10 игр, которых не появилось бы без Дэвида Линча
А если и появились бы, то стали бы совершенно другими.
Иллюстрация: игра Alan Wake / игра Max Payne 2: The Fall of Max Payne / Remedy Entertainment, Rockstar Games / игра Silent Hill 2 / игра Team Silent / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
15 января 2025 года из жизни ушёл Дэвид Линч — режиссёр, сценарист, музыкант и художник. Больше всего он был известен именно как автор фильмов и сериалов. «Голова-ластик», «Синий бархат», «Твин Пикс», «Шоссе в никуда» — эти и другие его работы во многом сформировали мировой кинематограф и оказали влияние на других культовых режиссёров.
Впрочем, видение Дэвида Линча оказалось настолько сильным, что вышло далеко за пределы кино и телевидения. Его произведениями нередко вдохновлялись и разработчики видеоигр — и это не просто догадка, основанная на нескольких случайных упоминаниях имени режиссёра, а подтверждённый факт. Игровая индустрия обязана ему не меньше, чем кинематограф и другие сферы.
В этой статье члены редакции «Геймдев» Skillbox Media рассказывают об играх, которые были созданы под впечатлением от работ Дэвида Линча. Далеко не обо всех, впрочем, — только о тех, с которыми знакомы лично. На самом деле таких игр куда больше: степень влияния режиссёра на них разная, но всегда это влияние играло одну из ключевых ролей в том, какими получались история, атмосфера, окружение и персонажи.
Содержание
- Max Payne и Max Payne 2: The Fall of Max Payne
- Alan Wake
- Alan Wake 2
- Серия Silent Hill
- Серия Deadly Premonition
- Kentucky Route Zero
- Life is Strange
- The Legend of Zelda: Link’s Awakening
- The Evil Within 2
Max Payne и Max Payne 2: The Fall of Max Payne
Артём Фролов
Не будь Дэвида Линча, Max Payne наверняка вышла бы просто крепким боевиком про месть с необычной механикой замедления времени. К счастью, Сэм Лейк, сценарист игры и креативный директор студии Remedy, — большой поклонник творчества режиссёра.
При работе над обеими Max Payne разработчик вдохновлялся сериалом «Твин Пикс» и фильмом «Шоссе в никуда». В результате его творение оказалось заряжено фирменным линчевским безумием.
Сначала кажется, что нас ждёт типичная история о мести: коп из Нью-Йорка находит своих жену и дочь убитыми и отправляется на поиски виновных — однако эта прямолинейная завязка на деле становится лишь первым этапом путешествия, в котором единственным спутником героя становится его воспалённое подсознание.
В Нью-Йорке, на который мы смотрим глазами Макса Пэйна, очень сложно разобраться, что реальность, а что — выдумка персонажа. В этом городе всегда царит ночь, а с неба валит снег или хлещет дождь. По местным телеканалам показывают сериал «Неизвестный адрес» — пародию на «Твин Пикс», — сюжет которого перекликается с приключениями протагониста. Сам Пэйн регулярно обнаруживает себя в ночных кошмарах, полных призраков прошлого, — а в одном из них понимает, что стал главным героем видеоигры.
Игры про Макса Пэйна не относятся к себе слишком серьёзно — и это ещё один урок, который Лейк выучил у Линча. Мрачный тон обеих игр часто разбавляют юмористические вставки вроде сценки с мафиози, увлечённого просмотром слезливой мыльной оперы.
Отчасти именно эти детали сделали из Max Payne по-настоящему культовую серию. В конце концов, историй о мести много. История о мести, в которой кровопролитие и депрессивные монологи протагониста чередуются с болтовнёй про вампиров на Северном полюсе, — только одна.
Alan Wake
Артём Фролов
Если Max Payne заигрывала с линчевскими мотивами и приёмами, то Alan Wake — это открытое признание в любви творчеству режиссёра, особенно «Твин Пиксу». Игра о писателе, вынужденном сразиться с порождениями тьмы, имеет много общего с сериалом Линча и Марка Фроста.
Тут и маленький городок в лесах на севере США, куда Уэйк приезжает с женой в отпуск. Тут и местные чудаки вроде официантки, помешанной на книгах главного героя, или Дамы с лампой, явно отсылающей к Даме с поленом из Твин Пикса. Присутствует и местная версия Чёрного вигвама — Тёмная обитель, из которой злые сущности вырываются в наш мир.
Впрочем, это не слепое заимствование: при создании своей игры команда Remedy хорошо понимала, как все эти элементы работают.
В Alan Wake почти нет странностей ради странностей. Вслед за Линчем создатели игры используют эти элементы, чтобы показать: окружающая нас реальность — всего лишь ширма для неизведанной вселенной и чудовищ, рождённых сном разума; те же, кого мы считаем чудаками, вполне могут оказаться единственными, кто способен противостоять её хаосу.
А ещё игра заимствует у «Твин Пикса» сериальный формат: Alan Wake делится на восемь эпизодов с учётом DLC, и каждый из них заканчивается клиффхэнгером — так что её вполне можно воспринимать как захватывающее телевизионное шоу, где вы сами управляете персонажем.
Интересно, что судьба у Alan Wake и «Твин Пикса» тоже оказалась похожей: продолжения хоррора о писателе фанатам тоже пришлось ждать много лет. Впрочем, как и в случае с третьим сезоном «Твин Пикса», годы ожидания стоили того.
Alan Wake 2
Денис Князев
Равно как о третьем сезоне «Твин Пикса» обычно говорят в отрыве от первых двух, так и про Alan Wake 2 практически невозможно рассуждать просто как о продолжении первой части. Слишком уж сильно эти две игры отличаются друг от друга — не только привычными игровыми элементами вроде нарратива и геймплея, но и контекстом, в рамках которого они были созданы.
Сэм Лейк, создатель Алана Уэйка, сценарист и творческий руководитель Remedy, прямо говорил, что влияние третьего сезона культового сериала на Alan Wake 2 не получится игнорировать, но это было очевидно и без подтверждения.
В центре повествования второй части, как и в случае с продолжением «Твин Пикса», оказались сразу несколько тем. Одна из них — возвращение: не только возвращение любимой многими истории, но и возвращение её персонажей в обстоятельства, в которых они, кажется, быть не хотят. Как и агент Дейл Купер в сериале, писатель Алан Уэйк в игре на много лет оказался заперт в мрачном потустороннем месте, из которого очень сложно выбраться. Собственно, довольно важная часть игры посвящена тому, как главный герой пытается отыскать путь в реальный мир — чтобы, достигнув своей цели, понять, что это вовсе не спасение. Прямо как в истории о спасении Лоры Палмер у Линча.
Вторая важная тема — метафорические рассуждения о тёмных сторонах личности каждого человека. Злой двойник Алана Уэйка, порождённый Тёмной обителью, впервые появился в финале первой части — по аналогии с «Твин Пиксом», где в конце второго сезона, ставшего «последним» на много лет, из Чёрного вигвама вместо настоящего Купера выбрался его доппельгангер. Ни в игре, ни в сериале эти двойники не стали главными антагонистами «тогда», но с радостью заняли подготовленные для них амплуа «сейчас» — когда вышли продолжения.
Как и Боб под личиной Купера, мистер Скрэтч в образе Уэйка вырывается в реальный мир и сразу же принимается творить злодейства — и остановить его практически невозможно. Наибольшую угрозу он представляет для жены писателя, Элис, и Алан Уэйк, когда узнает об этом, всеми силами старается не только выбраться из Тёмной обители, но и помочь близкому человеку. История, впрочем, заканчивается совсем не так, как того можно было бы ожидать, — в лучших традициях «Твин Пикса».
Тему тёмной стороны личности Alan Wake 2 исследует не только через историю Уэйка и его злого двойника. Снова, как и в сериале, здесь многие персонажи, знакомые по оригиналу, предстают в совершенно новых — мрачных, изуродованных — образах. Агент Роберт Найтингейл, Синтия Уивер и Томас Зейн — смотря на них в продолжении хоррора, нельзя не вспомнить о Саре Палмер из третьего сезона «Твин Пикса».
Третья важная тема Alan Wake 2, созвучная с долгожданным продолжением сериала, — тот самый контекст. После выхода оригинальных произведений — первой части хоррора и первых двух сезонов сериала Линча — прошло очень много времени, и всё вокруг безвозвратно изменилось.
История, которая когда-то привлекла тысячи фанатов, больше не похожа на саму себя. Её персонажи — совсем не такие, какими мы их запомнили, и прежних их уже не вернуть. Её авторы тоже изменились — теперь они могут рассказать куда больше. И эта история продолжится — но совсем не так, как того хотелось бы фанатам.
Серия Silent Hill
Олег Чимде
На создателей Silent Hill повлияло множество произведений, но особенно — творчество Дэвида Линча. Об этом говорил продюсер серии Акихиро Имамура, особенно отметив в этом отношении вторую часть. Но на самом деле связь видна невооружённым взглядом — в первую очередь, конечно, с «Твин Пиксом».
Первое, что бросается в глаза в Silent Hill, — странные, дезориентирующие диалоги. Персонажи серии говорят как во сне, особенно во второй части. Они будто немного заторможены, эмоциями делятся неохотно, растягивают фразы. Анджела Ороско, приехавшая в Сайлент Хилл искать свою мать, и вовсе регулярно путает главного героя с ней. Но схожесть куда шире: и Silent Hill, и «Твин Пикс» обладают неподражаемой атмосферой странного, сюрреалистичного сновидения.
Есть и другие общие черты. И там, и там дело происходит в маленьком американском городке, у которого есть сюрреалистическая изнанка. В обеих историях есть мученица, охваченная потусторонними силами, да и в целом подход к мистике схожий.
Ну и конечно, оба этих произведения крайне загадочны, и анализировать их одно удовольствие. Silent Hill, вероятно, увидела бы свет и без Дэвида Линча, но наверняка была бы совсем другой.
Серия Deadly Premonition
Олег Чимде
Культовой (и очень кривой) Deadly Premonition от Хидэтаки Суэхиро, известного под ником Swery, попросту не было бы без «Твин Пикса»: она берёт из сериала слишком многое. Детектив Фрэнсис Йорк Морган приезжает в американский захолустный городок расследовать странное убийство молодой девушки. Уже по самому началу связь становится очевидной, но дальше — больше.
Дейл Купер записывал на диктофон сообщения для Дайаны, а Йорк постоянно общается с неким Заком. Оба протагониста обожают кофе, и Йорк даже видит в нём будущее. И городок очень похож на Твин Пикс — здесь даже своя «Дама с поленом» есть, только с кастрюлей. Жители города вообще одинаково странные. И мистика в Deadly Premonition тоже смешивается с суровой реальностью.
Deadly Premonition, конечно, не игроизация «Твин Пикса» — настроение у дилогии другое, более шутливое (но драмы предостаточно тоже). Да и не один только Линч вдохновлял автора. Но всё-таки без «Твин Пикса» игры бы не было вовсе.
Kentucky Route Zero
Олег Чимде
Авторы Kentucky Route Zero в большей мере вдохновлялись книгой «Сто лет одиночества», о чём сообщали в интервью, но и влияние Дэвида Линча здесь заметно невооружённым взглядом.
Разработчики описывают жанр игры как магический реализм, а ведь в нём отчасти работал и Линч. Его истории внешне вполне реалистичны, но из-за вкраплений мистики и магии не ощущаются таковыми. Их сложно понять, но зато легко почувствовать — это главное, что роднит Kentucky Route Zero и творчество мастера. И конечно, общая атмосфера странного американского захолустья, которое увядает и гниёт, но почему-то ещё полно жизни. Схожа и общая визуальная эстетика: ночные шоссе, тёмные леса…
Кроме того, в Kentucky Route Zero гипертекстовое, экспериментальное повествование, в котором крайне важны интерпретации игрока — как и интерпретации зрителя у Линча. Игрок тут во многом выступает участником произведения, потому что должен домысливать и анализировать его — в этом заключается часть геймплея. Участие сообщества в разгадках тайн «Твин Пикса» также было очень важно — зрители организовывались и разгадывали тайны сериала сообща, что для ТВ-шоу 1990-х было редкостью.
Life is Strange
Леон Балбери
В истории студентки Макс Колфилд, которая внезапно обнаружила у себя способность перематывать время вспять, улавливаются отголоски фильмов «Эффект бабочки», «Донни Дарко», «Девушка с татуировкой дракона» и других художественных произведений. Но особое место в источниках вдохновения студии Don’t Nod занял телесериал «Твин Пикс».
Разработчики не скрывали свою любовь к творению Дэвида Линча и заложили в игру массу отсылок. Эти детали стали не просто данью уважения режиссёру, но и помогли гармонично вписать мистические события в быт провинциального городка. Как и население города, окружённого дугласовыми пихтами, жители Аркадии-Бэй проживают тихую и спокойную жизнь, но по мере развития повествования их тайны, внутренние переживания, а порой и преступные деяния становятся всё более очевидными.
Параллели с сериалом «Твин Пикс» прослеживаются во многих деталях — от локаций до образов некоторых персонажей. К примеру, в Аркадии-Бэй есть своя старомодная закусочная «Два Кита», которая напоминает заведение «Дабл Р» из сериала. Примечательно, что оба места выполняли роль хаба, где местные жители обменивались различной информацией.
И в «Твин Пиксе», и в Life is Strange встречаются обобщённые отсылки к мифологии коренных народов Америки — духи-спутники в воплощении животных, тематическая отделка помещений (офис владельца отеля в сериале) или тотемы (элемент окружения в игре). Но если в случае с сериалом верования индейцев тесно связаны с ключевыми событиями в городе, то в игре подобные элементы лишь добавляют немного мистики в повествование, при этом подчёркивая, что леса, окружающие Аркадию-Бэй, наделены особой силой.
В некоторых персонажах Life is Strange также можно найти сходства с героями сериала. Например, уборщика Сэмюэля многие считают чудаковатым. В диалогах с Макс он нередко говорит загадками, но при этом несложно догадаться, что он обладает некими способностями, позволяющими ему частично видеть вещи, которые не замечают остальные. Подобный образ во многом напоминает Даму с поленом из «Твин Пикса».
Но, пожалуй, самую отчётливую параллель можно провести между Лорой Палмер, чьё тело обнаружили ещё в первой серии «Твин Пикса», и Рэйчел Амбер, которая изначально считается в игре без вести пропавшей. Обе героини играют ключевую роль в историях, но при этом фактически не участвуют в повествовании. Во многом они похожи: привлекательны, талантливы, их любили и уважали, поэтому смерть/исчезновение каждой из них сильно потрясла местных жителей. При этом обе вели двойную жизнь. И примечательно, что расследование обстоятельств, связанных с их судьбой, приводит к раскрытию других зловещих тайн.
Отсылки, подчёркивающие сходство образов этих героинь, встречаются в приквеле Life is Strange: Before The Storm, посвящённой прошлому Хлои (подруги Макс) и её дружбе с Рэйчел. Здесь также отслеживаются параллели не только с сериалом, но и с полнометражным фильмом Линча «Твин Пикс: Сквозь огонь» (или «Твин Пикс: Огонь, иди со мной») о последних днях жизни Лоры Палмер.
Саму фразу «Огонь, иди со мной», которая фигурирует и в сериале, можно толковать по-разному, но в любом случае она символизирует разрушение и связь со сверхъестественными силами. В игре Рэйчел в порыве отчаяния и гнева случайно устраивает пожар, который охватывает весь парк. Сам видеоряд с деревом, которое моментально вспыхнуло из-за потоков ветра, словно вызванных пронзительным криком героини, выглядит довольно сюрреалистично. Учитывая параллели со вселенной «Твин Пикс», сцена вполне вписывается в образы, характерные для картин Линча. К слову, панк-рок-группа, на концерт которой приходит Хлоя в начале игры, называется Firewalks, что наводит на ассоциации с выражением, упомянутым выше.
Конечно, в Life is Strange найдётся ещё немало отсылок ко вселенной «Твин Пикса», которые можно заметить в дизайне объектов (к примеру, номерной знак на пикапе Хлои — TWN PKS), во внутриигровых документах (одно из писем в игре подписано доктором Джакоби — так звали эксцентричного психиатра в сериале) и даже в режиссуре кат-сцен.
В совокупности все эти детали частично заставляют почувствовать атмосферу «Твин Пикса». В Аркадии-Бэй найдётся место хаосу и шокирующей истине, скрытым под маской внешнего спокойствия, сверхъестественным явлениям и глубоким эмоциональным связям между персонажами, символизму и прочим особенностям, которыми в своё время прославился сериал Линча. При этом Don’t Nod не просто скопировала эстетику сериала, а интерпретировала её, руководствуясь собственным видением. В итоге Life is Strange нашла огромный отклик в сердцах игроков и стала яркой представительницей в жанре интерактивного кино, как в своё время «Твин Пикс» установил новые стандарты для телесериалов.
The Legend of Zelda: Link’s Awakening
Денис Князев
Возможно, странно видеть в этой подборке игру из серии The Legend of Zelda, но Link’s Awakening — и впрямь одна из немногих, что обязаны своим существованием Дэвиду Линчу и его «Твин Пиксу».
Сериал был крайне популярен в Японии 1990-х годов. Далеко не все западные произведения могли бы похвастаться этим, но «Твин Пикс» можно было назвать одним из важнейших культурных феноменов в стране. The New York Times даже выпустила большой материал, посвящённый, как было написано в той статье, «мании по „Твин Пиксу“».
На фоне безумной популярности сериала вышла The Legend of Zelda: Link’s Awakening — игра, которая, на первый взгляд, всего лишь развивала идеи The Legend of Zelda: A Link to the Past, но при этом была… какой-то не такой.
The Legend of Zelda: Link’s Awakening была полна странностей. Из знакомых персонажей — только сам Линк, но без привычных для серии Зельды и Ганона. Место действия — не королевство Хайрул, как обычно, а загадочный остров посреди океана, с горой в самом центре, на вершине которой покоится огромное яйцо. Странноватые NPC, опять же: одни ломают четвёртую стену, обращаясь напрямую к игроку и рассказывая ему сюжетные спойлеры, другие общаются с главным героем только по телефону, потому что боятся личной встречи. И ещё таинственная сова — она явно не та, кем кажется (она на самом деле филин), — возникает время от времени на пути Линка и даёт ему советы.
Мистицизм, таинственность и странность появились в Link’s Awakening не просто так. Из интервью с Марком Фростом, сценаристом «Твин Пикса», выяснилось, что Nintendo в начале 1990-х годов сама связалась с автором, чтобы обсудить с ним идею игры. Фрост помог, чем смог: рассказал о том, как работает нарратив сериала, и поделился возможными идеями по поводу того, как нечто подобное можно было бы воссоздать в игре.
Результатом стала The Legend of Zelda: Link’s Awakening — игра, которая похожа на «Твин Пикс» меньше, чем всё остальное в этой подборке, но которая при этом опирается на сериал Дэвида Линча больше всех прочих.
The Evil Within 2
Денис Князев
Прямых доказательств того, что студия Tango Gameworks вдохновлялась фильмами и сериалом Дэвида Линча, я найти так и не смог, но вы только посмотрите на этот скриншот из The Evil Within 2…
Есть мнение, что и первая The Evil Within создавалась под впечатлением от произведений режиссёра, но к столь очевидным референсам разработчики перешли именно во второй части (в первую, тем не менее, всё равно стоит сыграть, если вы решите познакомиться с серией). Интересно, что декорации «красной комнаты», знакомой всем поклонникам «Твин Пикса», используются в The Evil Within 2 в своём особом контексте — для построения мира, рождённого сознанием фотографа-психопата Стефано Валентини.
События игры происходят в фантастическом городке Union — это что-то вроде виртуального поселения, созданного с помощью особой машины, называемой STEM. Идея в том, чтобы подключить к устройству нескольких человек и с помощью их коллективного сознания построить идеальный мир. Конечно, всякий влияет на получившееся пространство по-своему — и если кто-то из участников такого коллективного творчества оказывается маньяком, как Валентини, то начинаются проблемы.
Подобные проблемы возникли и в первой части: в ней главному герою, детективу Себастьяну Кастелланосу, пришлось разбираться с плодами изувеченного сознания маньяка Рубена Викториано. Во второй игре антагонистами и причинами бед становятся другие персонажи, но спасение невинных вновь ложится на плечи Кастелланоса. У него есть и личная цель — отыскать дочь, которая считалась погибшей, но оказалась одной из тех, кто внёс вклад в рождение города Union.
Город — конечно, очередная вариация на тему «Твин Пикса». Небольшое поселение с малоэтажными домами, где скрыто множество жутких тайн. Впрочем, в отличие от города, созданного Дэвидом Линчем, Union — с самого начала крайне недружелюбное место, которое не пытается создать даже иллюзию нормальности. Столкнуться с ужасами человеческой натуры здесь предстоит в первые же минуты.