Необычная практика: как в школах и вузах устраивают зомби-апокалипсис
Что, если не злиться на то, что детям и молодёжи нравится дурацкая поп-культура, а использовать этот факт на пользу учёбе? В США так и делают.
Катя Павловская для Skillbox Media
Однажды учитель по географии средней школы Бельвью в Сиэтле (США) Дэвид Хантер услышал жалобу коллеги: дети совершенно не хотят вникать в предмет, им бы только о зомби разговаривать. Хантеру было знакомо равнодушие к школьным дисциплинам — когда-то он и сам его испытывал.
Когда Хантер учился в школе, на одном из уроков в одиннадцатом классе (по российским меркам он считался бы десятым) он получил задание сделать проект, но тема его совершенно не волновала. Нежелание делать скучную и неинтересную работу было настолько велико, что подросток просто не стал выполнять её и в итоге бросил школу. Он успел поработать мойщиком посуды и даже вступил в Торговый флот США, и только после этого вновь вернулся к учёбе. Полюбил он её уже в колледже.
Мечта Хантера — чтобы педагоги могли объяснять темы на разных примерах, близких и понятных ученикам, будь то скейт-культура или дизайн одежды. «Ведь так и работает реальный мир: все что-то делают, но по-разному», — рассказывал Хантер.
Упомянутая жалоба коллеги на желание детей поговорить о зомби, а не о школьных предметах, не проявила в педагоге сочувствия к коллегам, а навела на мысль — использовать оживших мертвецов, чтобы сделать географию действительно интересной дисциплиной. Особенно для тех, кто скучает на уроках и по разным причинам тяжело вовлекается в процесс. Так и появилось зомби-ориентированное обучение.
Читайте также: Как американские учителя борются с формализмом
Как встроить зомби-апокалипсис в школьную программу
Зомби-ориентированное обучение — просто необычная, креативная «упаковка» проектно-ориентированного подхода. Именно его внедряли в школе, где преподавал Хантер, когда к нему пришла оригинальная идея. Рассчитана программа на учеников шестых-восьмых классов, то есть средней школы. Мы дальше объясним, как построены в зомби-тематике уроки географии Хантера, но на самом деле эту идею можно применить и для других предметов. Более того — тему зомби обыгрывают и в университетах, о чём мы тоже дальше расскажем. Как говорится — была бы фантазия.
Подготовка
Зомби-ориентированное обучение начинается с вводного занятия: Хантер предлагает обсудить с учениками, как бы они готовились и выживали во время зомби-апокалипсиса, а потом плавно подвести их к роли географии в этом процессе. Один из примеров такой связки Хантер приводит в своём видео для TED:
Инструменты для вовлечения учеников можно использовать любые: загримироваться в зомби, подготовить «срочный выпуск» местной газеты с объявлением о вспышке зомби-эпидемии, показать видео из кинофильма.
Хантер использует созданную им графическую новеллу Dead Reckon, которая изучается школьниками наравне с другими материалами. Герой произведения — такой же ученик, который пытается выжить во время зомби-эпидемии. Он сталкивается с теми же проблемами, что и читатели новеллы в процессе обучения.
План обучения
Нельзя сказать, что планы уроков Хантера серьёзно отличаются от классических. Они включают и обычную теорию, и работу учеников на занятиях — в группах и по отдельности, и опросы по каждой изученной теме. Но необычная подача позволяет ученикам Хантера иначе взглянуть на дисциплину и проблемные вопросы, которые изучает география. Вдруг оказывается, что скучная информация из учебника про популяцию страны действительно важна, а соседний лес, который до сих пор воспринимался просто как данность, может быть ценным ресурсом для всего города.
Учебный план американского учителя разделён на пять частей, каждая из которых включает в себя от одного до трёх проектов. В общей сложности ученики выполняют десять проектов, большинство из них — в виде презентаций.
Вот как выглядят стадии программы:
1. Перед апокалипсисом
Во время этого этапа ученикам предстоит познакомиться с изучаемой дисциплиной, профессией географа и профессиональными инструментами. Например, Хантер взял интервью у нескольких географов — сотрудников американских университетов — об их работе, важности этого предмета и даже всерьёз спросил их о том, как пригодится география в случае зомби-апокалипсиса.
Ученики изучают работу с картами и пространственными отношениями между городами. Педагог предлагает им «легенду», завязку сюжета: в течение четырёх дней в штате Вашингтон происходят нападения зомби. Всё начинается с одного-двух случаев, но потом их становится больше — о происшествиях сообщают в разных городах штата. Ребятам на основе изученной теории нужно составить карту вспышки нападений, предположить, как будет развиваться ситуация, и решить, как оповестить о ней население.
2. После вспышки
Это самая короткая часть, в рамках которой ребятам предлагается изучить и создать ментальные карты — в географии под этим понимают картирование местности по памяти. В течение нескольких уроков ученики узнают, каким мы видим мир и что влияет на наше восприятие.
3. Выбор места для строительства поселения
На третьем этапе дети знакомятся с тем, как среда влияет на человека, а человек — на среду своего обитания. Чтобы выбрать оптимальное место для жизни в период зомби-апокалипсиса, придётся учитывать физические характеристики местности, климатические условия, потенциальные опасности вроде стихийных бедствий и даже чужое восприятие локации. Ученики также разбираются в ресурсах, которые потребуются для выживания — какими они бывают, где их найти и как использовать. Нужно разобраться и в вопросах миграции: что такое плотность населения, какие есть факторы изменения места жительства и в других темах, которые могут повлиять на жизнь после катастрофы.
4. Строительство поселения
Этот этап во многом посвящён урбанистике: как возникают города, что нужно для их создания, почему одни поселения привлекательны, а другие — нет, какие ресурсы требуются для содержания города, как определяются границы и по каким принципам происходит деление на территориальные зоны. В этот же блок входят темы о территориальных конфликтах, возобновляемых ресурсах и технологиях, которые позволяют использовать окружающую среду без вреда для неё. Ученики разбираются, как «содержать» успешный и, конечно же, защищённый от зомби город.
5. Планирование будущего
На финальном этапе разбирается понятие экосистемы и изучаются примеры из прошлого, чтобы не повторить старых ошибок в будущем. Заодно учащиеся проходят культурные особенности и географическое планирование. И вот школьники наконец возвращаются к мирной жизни после столкновения с человекоподобными монстрами.
Как на примере зомби учат в вузах
Оживших мертвецов вообще активно используют в образовательной среде, но, как ни странно, не столько в школах, сколько в университетах. Стоит отметить, что пик зомби-активности пришёлся на середину 2010-х (тот же Хантер придумал свою программу в 2012 году), но тема зомби популярна до сих пор.
Например, в Университете Бергена в курс по моральной философии включили видеоигру по сериалу The Walking Dead. Преподаватель Тобиас Стааби, описавший свой опыт, отмечает: «Постапокалиптическая обстановка в игре позволяет фокусироваться на дилеммах и этических теориях, а не волноваться о моральных последствиях обсуждения абортов или смертной казни. Больше того, такие дилеммы часто „нагружены багажом“ — их обсуждают в новых медиа до степени абсурда, настолько часто, что остаётся мало места для новых идей».
Преподаватель из Университета Денвера Нэнси Вэдсворс использовала зомби-тему на своём курсе «Политические теории, изменение климата и зомби-апокалипсис» и тоже опиралась на сериал The Walking Dead. В статье «Зомби-педагогика для миллениалов» Вэдсворс рассказала, почему выбрала такой формат, как он работал, и поделилась впечатлениями студентов.
«Даже те, кто не проявлял интереса к зомби или изменениям климата, поделились, что такая комбинация способствовала их интеллектуальному „пробуждению“, заставляя проникнуться общественным гневом и получить вдохновение, чтобы проявлять собственную инициативу», — заключила Вэдсворс.
Свой эксперимент провели в Университете Лондона: там зомби «внедрили» в курс по международным отношениям. Преподаватели разработали для студентов симуляцию, работающую по принципу Модели ООН, но на примере зомби-апокалипсиса. Они отметили, что, согласно исследованиям, визуализация и эмоции играют важную роль в процессе когнитивного обучения. А примеры из поп-культуры, тем более такие яркие, как зомби, чаще, чем традиционные образовательные инструменты, вызывают у студентов эмоции и складываются в объёмные образы.
В некоторых случаях инициаторами зомби-обучения становятся и сами учащиеся. Так, студенты из Университета Корнелла Алекс Алеми и Мэтт Биербаум решили сделать проект по статистической физике на основе зомби-эпидемии, чтобы выяснить, как могут развиваться эпидемии вполне реальные. Так появилась довольно известная онлайн-симуляция с прогнозами, где реальнее всего избежать катастрофы.
Но и взрослые не отстают и проводят свои эксперименты. Например, Центр по контролю и профилактике заболеваний США в 2011 году запустил зомби-кампанию для школьников, чтобы в доступной форме рассказать о том, как можно подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям. Популярность формата привела к появлению отдельного раздела на сайте ведомства с планами уроков для педагогов, постерами и даже комиксом.
Но почему именно зомби? Что, нормальных сюжетов нет?
Просто зомби — важная часть современной популярной культуры. Ещё в 2015 году сообщалось, что выдуманные монстры принесли американской экономике около пяти миллиардов долларов. Такой успех повлиял и на образование: уже написаны даже исследования по зомби-педагогике, на основе фильмов об оживших мертвецах учат школьников и студентов.
Издание Live Science приводит несколько факторов популярности оживших мертвецов с пояснениями специалистов, вот некоторые из них:
- На самом деле зомби не очень страшные, а слушатели или зрители прекрасно понимают, что в реальности вряд ли встретят монстра с телеэкрана. Именно поэтому они скорее испытывают радостное возбуждение, чем страх от встречи, объяснил изданию психолог Дэвид Радд.
- Истории о зомби-апокалипсисе возвращают нас к эмпатии, отмечают авторы издания. Дело в том, что выжить в такую катастрофу можно только объединившись и общаясь напрямую, а в мире, где все мы разделены экранами, такое встретишь редко. Этим, кстати, объясняется и привлекательность темы для группового обучения.
- Нам нравятся истории о выживании — в конце концов, это один из основных наших инстинктов. На основе историй о выживании в мире, захваченном зомби, мы примеряем разные роли и решаем важные этические дилеммы — не зря же включили тематическую игру в курс по моральной философии.
Но важно помнить и об общей роли поп-культуры. Американская исследовательница Джули Кимбел в своей работе «Антиутопические идентичности: эксгумация мира зомби через объектив камеры» отмечает, что обращение к среде, в которой живут ученики, помогает говорить с ними на одном языке.
«Мы, как преподаватели, можем приобщиться к этой культуре, вступить в „сложную беседу“ Пинара с нашими студентами по-новому, понимая при этом, что обучение как „нормативное“ событие происходит не только в школе. Осознание, как поп-культура и медиа обучают наших студентов, даст нам новые и неизведанные ранее возможности общения с учениками, а заодно позволит научить их критическим навыкам и пониманию, как потребление медиа влияет на них», — пишет Кимбел.
С этой позицией соглашается и исследователь из Университета Южной Флориды Соммерс Митчелл. В статье «Эффективное обучение: почему обучение чему-то весёлому работает» она раскрывает шесть основных причин, по которым популярная культура может помочь преподавателям колледжей донести до студентов новые знания:
- Студенты заинтересованы в той информации, которая как-либо относится к их жизни или ассоциируется с их увлечениями. С помощью примеров из поп-культуры они видят, как сложные теории и концепции работают на практике, а значит, и лучше запоминают материал.
- Поп-культура позволяет использовать уже существующий опыт обучающихся, чтобы «надстраивать» новый.
- Использование поп-культуры помогает сформировать у учеников критическое мышление. «Поскольку у студентов есть приличное количество знаний и понимания популярной культуры, им проще развивать навыки и стратегии критического мышления с её помощью, чем с помощью нового материала», — пишет Митчелл.
- Популярная культура позволяет приводить примеры из выдуманных миров, а значит, студенты будут подходить к новой информации с меньшими предубеждениями и предрассудками.
- Применение поп-культуры в образовании даёт студентам возможность иначе оценивать постоянно поступающую к ним информацию и формировать собственное мнение о ней.
- Понятные и знакомые студентам примеры снизят психологическую нагрузку и тревогу во время изучения сложных тем.