Зачем методистам, методологам и педдизайнерам свой профстандарт?
Методическое сообщество в поисках свода правил. Эксперты рассуждают, о чём они должны быть и для чего нужны.
Фото: Compassionate Eye Foundation / Hero Images / Getty Images
В июне 2022 года сообщество Digital Learning провело митап «Компетенции и качество работы методиста». Эксперты обсуждали «вечно зелёную» тему — что должны уметь проектировщики образовательных программ и возможно ли стандартизировать компетенции методистов на всероссийском уровне. Пришли к тому, что нужны три вида стандартов.
Стандарты для образовательного продукта
CEO eLearning center и автор Telegram-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова отметила, что стандартизировать работу педагогических дизайнеров, методологов и методистов в разных странах пытались уже не раз. Сейчас всё притихло, потому что сложно создать типологию, когда слишком много задач в разных сферах, да и каждую задачу разбить на шаги непросто.
Однако выход из ситуации всё же есть, считает она. По мнению Елены, один из способов стандартизации, валидный и хорошо работающий, — это создание стандарта не для специалистов, а для обучающих ресурсов. Подобные стандарты существуют, в основном они западные. В них перечислено, что должно быть в качественном образовательном ресурсе.
И если специалист способен сделать учебный материал в соответствии с такими стандартами, то это и есть проверка его компетенций, считает она. Стандартизация образовательного продукта может быть вполне работоспособной и на российском рынке.
Например, представители целого ряда российских компаний (таких как Skillbox, «Икра» и Skyeng) создали «Скиллсет методиста». Фактически это список задач по созданию учебной программы на основе модели ADDIE. Каждая задача дополнена знаниями и умениями, которые нужны для её выполнения. По задумке авторов проекта, перечень поможет образовательным компаниям определить должностные задачи методиста, а самим методистам — выстроить траекторию саморазвития.
Рассчитан скиллсет скорее на опытных специалистов. Однако эксперты уверены, что стандарты особенно нужны новичкам.
Базовый свод правил, которые должны знать все методисты
Стратегический методолог Светлана Толубеева, основавшая недавно «Коллегию методологов», рассказала, что регулярно отвечает на вопросы или консультирует методистов, которые хотят переработать какую-нибудь программу, но и сами не знают, для чего. Их вообще удивляет, что у курса и его перестройки должна быть какая-то цель.
Именно поэтому нужны стандарты, считает она, — чтобы начинающие специалисты знали хотя бы такие азы. При этом стандарты не должны ограничивать уже опытных, сложившихся профессионалов, которые создают новые методики и технологии. Речь именно о базовых правилах.
Стандарты для методистов действительно помогут новичкам, согласился эксперт по научному подходу в обучении, автор Telegram-канала «Лаборатория онлайн-обучения» Михаил Осипов.
«Стандартизация возможна, причём <…> для тех, кто только [начинает] работать. Они должны понимать, какой функционал им необходимо оттачивать в рамках конкретной организации, например, конкретной онлайн-школы, конкретного инфобиза, конкретного образовательного проекта. Если этого не будет, то работодатель, получается, может навязать свои функции», — объяснил Осипов.
Впрочем, незнание базовых правил и недостаток компетенций встречаются не только среди абсолютных новичков. Опытные специалисты тоже этим грешат, независимо от сферы, добавил лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев. Вопрос, по мнению спикера, заключается в том, как донести эти базовые стандарты до нужных людей.
С одной стороны, в интернете есть масса полезных ресурсов и информации для методистов, методологов и педдизайнеров. С другой — без определённого «навигатора», то есть тех самых профстандартов, человек просто не найдёт ничего подходящего или потеряется в том, что нашёл, считает Светлана Толубеева. То есть они фактически должны выполнить задачу систематизации.
Набор принципов работы методиста
Дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала LXD hero и экс-руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох Евгения Ращупкина считает, что стандарт для методистов мог бы быть набором принципов работы. Развивая эту мысль, эксперты выделили два таких ключевых принципа.
Так, Елена Тихомирова считает, что любой подобный стандарт можно начинать с девиза «Мы в ответе за тех, кого обучили». Она рассказала, что часто встречает тех, кто хочет попробовать себя в сфере образования — стать методистом, продуктологом, продюсером курсов, — но не понимает, что несёт ответственность за обучающихся. Они считают, что делают «просто продукт», а как пойдёт обучение — это уже ответственность тех, кто учится.
«Конечно, ответственность за обучение лежит на слушателях во многом, — говорит Елена, — Но, извините, если мы его проектируем так, что оно неподъёмное, то это наша ответственность».
Светлана Толубеева согласилась и добавила, что «образованцы» могли бы взять пример с медиков — и руководствоваться принципом «Не навреди». Ведь плохо построенное обучение, как и неправильное лечение, может иметь плохие последствия для тех, кто учится. Хотя методист может даже не подозревать, что делает что-то не так. Но если дать ему стандарт с базовыми правилами, это будет профилактикой таких последствий, заключила Светлана.