15 глупых вопросов 3D-художнику
Спрашиваем даже то, о чём и подумать стыдно!
Иллюстрация: Happyillustrator / Freepic / Master Study / Artstation / Merry Mary для Skillbox Media
Нужны ли 3D‑художнику кисточки и краски? Можно ли стать таким художником, если совсем не умеешь рисовать? И как много можно заработать, если создавать трёхмерные модели?
Редакция «Геймдев» Skillbox Media запускает новую рубрику, в рамках которой будет задавать самые глупые, неудобные и попросту стыдные вопросы специалистам из игровой индустрии. И кстати, если у вас тоже есть подобные вопросы, оставляйте их под этим постом в нашем Telegram-канале «Чекпоинт».
В первом материале из новой рубрики мы задали 15 глупых вопросов 3D‑художнику Кириллу Резниченко, CEO студии RainStyle games.
Что нужно знать, чтобы стать 3D‑художником?
Нужно знать, где искать информацию. Чтобы освоить любую профессию, необходимо владеть навыками работы с информацией. Если раньше она была в библиотеке, университете и книгах, то теперь добавилась огромная база в интернете: видеоуроки, онлайн-курсы. Google в помощь.
3D‑художник пользуется кисточками и красками, как обычный художник?
Да, можно привести такую аналогию. Только 3D‑художник ближе к скульптору. Если 2D‑художник рисует в двух координатах, то 3D‑художник — в трёх. Как и скульптор, он создаёт модель и раскрашивает её, как вы раскрасили бы забор или мячик, но виртуальными инструментами.
Нужны ли 3D‑художнику для работы VR‑очки?
Нет, не нужны. Наш мозг прекрасно умеет преобразовывать 2D-изображение в 3D-картинку. Достаточно монитора и 3D-редактора. Инструменты для работы с трёхмерной графикой в VR-очках — скорее редкость, исключение из правил.
Кроме того, большой вопрос — готовы ли специалисты к работе в VR-очках и насколько это может быть удобно для конкретных людей. Современный человек не привык воспринимать трёхмерное пространство и использовать его в работе. А вот если нынешние дети начнут пользоваться VR-очками с ранних лет, то в будущем им гораздо проще будет использовать их в работе.
Можно ли стать 3D‑художником, если совсем не умеешь рисовать?
Да, я практически такой же. Тем не менее навыки рисования дают преимущество в некоторых нишах. Если вы занимаетесь, скажем, скульптингом в ZBrush, то умение рисовать очень поможет. А вот если делаете эффекты в Houdini, то оно совсем не обязательно.
Как 3D‑модели, созданные художником, попадают в игры и фильмы?
Модель из 3D-редактора конвертируется в формат, который понимает игровой движок, — и затем преобразуется в финальное изображение в игре. Движок просчитывает текстуры, освещённость объекта и так далее.
В фильмах объект рендерится, и в процессе рендера появляется картинка, которая становится кадром видеозаписи. Происходит так называемая анимационная секвенция.
Где ещё, кроме игровой индустрии и киноиндустрии, может пригодиться 3D‑художник?
Сейчас появляются новые стартапы, новые технологии — за этим будущее. Направлений очень много — например, VR, медицина, 3D-печать.
Может ли 3D‑художник нарисовать двухмерную картину?
Любой 3D-художник фактически рисует двухмерную картину. Любое изображение на экране монитора, любой рендер — это двухмерная картина.
Нюанс в том, что 2D-художник рисует определённый кадр. Он не изображает объекты за пределами кадра. 3D-художник создаёт трёхмерное пространство с объектами, которые впоследствии рендером или движком преобразуются в 2D-картинку. Разница в том, что 3D-художник создаёт локальный мирок, который можно покрутить, разглядеть с разных углов.
Где 3D‑художник черпает вдохновение — у себя в голове?
Сложный вопрос — источники вдохновения у разных 3D-художников могут быть разными. Кто-то ищет идеи у себя в голове, а кого-то воодушевляют виды во время отдыха — кстати, рекомендую почаще отдыхать. Третьи и вовсе приманивают музу, просматривая работы известных художников. Всё зависит от того, что именно вас вдохновляет, — нужно этот источник найти и черпать вдохновение оттуда.
Меня, например, заряжают горы. Когда хожу по горам без интернета неделю-две, у меня появляется очень много идей. Когда сижу в постоянном инфопространстве — всё вдохновение забивается потоками информации. По моему, это одна из главных проблем современного мира.
Бывают ли выставки 3D‑картин и 3D‑объектов — по аналогии с обычными выставками самых обычных картин?
Я про такое не слышал. Чаще всего 3D-контент просто выкладывается на профильных сайтах. Например, на ArtStation — это что-то вроде сайта-галереи, где можно опубликовать ваши работы.
Впрочем, существуют художники современного искусства, использующие 3D-инструменты: печать, проектирование своих работ в 3D-программах.
Можно ли назвать античных скульпторов первыми 3D‑художниками?
Думаю, да. Из классических видов искусства доцифровой эпохи под определение 3D-модели скульптура подходит больше всего, ведь работа с ней ведётся в трёх измерениях. Скульптуру можно обойти и посмотреть со всех сторон. По сути, из камня создаётся 3D-модель в реальном мире. Но, конечно, это гораздо сложнее: один неправильный скол — и придётся переделывать всё с самого начала, кнопки «вернуть назад» ведь нет.
Когда появилась первая трёхмерная графика?
Первый трёхмерный мультик был создан студией Pixar и назывался «Приключения Андре и Пчёлки Уолли». До этого были 3D-эффекты в фильмах — например, в «Звёздных войнах» рисовали сетку в сцене, когда Люк Скайуокер взрывал «Звезду Смерти».
Появятся ли в будущем 4D‑художники и 5D‑художники?
4D‑художники уже существуют. По сути, это аниматоры: в их работе к трёхмерному измерению добавляется четвёртое — время. 5D‑художники — это, видимо, те, кто работает в кинотеатрах с тактильными эффектами.
На самом деле будущее нашей профессии отчасти за VR. Эта технология будет развиваться и расти. Мы придём к тому, что все будем носить очки и общаться в виртуальном пространстве. Вопрос в том, что человек должен к этому как-то привыкнуть. Не все люди могут долго находиться в виртуальном пространстве, надев VR‑очки.
Такое виртуальное пространство — это метавселенные?
Как вариант, да. Думаю, нас ждёт нечто такое, что описано в книге (и показано в фильме) «Первому игроку приготовиться». Всё это придумано давно, в научной фантастике 1950–1960‑х. Артур Кларк писал в своей книге «Звёздный город» про человечество через много тысяч лет: там роботы всё чинят согласно глобальной 3D‑модели, а сам город полностью оцифрован, люди общаются только в виртуальном пространстве.
Вообще, когда читаешь такие книги, понимаешь, что многие идеи, связанные с компьютерной графикой, были впервые описаны именно у фантастов. Я читал цикл Гарри Гаррисона «Неукротимая планета»: во второй книге главный герой попадает в рабство к местным кочевникам на пустынной планете. И во время недавнего просмотра сериала про Бобу Фетта я поймал себя на мысли, что в сцене, когда герой попадает на Татуин, создатели скопировали эпизод из книг Гаррисона почти полностью.
Сколько 3D-художник может зарабатывать?
Всё зависит от скилла: если вы работаете в определённой узкой нише и делаете актуальные крутые вещи, то будете зарабатывать очень много; если вы умеете моделить популярные вещи, которые можно купить на любых маркетплейсах, будете зарабатывать меньше. Если научитесь моделить только мячик или диван — у вас будут небольшие гонорары, это сейчас никому особо не нужно.
Я не сильно слежу за рынком, но точно могу сказать, что зарплаты сильно зависят от страны: средняя по Москве — в районе 80 тысяч рублей, в регионах начинающие специалисты работают и за 30–40 тысяч рублей. Если говорить про западные страны: вилка уровня junior — 2–2,5 тысячи долларов, middle — 4–5 тысяч долларов, senior может зарабатывать 10 тысяч долларов и больше. Уточню, что цифры приблизительные и зависят не только от страны, но и от сферы и конкретной компании.
Думаю, что в перспективе стоимость работы 3D‑художников будет падать: появляется много доступных моделей на маркетплейсах и растёт конкуренция. Чтобы быть актуальным тридешником на рынке, нужно прокачивать скиллы в узкой востребованной нише. Образно говоря, стать специалистом по созданию причёсок героев видеоигр или уметь делать риги с симуляцией мышц. Сейчас такие специалисты востребованы, их мало.
Какой главный совет можно дать начинающим 3D‑художникам?
Не останавливайтесь на достигнутом, всегда относитесь к своей работе критически. Это даст мотивацию и обеспечит движение вперёд. Такой путь подходит для любого человека в любой профессии.
Мне понравилась одна давно прочитанная мысль, согласно которой существует три ступени. Первая — это когда ты начинаешь что-то изучать, но затем появляется страх неудачи. «Никому не понравится то, что я делаю, у меня не получится». И ты бросаешь это.
Если подобные эмоции преодолеть, то начинается второй этап — у тебя получается работа, тебя хвалят, и появляется ложное чувство высокого профессионализма. Вторая тормозящая ступень, на которой можно остановиться.
Если продолжить учиться дальше, можно попасть на следующую ступень. Здесь важно уже время, поскольку на этом этапе ты становишься взрослым и появляются многие обязательства. Всегда нужно искать примеры более крутых результатов, чтобы они мотивировали тебя становиться ещё круче. Если никогда не останавливаться на достигнутом, можно стать выдающимся художником.