3D-художник: кто это такой и чем он занимается
Разбираемся, как устроена эта профессия и повлияет ли на неё развитие нейросетей.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
3D-художник — это специалист, который создаёт трёхмерные объекты и сцены с помощью компьютерных технологий и программ для моделирования. Если классические художники работают в двумерном пространстве, используя реальный или электронный холст, то для 3D-художника также важна глубина, свойственная для трёхмерного пространства.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает об особенностях работы 3D-художника в игровой индустрии и в других сферах. В подготовке материала нам помог CEO студии RainStyle games Кирилл Резниченко.
Кто такой 3D‑художник: основы профессии
3D-художники обладают комбинацией технических знаний и художественного видения, что позволяет им «оживлять» виртуальных персонажей, а также создавать правдоподобные объекты, среду и анимации. Чтобы войти в профессию, понадобится овладеть 3D-инструментами, изучить основы композиции, работу с цветом и референсами.
3D применяется в различных индустриях. Игроки постоянно видят трёхмерную графику в видеоиграх, а зрители — в фильмах и рекламных роликах. Кроме того, такая графика используется в науке, медицине и архитектуре. Так, 3D-сканеры помогают перенести предметы из реального мира в виртуальную реальность и наоборот — создавать реальные объекты на основе трёхмерных моделей. А технологии виртуальной и дополненной реальности в связке с 3D используются в инженерии и современном искусстве.
Читайте также:
Создание трёхмерных объектов предполагает пайплайн, в котором задачи разделены между разными специалистами: существуют как многостаночники с широким набором навыков — 3D-дженералисты, — так и художники, специализирующиеся только на одном направлении. Можно выделить несколько основных областей в 3D-графике.
Моделирование. 3D-художник разрабатывает цифровые модели объектов, персонажей или окружения. В своей работе он использует, например, такую технику, как скульптинг — процесс, похожий на лепку из глины: художник растягивает, сжимает и разглаживает начальную простую форму, придавая ей очертания будущей модели. После придания объекту общей формы художник создаёт детали.
Текстурирование. Наложение текстур и материалов на 3D-модель необходимо для создания реалистичного результата. Художник добавляет на модель цвета, текстуры и детали поверхностей в специализированном ПО — например, в Substance Painter.
Освещение. Создание реалистичных эффектов освещения важно для достижения желаемой атмосферы и визуального качества. С помощью виртуальных источников света художник выделяет акценты, придаёт персонажам и сценам необходимое настроение.
Анимация. 3D-художник использует покадровую анимацию, захват движения и моделирование физики для создания динамичных и реалистичных движений персонажей и объектов.
VFX. 3D-художник также отвечает за разработку и реализацию специальных эффектов, таких как взрывы, симуляция жидкостей и системы частиц.
Эту профессию можно сравнить с работой скульптора — с той лишь оговоркой, что 3D-художник создаёт своё творение в трёхмерном пространстве. Он создаёт скульптуру, потом красит её и в результате получает трёхмерный объект, который можно использовать в виртуальном пространстве.
«Есть примитив — например, глыба мрамора или массив дерева, Скульптор или резчик по дереву формирует из него объект — сначала в общих чертах, потом детальнее. В трёхмерной графике это работает примерно так же: у нас есть примитив — куб или low-poly-модель, сделанная в ZBrush, — а дальше мы создаём детали».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games
Какие инструменты нужны 3D‑художнику
Существует множество программ для работы с 3D-графикой. Важный вопрос в том, нужно ли разобраться во всём разнообразии доступных инструментов.
«Можно сказать, что сейчас есть два основных течения: скульптинг в ZBrush и моделинг в Blender, Maya, 3ds Max. Инструментов на рынке много, и, помимо графического софта, можно моделировать в движках — например, в том же Unreal Engine. Для старта я бы рекомендовал разобраться в самых топовых на данный момент инструментах.
Когда я начинал, самыми популярными были 3ds Max и Maya. Сейчас в этих программах люди тоже работают, но разработчики Blender и Houdini быстрее развиваются и применяют новые технологии — сейчас я бы учил эти программы. Если начинать с популярного софта, это быстрее даст общее понимание, как работает сфера 3D».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games
Влияние ИИ на сферу 3D‑графики
Распространение нейросетей оказывает влияние на многие сферы, в том числе и на 3D-индустрию. Например, уже сейчас алгоритмы ИИ совершенствуют процедурную генерацию — процесс, при котором сложные модели, текстуры и окружение создаются автоматически на основе заранее определённых правил или шаблонов. Это сокращает время работы 3D-художников, связанной с созданием повторяющихся элементов, таких как листва, рельеф или архитектурные детали.
Ещё один вариант применения нейросетей — моделирование освещения. Алгоритмы обучаются на огромном количестве визуальных данных, чтобы точно предсказывать условия освещения, создавать глобальное освещение, генерировать реалистичные отражения и тени.
Также ИИ может изменить сферу анимации. Алгоритмы машинного обучения могут обучаться на основе данных, полученных при захвате движений, для создания реалистичной анимации.
«Возможно, через 2–3 года может появиться инструмент на основе ИИ для создания 3D. Наверное, в таком случае цениться будут люди, умеющие делать то, чего не может ИИ. Мне кажется, мы сейчас стоим на пороге новой промышленной революции: целые отрасли будут отмирать, и в таких условиях лучше уметь адаптироваться и быть специалистом, который может быстро найти для себя другую нишу в рамках 3D‑сферы. Появление таких нейросетей, как Stable Diffusion или Midjourney, влияет на востребованность специалистов в графике».
Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games