds Entertainment

Формально Subnautica — типичный выживач от первого лица. Большую часть времени нужно добывать ресурсы, искать чертежи и много крафтить. Но благодаря нетипичному сеттингу она дарит куда более острые ощущения. Здесь вы всё время разрываетесь между любопытством и страхом неизведанного. Игра отлично передаёт чувство глубины и масштабов океана, из-за чего всегда чувствуешь себя маленьким и беззащитным — особенно на фоне исполинских хищников и древних инопланетных построек, скрытых под толщей воды.

Iron Lung

Год выхода: 2022

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Nintendo Switch

Краткое описание: хоррор про подводную лодку

Если Subnautica позволяет прочувствовать весь гнетущий масштаб океана, Iron Lung провоцирует батофобию более минималистичными способами. Игроку достаётся роль заключённого, которого в обмен на свободу отправили изучать луну с кровавым океаном. Все события происходят в ржавой и тесной подводной лодке без окон и люков. Вы можете только управлять судном и делать мутные чёрно-белые фотографии. И такими простыми средствами игра умудряется напугать до дрожи.

Скриншот: игра Iron Lung / David Szymanski

Нехватка визуальной и любой другой информации заставляет фантазию разыграться, и Iron Lung это всячески поощряет. То и дело мы слышим скрежет металла, рёв громадных морских обитателей, а то и вовсе непонятные звуки, от которых по спине пробегают мурашки. Когда на фотографии проявляется огромный глаз или зубастая пасть, а в лодке появляются пробоины, ощущаешь всю безнадёжность своего положения. Отчасти игра напоминает рассказ Лавкрафта «Храм», но вместо гипнотического очарования тайнами океана здесь испытываешь только панический ужас.

Sunless Sea

Год выхода: 2015

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: симулятор капитана в море неописуемых ужасов

В браузерной ролевой игре Fallen London столицу Британской империи утащили в подземное царство Мастера Базара — таинственные существа, похожие на летучих мышей. Лондон погрузился в царство вечной тьмы, где люди соседствуют с древними созданиями. Если оригинальная игра посвящена жизни в городе и пронизана эстетикой викторианского фэнтези, то спин-офф Sunless Sea позволяет исследовать загадочный подземный мир на маленьком пароходе.

В роли капитана вы осматриваете порты, общаетесь с местными, берёте задания и отправляетесь в плавание. Мир полностью открытый, и каждый игрок волен сам определять свой маршрут и конечные цели. Боевая система незамысловата, но игра затягивает литературным слогом и густой загадочной атмосферой. В море зачастую не видно ни зги, там обитают исполинские чудовища, а у моряков постоянно заполняется шкала ужаса, которая может привести к галлюцинациям, бунту и резне. Sunless Sea отлично передаёт контраст между маленьким хлипким судёнышком и мрачной бездной вокруг. А многие подводные создания настолько огромны, что мы видим их лишь украдкой.

Скриншот: игра Sunless Sea / Failbetter Games

Отправляясь к неизведанным берегам, вы рискуете встретить завораживающие и пугающие картины, а тема безумия играет большую роль как в повествовании, так и в механиках. Поэтому Sunless Sea часто называют одной из самых удачных «лавкрафтианских» игр. По атмосфере она действительно близка духу писателя, но мир Sunless Sea гораздо более контрастный.

Насколько жуткие вещи можно встретить в море, настолько же смешные и вычурные — на суше. Например, на одном острове крысы ведут кровопролитную войну с морскими свинками, а в одном из городов жители обязаны носить маски и отыгрывать отведённые им роли. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, поэтому никогда не знаешь, на что наткнёшься в плавании.

В сиквеле игры, Sunless Skies, нам позволяют в той же манере исследовать космос, но там лавкрафтовских элементов стало гораздо меньше. Тон игры стал более меланхоличным, а космический ужас пусть и есть, но отошёл на второй план.

Cultist Simulator

Год выхода: 2018

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Nintendo Switch, Android, iOS

Краткое описание: макабрическая история, рассказанная на картах

В 2016 году создатель Fallen London и Sunless Sea Алексис Кеннеди покинул студию Failbetter Games, потому что управленческие функции не давали ему заниматься непосредственно разработкой. Кеннеди основал новую студию Weather Factory и создал игру, в которой лавкрафтовские элементы стали играть центральную роль.

Cultist Simulator встречает игрока полупустым столом, на котором лежит пара карт. Здесь нет обучения, и поначалу приходится до всего доходить путём проб и ошибок. Вы начинаете игру обычным человеком, в жизни которого началась чёрная полоса. Но беда не приходит одна, и, помимо жизненных трудностей, вы сталкиваетесь с необъяснимыми и пугающими явлениями. Изнутри гложет беспокойство и желание постичь опасные тайны — и вот ваш герой начинает изучать город, читать запретные книги, изучать мёртвые языки и общаться с подозрительными людьми.

Жажда знаний может переродиться в нечто большее и приблизить вас к границе непостижимого. Или окончательно погубить. Первое время вы обречены умирать от безысходности или физического истощения, а полиция легко может пресечь ваши начинания. Но стоит освоить правила, и вам начинают открываться всё более зловещие секреты бытия.

Скриншот: игра Cultist Simulator / Weather Factory

В Cultist Simulator нет прямых отсылок к мифам Ктулху, а местные древние божества куда сильнее вовлечены в дела простых смертных. Вселенная игры антропоцентрична, и это её главное отличие от кромешного ужаса лавкрафтовских историй. Но каждая строчка текста здесь выдержана в духе рассказов писателя, и читать об изысканиях героя всегда интересно.

Туманные описания запретных знаний, нечестивых ритуалов, тревожных снов и безобразных существ заставляют воображение работать на всю катушку. После каждой партии в памяти оседают не комбинации карт, а яркие образы, которые вы сами достраиваете по ходу игры. Поэтому Cultist Simulator выдержана в самом что ни на есть лавкрафтовском стиле.

Dredge

Год выхода: 2023

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Краткое описание: самый жуткий симулятор рыбалки

Dredge не сразу показывает козыри. Вы начинаете игру моряком, потерпевшим крушение. Мэр ближайшего города по доброте душевной предоставляет вам небольшое судно и предлагает отработать долг: вам предстоит ловить рыбу и отдавать ему часть выручки. Механика рыбалки работает просто: плывёте к ключевым точкам, играете в мини-игру и пытаетесь как можно компактнее сложить улов в инвентаре. На первых порах у Dredge приятный минималистичный стиль и спокойная, даже расслабляющая атмосфера.

Скриншот: игра Dredge / Black Salt Games

Всё меняется с приходом ночи. Путь освещает лишь скромный фонарик на судне. В темноте главный герой постепенно начинает сходить с ума, а к поверхности подбираются неведомые твари. Если в погоне за наживой или из простого любопытства вы уплыли слишком далеко от берега, дела плохи. В такие моменты Dredge показывает своё истинное лицо. Перед экраном всё плывёт, из тумана за вами следят горящие глаза. Под судном может проплыть исполинская тень, а из глубины вырывается длиннющее щупальце. Неудачливый рыбак легко сам может стать добычей. А с каждым новым островом и квестом в сюжете проступает всё больше лавкрафтовских мотивов и отсылок.

Если в Sunless Sea глубоководные кошмары были лишь частью более многогранного мира, то Dredge — это концентрированный рыболовный хоррор, аналогов которому пока ещё нет.

Sherlock Holmes: The Awakened

Год выхода: 2023

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Краткое описание: самое жуткое дело величайшего детектива

С 2014 года студия Frogwares работала над Call of Cthulhu, но впоследствии издатель передал проект в руки Cyanide Studio. В итоге Frogwares выпустила The Sinking City — ролевой экшен про отстрел хтонических тварей и борьбу с культом Древних. Игра получилась сырой и бессвязной, но в 2023 году разработчики вернулись к своим корням — и выпустили отличный ремейк собственного квеста Sherlock Holmes: The Awakened.

По сюжету молодой Шерлок Холмс на пару с доктором Ватсоном расследует серию загадочных исчезновений людей в Лондоне. Поиски приводят детектива к тайному культу, который намеревается пробудить древнее божество. Когда Холмс подбирается к истине, его начинают преследовать кошмарные видения и сны.

Скриншот: игра Sherlock Holmes The Awakened / Frogwares

Sherlock Holmes: The Awakened — это увлекательная и местами жуткая смесь из классического британского детектива и фабулы рассказа «Зов Ктулху».‎ Эксперимент, который отлично работал и в 2007-м, в ремейке обрёл более целостный и законченный вид. В отличие от той же The Sinking City, здесь мы не сталкиваемся с Древними напрямую, но постоянно видим следы их зловещего присутствия и встречаем людей, которых оно погубило. Игра аккуратно смешивает жанры и не спешит переступить грань, до последнего сохраняя атмосферу опасной загадки, которой лучше остаться неразгаданной.

По иронии, это делает The Awakened гораздо ближе по духу лавкрафтовским рассказам, чем большинство игр с непосредственным участием Древних, Глубоководных и прочих неописуемых существ. Ведь здесь мы не можем их увидеть и расстрелять из автомата, но где-то на задворках разума точно знаем, что они есть.

Stygian: Reign of the Old Ones

Год выхода: 2019

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: партийная RPG про ужасы Аркхэма

Многие игры по творчеству Лавкрафта основаны на настольных ролевых системах, но при этом именно полноценных RPG в «‎мультивселенной» Ктулху почти нет. Stygian: Reign of the Old Ones — редкое исключение. Это олдскульная ролевая игра, взявшая за основу рассказы писателя. И несмотря на множество проблем, она стала одним из лучших интерактивных переложений его творчества.

По сюжету Аркхэм в двадцатых годах прошлого века погрузился в иное измерение. Из-за этого в городе воцарился хаос, многие жители впали в безумие, преступники захватили власть, а культ Ктулху пророчит пробуждение своего бога. Выбрав класс, настроив характеристики и мировоззрение, мы отправляемся исследовать Аркхэм в надежде разгадать причины низвержения города.

Скриншот: игра Stygian: Reign of the Old Ones / Cultic Games

Обычно разработчики ограничиваются отсылками к знаковым предметам, местам и событиям или добавляют хтонических существ из бестиария Лавкрафта, но студия Cultic Games зашла дальше. Здесь игрок может встретить самих героев из рассказов автора, посетить знаковые места и даже пообщаться с загадочным писателем, у которого подозрительно знакомая внешность. При этом сама история талантливо написана и выдержана в духе первоисточника, а визуальный ряд отсылает к эстетике старых бульварных журналов. Играя в Stygian, ощущаешь себя в том гротескном мире, который пытался передать Лавкрафт.

К сожалению, разработчикам не хватило средств, чтобы придать игре законченный облик. В ней по сей день много багов, а история так и осталась незаконченной. Но у Stygian практически нет аналогов, поэтому она заслуживает внимания всех, кому небезразлично творчество Лавкрафта.

Серия Dead Space

Год выхода: 2008–2013

Режим игры: одиночный, кооператив в третьей части

Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, PS5, Xbox Series X/S

Краткое описание: космический хоррор вселенских масштабов

На первый взгляд, серия Dead Space имеет лишь косвенное отношение к наследию Лавкрафта. Разработчики вдохновлялись множеством фантастических произведений, а в самих играх ставка сделана на боди-хоррор и нарочито отвратительный дизайн монстров. Но чем дальше развивается история, тем больше знакомых мотивов в ней возникает.

В первой игре главным источником ужаса стал Обелиск — инопланетный артефакт, обнаруженный экипажем корабля «Ишимура». Местная Церковь юнитологии сочла Обелиск даром, который поможет человечеству вознестись и переродиться. На деле же он сводит людей с ума и заставляет под воздействием психоза убивать друг друга, а трупы трансформирует в уродливых некроморфов. Исследуя «Ишимуру», главный герой Айзек Кларк тоже испытывает на себе влияние Обелиска и видит кошмары наяву. Уже это заставляет вспомнить «Храм» и ещё вереницу рассказов Лавкрафта. А в сиквеле темы религиозного фанатизма и влияния Обелисков на психику получили дальнейшее развитие. Пока Айзек расчленяет плазменным резаком гротескных тварей, на фоне разворачивается куда более безрадостная картина.

Самой лавкрафтианской частью серии, как ни странно, стала Dead Space 3, где Айзек узнаёт истинное назначение Обелисков. В мире игры существуют Братские Луны — разумные существа невообразимых размеров. Это и есть конечные формы некроморфов. Они распространяют по космосу Обелиски, чтобы те перерабатывали органическую жизнь в материал для создания новых Лун. Люди для них — лишь очередной материал для размножения. Но что ещё хуже: одной из вероятных функций Обелисков была стимуляция эволюции, чтобы породить разумные формы жизни, — иначе создание новой Луны невозможно.

Скриншот: игра Dead Space 3 / EA Redwood Shores

У Dead Space 3 была непростая история разработки, и в конечном виде игра многих разочаровала. Но в ней разработчики довели историю о борьбе человечества с некроморфами до воистину зловещей и пессимистичной кульминации. А, учитывая концовку дополнения Awakened, все усилия главного героя оказались напрасными. Из-за скромных продаж ремейка Dead Space в ближайшие годы EA точно не планирует развивать серию, а до тех пор Айзек Кларк не получит свой голливудский хеппи-энд.

Still Wakes the Deep

Год выхода: 2024

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, PS5, Xbox Series X/S

Краткое описание: зрелищный боди-хоррор про ужас из глубин

По большей части новая игра The Chinese Room рассказывает отличную, но прямолинейную историю в духе «Нечто». Главный герой Кэмерон МакЛири работает электриком на нефтяной платформе «Бейра Д» посреди Северного моря. Вскоре бур натыкается на неизвестную сущность, которая затаилась на глубине. Платформа разрушается на глазах, а большинство рабочих преображаются в бесформенные груды плоти. Но, что ещё хуже, некоторые жертвы таинственной твари сохраняют жизнь и даже подобие сознания. Пока «Бейра Д» разваливается на части, а людей выворачивает внутренностями наружу, МакЛири пытается выжить и дождаться помощи.

Поначалу ничего сугубо лавкрафтовского в игре не замечаешь, кроме очевидных морских мотивов. Но чем сильнее меняется платформа, тем чаще в памяти всплывает рассказ «Цвет из иных миров». Таинственная тварь и её жертвы переливаются необычным свечением, а контакт искажает не только людей, но и саму платформу, и даже пространство вокруг неё. Более того, загадочное чудовище влияет на психику и вызывает у своих жертв навязчивые воспоминания, особенно негативные. Местными «монстрами» становятся изуродованные коллеги МакЛири, которые и при жизни не славились добрым нравом. Да и сам герой постепенно поддаётся влиянию чужеродной силы — и всё чаще предаётся воспоминаниям.

Скриншот: игра Still Wakes the Deep / The Chinese Room

Но больше всего игру роднит с творчеством Лавкрафта сюрреалистичная и необъяснимая кульминация, которую сложно списать на действия обычных инопланетян. То, что спало под толщей воды, оказалось за гранью человеческого понимания. Still Wakes the Deep начинается как хороший фантастический ужастик, а заканчивается чем-то куда более зловещим.

Moons of Madness

Год выхода: 2019

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One

Краткое описание: трудовые будни космического инженера из Аркхэма

Moons of Madness издала компания Funcom, и формально игра связана со вселенной The Secret World, хоть и ограничивается лишь отсылками. На деле это вольная адаптация повести «Хребты безумия». Однако здесь сугубо лавкрафтовские мотивы переплетены с «твёрдой» научной фантастикой, а события происходят в недалёком будущем.

По сюжету инженер Шейн Ньюхарт, окончивший Мискатоникский университет, работает на марсианской базе корпорации «Орочи». Существование базы совершенно секретно: официально компания занимается научными исследованиями в Антарктике. На деле — исследует источник необычного сигнала, поступивший с красной планеты. Но Шейн не имеет доступа к засекреченной информации и поначалу даже не знает, что изучают на базе. Инженер занят обычной рутиной: проверяет оборудование, чинит неисправности. И только тревожные сны нарушают его покой.

Но в какой-то момент всё идёт не так, и станция начинает разваливаться на глазах, а образы из тревожных снов героя воплощаются в жизнь. Пока инженер пытается спастись и узнать, что случилось с его коллегами, ему становится всё сложнее отличить реальность от галлюцинаций.

Скриншот: игра Moons of Madness / Rock Pocket Games

Перенеся события в будущее, авторы Moons of Madness предложили свежий подход к типично лавкрафтовским ужасам. В мире победившей науки, где темы оккультизма могут вызвать разве что прилив испанского стыда, встреча с иррациональными и непостижимыми сущностями пугает с новой силой. Благодаря реалистичному, приземлённому дизайну и вниманию к мелочам марсианскую станцию интересно и по-настоящему жутко исследовать, а инопланетные чудовища хоть и появляются в сюжете, но не играют в нём центральную роль.

Conarium

Год выхода: 2017

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Краткое описание: путешествие по Хребтам безумия

Независимая турецкая студия Zoetrope Interactive посвятила Лавкрафту всё своё творчество. Но если дилогия квестов Darkness Within лишь отсылалась к произведениям писателя, то Conarium стала вольной адаптацией повести «Хребты безумия». По сюжету участник полярной научной экспедиции Фрэнк Джилмен просыпается на станции и находит рядом загадочное светящееся устройство. Джилмен почти ничего не помнит о недавних событиях и отправляется на поиски пропавших коллег. Вскоре выясняется, что исследователи изучали запретные книги и хотели подобраться к пределу постижимого, но ни к чему хорошему это не привело. Чем больше Джилмен вспоминает, тем более выразительными и пугающими становятся его видения и сны.

Скриншот: игра Conarium / Stormling Studios

Conarium — более типичная и скромная лавкрафтианская игра, чем Moons of Madness. Она пестрит знакомыми образами и мотивами, но грамотно их использует. Разработчики не спешат спускать на игрока чудовищ и вместо этого нагнетают смутную тревогу перед запретными знаниями и зловещими видениями. Как и в Moons of Madness, здесь есть редкие сцены погони, но большую часть времени мы изучаем древние строения и артефакты, решаем головоломки и узнаём, к чему приводят попытки людей выбраться с островка невежества в тёмное море бесконечности. Лучше тему «заснеженного» лавкрафтовского хоррора раскрывает разве что серия Penumbra.

А если вам понравится густая атмосфера и неспешное повествование Conarium, обязательно попробуйте Transient от тех же разработчиков. В ней авторы пошли на смелый эксперимент и адаптировали повесть «За гранью времён» в стилистике киберпанка. К сожалению, игра оказалась слишком скомканной и во многом уступает той же Conarium, но там разработчикам удалось воссоздать атмосферу лавкрафтовских рассказов в совсем уж непривычных декорациях.

No One Lives Under the Lighthouse

Год выхода: 2020

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Краткое описание: ретрохоррор про трудности ухода за маяком

Вдохновившись фильмом Роберта Эггерса «Маяк», студия Marevo Collective создала один из самых запоминающихся ретрохорроров в стилистике PlayStation 1.

Вам достаётся роль нового смотрителя маяка. Предшественник таинственным образом исчез, но герой на острове явно не один. Пока мы занимаемся рутинной работой по ремонту и обслуживанию, на маяке происходят странности, а внизу постоянно что-то шумит. Вскоре игрок выясняет, что на него охотится нечто крупное и смертоносное, а сам остров таит куда больше загадок, чем может показаться на первый взгляд.

В сцене погони мы смотрим на героя глазами монстра. Это позволяет скрыть внешность чудовища и увеличивает саспенс: ведь стоит убежать слишком далеко — и игрок рискует сбиться с тропы

Скриншот: игра No One Lives Under the Lighthouse / Marevo Collective

No One Lives Under the Lighthouse не спешит показывать чудовище и объяснять происходящее. Это неспешный и атмосферный хоррор, в котором страх изоляции соседствует с ужасом перед неизведанной угрозой и мрачными тайнами острова.

Phoenix Point

Год выхода: 2019

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One

Краткое описание: идейная наследница X-COM про пришельцев с Юггота

В 1995 году вышел сиквел X-COM с подзаголовком Terror from the Deep. В нём игрок исследовал затопленный инопланетный город и противостоял подводным захватчикам, дизайн которых явно отсылал к расе Глубоководных. Но относительно недавно создатель оригинальной X-COM Джулиан Голлоп решил переосмыслить собственное наследие и выпустил Phoenix Point — игру о противостоянии зловещей Югготской Сущности, которая терраформирует Землю и заставляет всё живое на планете мутировать в жутких тварей. И здесь лавкрафтовские мотивы гораздо сильнее влияют как на геймплей, так и на общую атмосферу.

В Phoenix Point человечество находится на грани уничтожения, и население убывает с каждым вашим действием на глобальной карте. Планета заражена таинственным пандоранским вирусом, который вызывает стремительные мутации, а остатки людей разделились на фракции. Одни ради выживания решили отринуть плоть и превратиться в киборгов, другие стремятся обуздать мутации и приспособиться к новому миру. Все ведут непримиримые войны даже перед лицом глобальной угрозы. Игрок же берёт под контроль секретную организацию «Проект „Феникс“», которой предстоит изучить вирус, разгадать тайны древней земной цивилизации и дать отпор хтоническим чудовищам.

Скриншот: игра Phoenix Point / Snapshot Games

В отличие от X-COM (включая ремейки), в игре есть тактическая расчленёнка, и вы всегда можете выбрать, в какую часть тела прицелиться. Это принципиально меняет приоритеты, ведь враг с повреждённой конечностью меняет тактику и использует другое оружие. Вместо того чтобы методично сокращать количество врагов, вы меняете расстановку сил на поле боя и справляетесь с угрозами по мере поступления. Вы адаптируетесь под ситуацию — и монстры делают то же самое.

У Phoenix Point нарочито мрачная, апокалиптическая атмосфера. Монстры здесь отвратительные и жуткие, людские фракции — несговорчивые и подлые, а бои — сложные и бескомпромиссные. И, будто этого мало, вы постоянно следите за счётчиком убыли населения: если затянуть кампанию, на Земле уже некого будет спасать. Phoenix Point не только использует эстетику мифов Ктулху, но и передаёт их пораженческий посыл. Всю игру вы пытаетесь понять захватчиков и адаптироваться к войне с ними, но в процессе рискуете принять слишком много бесчеловечных решений и пожертвовать слишком многим ради выживания.

Forgive Me Father

Год выхода: 2021

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One

Краткое описание: бумер-шутер про отстрел хтонических чудовищ

Если в шутере есть монстры, оккультизм или инопланетные формы жизни, там почти всегда найдётся место отсылкам к творчеству Лавкрафта. В конце концов, что может быть круче битвы с бесформенной тварью из бездны времён? Уже в первой Quake игрок противостоял Шуб-Ниггурат, и с тех пор камео Древних богов стало для жанра обычным делом. Но если в большинстве шутеров влияние мифов Ктулху кажется необязательным, то Forgive Me Father целиком посвящена лавкрафтовским ужасам.

Скриншот: игра Forgive Me Father / Byte Barrel

Это динамичный бумер-шутер в духе оригинального Doom. В геймплее лавкрафтовских элементов почти нет. Даже привычная шкала рассудка работает, скорее, как типичная механика ярости в других экшенах: если вы непрерывно расстреливаете хтонических монстров, картинка становится чёрно-белой, а ваш герой наносит повышенный урон.

Но Forgive Me Father стилизована под старый комикс, и разработчики отлично предали эстетику кичливого, нарочито мрачного боевика о борьбе с Древними богами. Если та же Quake или её современная подражательница Dusk лишь заигрывают с мифами Ктулху, то игра Byte Barrel выстраивает вокруг них всю свою идентичность. И делает это отлично.

Lovecraft’s Untold Stories

Год выхода: 2019

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS, Android

Краткое описание: суровый рогалик про борьбу с нечистью

Один из лучших рогаликов про борьбу с Ктулху и компанией. В игре пять героев: частный детектив, щуплый профессор, воровка, ведьма и даже упырь. У каждого свои характеристики, оружие и стиль игры. Выбрав одного из них, игрок исследует рандомно сгенерированные локации и расстреливает сотни тварей из обширного бестиария Лавкрафта — от шогготов до огромных пингвинов.

Скриншот: игра Lovecraft’s Untold Stories / Blini Games

Ваш герой уязвим и легко может сойти с ума от одного вида врагов, а мрачный дизайн и музыка настраивают на старый фильм ужасов, очаровательный в своей наивности. Рассуждать о каком-то космическом хорроре не приходится, но со своей главной задачей разработчики справились отлично. Lovecraft’s Untold Stories — в меру мрачная и очень аддиктивная игра, в которой расстреливать циклопических чудовищ весело даже спустя десятки часов.

Eldritch

Год выхода: 2013

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: иммерсивный рогалик про кубические ужасы

Если бы в Minecraft был режим приключения, он мог бы выглядеть как Eldritch. Эта игра использует похожую минималистичную графику, но вместо крафта и строительства здесь нужно исследовать Р’льех, храм Дагона и прочие не поддающиеся осмыслению места. Поначалу низкополигональная графика настраивает на что-то лёгкое и нелепое, но местные шогготы и рыболюды быстро объяснят, кто здесь жалкая песчинка на дне океана.

Скриншот: игра Eldritch / David Pittman

Игру сделал Дэвид Питтмен, один из разработчиков BioShock 2. И это заметно: в бою мы комбинируем оружие и заклинания, игровые задачи можно решать множеством не самых очевидных способов, а отличный звук и мудрёная архитектура уровней создают давящую, неожиданно жуткую атмосферу. Получилась игра на стыке рогалика и immersive sim. Уровни каждый раз генерируются случайно, а смерть означает потерю всего накопленного прогресса. Игра не слишком сложная, но риск столь суровой гибели заставляет выкладываться на все сто.

Sundered: Eldritch Edition

Год выхода: 2017

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Краткое описание: метроидвания с выдающимся визуальным стилем

Выпустив очаровательный экшен Jotun, студия Thunder Lotus Games решила поэкспериментировать с жанрами. Их следующая игра, Sundered, стала помесью из рогалика и метроидвании. Игра сохранила фирменный мультяшный стиль студии, но вместо скандинавских пейзажей здесь древние циклопические храмы и бесформенные лавкрафтовские химеры.

Скриншот: игра Sundered: Eldritch Edition / Thunder Lotus Games

По сюжету главная героиня пытается выбраться из древнего храма и невольно впутывается в противостояние местных богов. Непосредственно метроидвании здесь не так много. Локации легко исследовать, а на передний план выходят схватки с врагами. Однако сами масштабы чужеродных пейзажей и фантазия, с которой нарисованы хтонические существа, доставляют огромное удовольствие. Игра использует элементы мифов Ктулху как материал для создания впечатляющих визуальных образов. Местный храм хочется исследовать вдоль и поперёк, чтобы увидеть, что там ещё такого нарисовали.

Source of Madness

Год выхода: 2021

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Краткое описание: процедурный экшен, где каждый монстр уникален

В этом рогалике процедурно генерируются не только локации, но и каждый встреченный вами монстр — от частей тела до скелетной анимации. В любом другом сеттинге это бы смотрелось нелепо, но в сочетании с лавкрафтовским безумием работает безупречно. Всю игру вы сражаетесь с непонятными, нескладными и просто отвратительными тварями, которые неестественно выглядят и почти не поддаются описанию.

Скриншот: игра Source of Madness / Carry Castle

Source of Madness — отличный пример того, что иногда нейросети помогают создать по-настоящему необычный игровой опыт. Будь в игре стандартные враги, она легко затерялась бы на фоне конкурентов. Здесь не самое удобное управление и слишком уж простая боёвка, а непредсказуемые движения монстров делают бои хаотичными. Но в сочетании с атмосферой космического ужаса и необычным концептом недостатки Source of Madness оборачиваются достоинствами. Её мир очарователен в своём непредсказуемом чужеродном уродстве, и его хочется исследовать вопреки всему.

Gibbous — A Cthulhu Adventure

Год выхода: 2016

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Nintendo Switch

Краткое описание: квест про древних богов и говорящую кошку

Мистический пафос Лавкрафта часто пародируют в современной культуре, но Gibbous — A Cthulhu Adventure целиком посвящена мифам Ктулху… если бы по ним сняли смешной мультфильм. Здесь молодой библиотекарь Базз по просьбе хмурого детектива Дона Кетайпа находит «Некрономикон». Почитав жуткую книгу, Базз обнаруживает, что теперь его кошка умеет говорить и обладает весьма скверным характером. На этом проблемы не заканчиваются: злые культисты задумали неладное, и теперь Базз должен объединиться с детективом и своей кошкой, чтобы разгадать тайны «Некрономикона».

Головоломки логичные и лёгкие по меркам жанра, но периодически заставляют пораскинуть мозгами
Скриншот: игра Gibbous — A Cthulhu Adventure / Stuck In Attic

Gibbous — очаровательный квест в духе классики Lucasarts. Мрачный антураж роднит его с мультфильмами Тима Бёртона, а пышный визуальный ряд настраивает на праздничную хэллоуинскую атмосферу. Именно праздничную: игра рассказывает лёгкую и беззаботную историю, в которой даже хтонический ужас становится материалом для остроумных шуток.

Call of the Sea

Год выхода: 2020

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X

Краткое описание: романтичный Лавкрафт

Когда игровые студии обращаются к прозе Лавкрафта, они либо пытаются воссоздать иррациональный космический страх, либо доводят его до абсурда или вовсе высмеивают. Разработчики Call of the Sea поступили оригинальнее: они взяли всё, кроме ужаса и тотального пессимизма писателя. В этой игре вы изучите древнюю архитектуру, узнаете про загадочных богов, увидите величественные обелиски и даже нечто, напоминающее Дагона. Узнаете про безумие, поразившее учёных и преследующее главную героиню. Но всё это подаётся в духе приключенческого любовного романа.

Скриншот: игра Call of the Sea / Out of the Blue Games

По сюжету Нора Эверхарт получает получает посылку с фотографией своего мужа Гарри и координатами некоего острова. В прошлом Гарри отправился в экспедицию, чтобы найти лекарство от наследственной болезни Норы, но бесследно исчез. Героиня отправляется на поиски.

На месте её ждёт лишь пустой корабль со следами огромных когтей и заброшенный лагерь участников экспедиции. Игра посвящена исследованию острова, решению головоломок и чтению записей. Вскоре Нору начинают посещать загадочные видения, но её внутренние монологи посвящены не иррациональному страху перед неизведанным, а собственной семейной жизни. Call of the Sea — увлекательная и трогательная любовная драма, отчасти похожая на Firewatch. Сложно представить более необычный взгляд на мифы Ктулху.

Scratches («Шорох»)

Год выхода: 2006

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: готический хоррор, который пугает одним лишь звуком

В «Шорохе» нет привычных элементов хоррор-игр. Ни монстров, ни скримеров, ни даже абстрактных галлюцинаций. Всю игру мы исследуем старый дом, читаем записки и решаем головоломки. Но благодаря выдающейся работе со звуком «Шорох» стал классикой хоррора.

По сюжету писатель Майкл Артхейт покупает особняк неких Блэквудов, чтобы в уединении сосредоточиться на работе. Но вскоре его начинают изводить странные шорохи и скрипы. В доме больше никого нет, и писатель пытается найти источник звуков. Исследуя особняк, Майкл постепенно узнаёт его мрачную историю, а вскоре сталкивается с проклятием прошлых владельцев.

Скриншот: игра Scratches / Nucleosys

Формально «Шорох» не имеет отношения к наследию Лавкрафта и больше напоминает классический готический хоррор в духе Эдгара Аллана По. Однако в сюжете без труда угадываются отсылки к рассказам Лавкрафта, особенно написанным в соавторстве с Августом Дерлетом. Разработчики не скрывали источники вдохновения, поэтому в особняке можно найти портреты Ктулху, произведения Лавкрафта на книжных полках и даже «Некрономикон».

Но что важнее, игра отлично передаёт атмосферу навязчивой тревоги, когда ты не можешь точно определить источник угрозы. Чем больше игрок погружается в историю особняка, тем более жуткие картины рисует воображение. Особенно когда читаешь дневники о путешествии Блэквуда в Африку, жестоких племенах туземцев, богохульных жертвоприношениях и проклятом артефакте. Напряжение постоянно нарастает, но не находит разрядки — поэтому от каждого шороха дёргаешься в ожидании опасности. Ведь до самого финала мы не узнаем, что за тварь скребётся в темноте.

The Vanishing of Ethan Carter

Год выхода: 2014

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch

Краткое описание: меланхоличное путешествие по воображаемым ужасам

Студию The Astronauts основали выходцы из People Can Fly, которые раньше работали только над шутерами. Тем сильнее было удивление игроков, когда создатели Painkiller и Bulletstorm выпустили поэтичную адвенчуру про медитативное исследование заброшенного городка в лесной глуши.

В The Vanishing of Ethan Carter вы играете знаменитым детективом-экстрасенсом Полом Просперо, который откликнулся на жуткое письмо маленького мальчика Итана Картера. Пол прибыл на поиски ребёнка, но нашёл только больше тревожных загадок.

Скриншот: игра The Vanishing of Ethan Carter / The Astronauts

В The Vanishing of Ethan Carter можно найти отсылки не только к творчеству Лавкрафта. Это более комплексная история, сотканная из разных жанров и стилей. Исследуя остров, вы решаете головоломки и находите улики, которые позволяют приоткрыть завесу времени и узнать, что здесь происходило до вашего приезда. Но зловещие культы, нераскрытые убийства и даже хтонические чудовища перемежаются простыми зарисовками о жизни талантливого мальчика с богатым воображением. Игра не пытается вас пугать — её тон, скорее, меланхоличный. Угроза кажется неявной и ускользающей, будто какой-то элемент головоломки до сих пор не на своём месте.

Постепенно события обретают всё более тревожный характер. Игра пронизана предчувствием беды, поэтому сам собой зарождается страх узнать нечто лишнее, слишком зловещее. То, против чего даже знаменитый экстрасенс окажется бессилен. В финале так и происходит, но правда об исчезновении Итана Картера оказывается куда страшнее любых ваших догадок.

The Vanishing of Ethan Carter подаёт отличный пример. Разработчики очевидно вдохновлялись Лавкрафтом, но преобразили его материал в нечто совсем иное. Более приземлённое, и оттого жуткое.

The Council

Год выхода: 2018

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, PS4, Xbox One

Краткое описание: политический триллер про опасные тайны

Конец 18-го века. Сильные мира сего собрались на тайном острове некоего лорда Мортимера, чтобы обсудить насущные дела и устроить очередной передел мира. Среди них затесался Луи де Рише, молодой участник тайного «Золотого ордена». Но ему не до политики: Луи ищет свою пропавшую мать и заодно хочет выкрасть оккультную книгу «Аль-Азиф», в народе более известную как «Некрономикон». Но для этого ему придётся изучить замок лорда Мортимера и сойти за своего. А это нетривиальная задача, ведь среди гостей можно встретить Наполеона Бонапарта или, скажем, Джорджа Вашингтона.

Скриншот: игра The Council / Big Bad Wolf

The Council — интерактивная драма про тайные заговоры, оккультные ордены и запретные знания. В сюжете важную роль играют мистические элементы и демонические силы, но по большей части это напряжённый псевдоисторический детектив. История блестяще написана и по-настоящему нелинейна, а диалоги подаются через инновационную ролевую систему. The Council — одна из немногих действительно проработанных социальных RPG, где очки навыков превращают общение с персонажами в интеллектуальную игру на красноречие и понимание психологии.

Хотя события The Council вращаются вокруг «Некрономикона», в ней не так много лавкрафтовского, особенно в первых эпизодах. Игра в целом слишком многогранная, чтобы уместиться в одном жанре. Это история о взаимосвязи политики, философии и оккультизма.

The Shrouded Isle

Год выхода: 2017

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Nintendo Switch

Краткое описание: симулятор культа Ктулху

Если в Cultist Simulator акцент смещён на изучение запретных знаний, The Shrouded Isle целиком посвящена управлению сектой. Формально вы поклоняетесь Чернобогу, но он почему-то спит на дне океана, а вы готовитесь к его апокалиптическому пробуждению. Отсылки на Лавкрафта здесь настолько очевидны и многочисленны, что попытки дистанцироваться от Ктулху вызывают лишь недоумение. Даже визуальный стиль игры отлично подошёл бы для иллюстрированного издания какого-нибудь сборника писателя.

Скриншот: игра The Shrouded Isle / Kitfox Games

Как любой порядочный лидер культа, вы должны сохранять баланс сил, назначать советников, распределять ресурсы и пристально следить за паствой. Среди горожан есть скрытые еретики, и важно вовремя пресекать ростки свободомыслия. Игра делится на сезоны, и в конце каждого года вам нужно выбрать, кого из своих советников принести в жертву — да так, чтобы и духовные скрепы не разрушить, и семья убитого не взбунтовалась.

The Shrouded Isle — маленький и атмосферный симулятор культиста. Здесь многое зависит от случайных факторов, а для полноценной реиграбельности маловато контента. Но пока не вышла Worshippers of Cthulhu, у игры практически нет аналогов.

Shadows of Forbidden Gods

Год выхода: 2023

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: пошаговая стратегия про уничтожение мира

В Shadows of Forbidden Gods игрок большую часть времени смотрит на политическую карту и принимает решения в пошаговом режиме. Из-за нейтрального и минималистичного дизайна игру легко принять за невзрачную глобальную стратегию и пройти мимо. Подвох в том, что здесь мы управляем Древним божеством, которое копит силы перед пробуждением и готовится уничтожить всю жизнь на планете. Поначалу мы ослаблены и зависимы от своих агентов — персонажей, с помощью которых можно вторгаться в людские земли и сеять раздор. Противостоит нам Избранный, который пытается сплотить королевства и остановить апокалипсис.

Стоит освоиться на карте и понять доступные возможности, как от игры становится сложно оторваться. Большую часть времени мы полагаемся только на агентов и заклинания. Shadows of Forbidden Gods даёт огромный простор для действий: манипулировать героями и правителями, разжигать междоусобные войны и революции, распространять чуму и пестовать культ Глубоководных, или даже сводить с ума целые страны. А один уникальный агент может изучить разные запретные знания и призвать на карту полчище шогготов. На всё про всё даётся 500 ходов, и за это время мы должны любыми способами подчинить или уничтожить человечество. По ощущениям напоминает Plague Inc., только здесь гораздо больше механик и нюансов.

Скриншот: игра Shadows of Forbidden Gods / Bobby Two Hands

В первом, обучающем прохождении нам доступен лишь гигантский змей, но затем открываются восемь других Древних богов, включая гигантское бесформенное чудовище с щупальцами. У каждого божества уникальный стиль игры, заклинания и возможности. Так, Кордицепс заражает города спорами и превращает жителей в мутирующих зомби. А Иастур (калька с Хастура) может сводить людей с ума, менять их черты характера и стравливать друг с другом. Но в основе его силы лежит книга, которую агенты должны размещать в поселениях или подкидывать в инвентарь героям.

Серия Fear & Hunger

Год выхода: 2018, 2022

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК

Краткое описание: ролевая игра, которая хочет сделать вам больно

В Fear & Hunger можно найти и прочитать «Некрономикон». В этот момент ваш герой подбрасывает монетку. Если повезёт, он изучит одно из могущественных заклинаний, описанных в книге. Если нет — умрёт от безумия, не выдержав ужаса. Но это не такая редкость, ведь умирать в этой игре приходится часто, а вот с сохранениями — беда.

В Fear & Hunger есть древние боги и отсылки к конкретным существам из мифологии Лавкрафта, а в сиквеле фигурирует Король в жёлтом. На самом деле финский разработчик Миро Хаверинен вдохновлялся всем подряд — от манги «Берсерк» и игр FromSoftware до серии The Legend of Zelda и кровавых слэшеров вроде «Ужасающего». В его интерпретации этот безумный коктейль отлично работает. Запуская Fear & Hunger, вы погружаетесь в сюрреалистичный мир, будто сотканный из бредовых кошмаров. Древних и новых богов тут много, но все они либо безразличны к людям, либо нарочито жестоки. Всё плохое, что может произойти с человеком, здесь обязательно происходит — не с вами, так с другими. Но чаще, конечно, с вами.

Особенно хорошо это ощущение кошмарного абсурда передаёт Fear & Hunger 2: Termina. По сюжету к Земле приближается древнее божество в форме луны с лицом, а его посланник объявляет о начале фестиваля Термина. Вам достаётся роль одного из 14 участников, но по правилам фестиваля выжить должен лишь один. События в игре занимают три дня, и чем ближе к финалу, тем безумнее и кровавее становится торжество.

Если первая часть была стилизована под средневековое фэнтези, во второй события перенеслись в альтернативные 1940-е годы, а главной темой стала абсурдная жестокость Второй Мировой
Скриншот: игра Fear & Hunger 2: Termina / Miro Haverinen

Обычно хардкорные игры хвалят за «справедливую» сложность, но Fear & Hunger нарочито несправедлива. Всё в её дизайне работает так, чтобы ваш персонаж умер мучительной смертью, сошёл с ума или остался калекой без шансов на выживание. Здесь безумие и отчаяние преследуют не столько даже главного героя, сколько самого игрока. Но благодаря талантливому арт-дирекшену и необычному антуражу серия быстро обрела армию поклонников, готовых стать игрушками скучающих и жестоких богов.

Cthulhu Saves the World

Год выхода: 2010

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Xbox Live Arcade

Краткое описание: сатирическая JRPG про силу дружбы и Ктулху

Макабрический пафос Лавкрафта легко высмеивать, но гораздо сложнее сделать это остроумно. Cthulhu Saves the World справилась. Ктулху уже был готов свести с ума всех на планете, но загадочный волшебник украл его силы. Теперь пробудившийся Древний вынужден совершать героические поступки, чтобы вернуть своё могущество и наконец уничтожить мир. Подвох в том, что Ктулху придётся присмотреться к жалким земным созданиям повнимательнее и, быть может, даже проникнуться к ним симпатией.

Скриншот: игра Cthulhu Saves the World / Zeboyd Games

Игра высмеивает не только главного героя, но и штампы старых видеоигр, особенно JRPG. За несколько часов Ктулху успевает собрать отряд, попасть в вереницу нелепых ситуаций и истребить половину лавкрафтовского бестиария. Боевая система примитивна и лишь изредка бросает хоть какой-то вызов, но из-за короткой продолжительности игра не успевает надоесть и регулярно радует хорошими шутками.

В 2019 году вышел не менее забавный сиквел Cthulhu Saves Christmas, где Ктулху отправляется спасти Санта-Клауса лишь для того, чтобы убить его самостоятельно. Помогают ему в этом внучка самого Санты, молоденькая Баба-Яга и Белсникель. Отличный способ скрасить новогодние праздники.

Серия Sucker for Love

Год выхода: 2022

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Nintendo Switch

Краткое описание: симулятор нечестивых свиданий

Чтобы поклоняться древнему чудовищу, нужен особый склад ума и взгляд на мир. Например, как у главного героя пародийного симулятора свиданий Sucker for Love. Задавшись целью поцеловать всех Древних богов, он постигал оккультные знания и проводил богохульные ритуалы. И вот — первый успех! Парень находит «Некрономикон» и читает единственное понятное заклинание, которое призывает Л’нету — очаровательную и очень ревнивую красотку с щупальцами на лице.

Скриншот: игра Sucker for Love / Dread XP

Как ни странно, в Sucker for Love есть место и жутким сценам, и теме безумия, но её не стоит воспринимать всерьёз. Это милый и ностальгичный ромком о свиданках с Ктулху, Хастуром и Ньярлатотепом. Разработчики не ограничились одними лишь образами, поэтому здесь много шуток на тему космического ужаса. Игра быстро стала успешной, и разработчики уже выпустили сиквел Sucker for Love: Date to Die For. Там ещё сильнее переплетаются мотивы ужаса, безумия и романтики. И всё это — в бесподобной эстетике аниме девяностых.

Saya no Uta

Год выхода: 2003

Режим игры: одиночный

Платформы: ПК, Android

Краткое описание: самая жуткая история любви

Писатель и сценарист Гэн Уробути с детства обожает настольную игру «Зов Ктулху», а влияние Лавкрафта заметно почти во всех его работах — от книжной серии Fate/Zero до аниме про девочек-волшебниц «Девочка-волшебница Мадока». Но культовая визуальная новелла Уробути Saya no Uta напрямую вписана в мифологию классика, вплоть до отсылок к знаковым вещам вроде Серебряного ключа. А что ещё важнее, эта история хорошо передаёт многие черты лавкрафтовской прозы.

По сюжету студент-медик Сакисака Фуминори попадает в аварию, которая уносит жизни его родителей. Сам Фуминори просыпается в новом мире: всё вокруг выглядит как бесформенные, склизкие и зловонные массы плоти. А люди больше напоминают неописуемых инопланетных чудовищ. Чтобы не провести всю жизнь в психиатрической клинике, герой скрывает своё расстройство и сторонится окружающих. Но однажды Фуминори встречает Саю — обворожительную девушку, которая ищет своего пропавшего отца. По какой-то причине мозг Фуминори не воспринимает Саю как монстра. Герой быстро привязывается к новой знакомой и помогает ей в поисках. Постепенно их отношения принимают всё более романтичные, извращённые и жуткие формы.

Лишь дважды за всю игру можно сделать выбор, что ведёт к одной из трёх концовок. Но они отлично друг друга дополняют и раскрывают историю с разных ракурсов
Скриншот: игра Saya no Uta / Nitroplus

Saya no Uta отличается от рассказов Лавкрафта крайней жестокостью и эротизмом, однако передаёт одни из ключевых лейтмотивов его творчества. В новелле много сцен от лица бывших друзей Фуминори, и их столкновение с Саей всегда пронизано ужасом перед неизведанным и отвратительным существом. Нам никогда не показывают истинный облик Саи и даже не описывают в деталях её внешность, но передают ощущения от встречи с ней — и заодно позволяют увидеть со стороны, как Фуминори теряет остатки человечности.

В то же время повествование от лица самого Фуминори сквозит не столько страхом, сколько отвращением к миру и чувством собственной отчуждённости, что также роднит новеллу со многими историями Лавкрафта — вроде рассказа «Изгой», написанного от лица одинокого чудовища. Всё это делает Saya no Uta более сложной и многогранной историей, чем может показаться на первый взгляд. У игры три принципиально разные концовки, которые показывают историю с разных сторон. Сложнее всего определиться, какой финал более трагичен и кого на самом деле считать чудовищем.

К мифам Ктулху обращались авторы десятков визуальных новелл и до, и после Гэна Уробути. Та же студия Nitroplus годом позже выпустила фантастический боевик Demonbane, где Древних богов расстреливают люди в огромных мехах и можно в прямом смысле соблазнить «Некрономикон». А та же Sucker for Love превратила свидания с хтоническими существами в повод для шуток. Но только Saya no Uta относится к источнику вдохновения серьёзно и рассказывает самобытную, по-настоящему жуткую историю о любви, отчуждённости и маниакальной одержимости.

Подобный серьёзный и пессимистичный подход к лавкрафтовским темам среди визуальных новелл можно встретить разве что в Muv-Luv Alternative, где человечество доживает последние дни в борьбе с кошмарными инопланетными тварями, которые даже не признают в людях разумных существ.

Bloodborne

Год выхода: 2015

Режим игры: одиночный, онлайновый

Платформы: PS4

Краткое описание: кошмарный соулслайк

Город Ярнам славится своей медициной и привлекает многих паломников. Главный герой был одним из таких: он пришёл в город ради чудодейственного переливания крови, способного исцелить любой недуг. Но на город опустилась ночь, и местные жители начали превращаться в обезумевших монстров. В обмен на лечение герой становится одним из охотников: он должен истребить нечисть, чтобы над Ярнамом снова взошло солнце.

При попытке описать местных боссов первым делом на ум приходит слово «неописуемый»
Скриншот: игра Bloodborne / FromSoftware

След Лавкрафта можно найти во многих играх FromSoftware, однако Bloodborne зашла особенно далеко. Местный лор завязан на попытке людей приблизиться к пониманию Великих — древних могущественных существ из иных измерений. А протагонист по ходу игры путешествует по сновидениям Великих и накапливает очки Озарения — они позволяют увидеть Великих и всё глубже погружают персонажа в пучину безумия, охватившего Ярнам.

В типичной манере FromSoftware лор Bloodborne сложно собрать в однозначную картину, но из обрывков информации можно сделать вывод, что сны Великих и есть разные измерения, а человеческий мир — лишь очередной кошмар древнего существа. Тема сновидчества, столь важная в мифологии Лавкрафта, стала для Bloodborne одной из главных. Поэтому здесь, как ни в одной другой работе студии, недосказанность пришлась к месту. Попытки разгадать и интерпретировать многослойный кошмар лишь усиливают космический ужас, которым пронизана игра.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована