«Я хочу видеть в почерке характер»: как и где училась королева Елизавета II
Рассказываем, как и чему училась та, которая правила дольше всех из британских монархов. А также — какое образование получил новый король Карл III.
Изображение: Государственный архив Квинсленда / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Елизавета II не только дольше всех из британских монархов находилась на престоле, но и была, видимо, последним монархом в британской королевской семье, не получившим никакого формального образования. Как и её предшественники, она училась в частном порядке. Как позднее выразился один из её биографов, обучение это было «вширь, а не вглубь».
Почему королева никогда не ходила в школу
На образование Елизаветы II значительное влияние оказали не только её родители, но и бабушка с дедушкой. Именно из-за деда — короля Георга V — королева никогда не ходила в школу. Георг был известен не только непростым характером, но и специфическим подходом к образованию своих детей. Для Дэвида (будущего короля Эдварда VIII) и Альберта (будущего короля Георга VI, отца Елизаветы II) коронованный родитель выбирал не самых лучших специалистов.
Например, известно, что нянька принцев позволяла себе поднимать на них руку. И её, и своего гувернёра мальчики ненавидели.
У принцев были учителя по разным предметам, они неплохо освоили иностранные языки, но практически не владели математикой. Настолько, что в какой-то момент король обнаружил: сыновья даже не могут подсчитать вес дичи, которую добыли на охоте. Конечно, им спешно наняли репетитора, но в целом эта ситуация неплохо демонстрирует, как относился к образованию их отец.
У Елизаветы шансы пойти в школу всё же были. Её мать в своё время проучилась два семестра в частной британской школе и хотела отправить в аналогичное заведение и свою дочь. Однако дедушка, Георг V, был неумолим — наследнице престола неуместно посещать обычное учебное учреждение, по всем традициям она должна учиться только дома.
К учительнице-гувернантке Мэрион Кроуфорд, которую наняли в 1933 году для шестилетней Елизаветы и её младшей сестры Маргарет, у него было только одно важное требование. При встрече с гувернанткой король громко заявил:
«Во имя всего святого, научите Маргарет и Лилибет писать приличным почерком, это всё, чего я прошу. Ни один из моих детей не может писать как положено. Все они пишут в точности одинаково. Я хочу видеть в почерке характер».
Как проходили уроки будущей королевы и чему её учили
Родители Елизаветы хотели, чтобы дочери подольше наслаждались счастливым и беззаботным детством, поэтому заботились не столько о науках, сколько о приятном времяпрепровождении детей. По признанию гувернантки принцессы, в формировании учебного плана они участвовали минимально. Но тогда никто и не думал, что Елизавета когда-нибудь взойдёт на престол. Её растили не как будущего монарха, а просто как представительницу королевской семьи, которой предстоит вращаться в высшем свете и быть публичной персоной.
Уроки принцесс начинались в 9:30 и длились до часу дня. После обеда и чая девочки читали, а потом занимались музыкой, танцами, рисованием — в общем, всем, что не требовало особенных усилий.
Конечно, не обходилось без шалостей. Например, во время урока французского языка Елизавета от скуки взяла в руки серебряную чернильницу… и перевернула её прямо себе на голову. Светлые локоны потихоньку превращались в синие, а чернила стекали по лицу, но в ужас это привело только преподавательницу по французскому, писала Мэрион Кроуфорд в своих воспоминаниях.
Тем не менее принцессу считали вполне послушной и ответственной ученицей. И если её родители не особенно вмешивались в учебный процесс, то бабушка Елизаветы, королева Мария, уделяла ему немало внимания и активно в нём участвовала.
Например, в 1936 году она попросила Кроуфорд прислать ей расписание занятий Елизаветы и Маргарет, а потом раскритиковала его:
«Что касается [уроков] истории, то два с половиной часа кажутся слишком немногим для этого предмета, но тут, пожалуй, ничего уже не изменишь.
Но с другой стороны, действительно ли так важна арифметика — уж по крайней мере по сравнению с историей? Конечно, это замечательно и заслуживает уважения, что девочки будут сообразительными и смогут быстро считать, без сомнения, математические упражнения ведут к аккуратности. Но эти двое, скорее всего, никогда не будут вести даже собственные расходы — а история? Будущая карьера принцессы Елизаветы? Знание этих вульгарных и старомодных вещей, называемых датами, может очень пригодиться, особенно когда разговариваешь с иностранцами, которые уверены, что ты знаком с кризисами и тенденциями их собственных наций.
Стоит ли один-другой урок отнять у арифметики и отдать истории? Вероятно, нет!»
Королеве также не понравилось, что на изучение Библии, литературы и географии выделялось мало времени.
Вот как выглядело расписание уроков принцессы в итоге.
Образование Елизаветы не ограничивалось домашними занятиями — гувернантка, как и королева Мария, старались приобщить её к искусству, водили в художественные галереи, музеи и на выставки.
Кроме того, гувернантка позаботилась о том, чтобы обе принцессы увидели жизнь за пределами роскошных особняков — они катались в метро и на автобусах, иногда посещали крупные магазины (правда, в сопровождении двух детективов и одной фрейлины).
Ещё одна затея Кроуфорд, которая связывала Елизавету с внешним миром, — организация скаутского отряда. Движение скаутов зародилось в Великобритании в начале XX века и быстро получило популярность во всём мире. Гувернантка организовала такой отряд в Букингемском дворце, а принцессы вступили в его ряды наравне с другими детьми, жившими во дворце со своими семьями.
Как изменилось образование Елизаветы, когда она стала наследницей престола
Расписание и занятия Елизаветы пришлось резко изменить, когда ей было десять лет.
В 1936 году умер её дед Георг V, и трон занял её дядя — Эдвард VIII, но уже в декабре он отрёкся от престола в пользу отца Елизаветы, ставшего Георгом VI. Это превратило её в наследницу престола.
Теперь требовалось подготовить принцессу к управлению огромной империей, хотя времени на занятия у неё было не так уж много, ведь ей приходилось вместе с родителями или самостоятельно выполнять публичные обязанности.
В расписании Елизаветы появились экономика, история конституционного права (её она изучала дважды в неделю под руководством проректора Итонского колледжа Генри Мартена), всемирная история и особенности британских колоний. А ещё принцессе пришлось спешно учить латынь — в дополнение к немецкому и французскому.
После вступления Великобритании во Вторую мировую войну, королевская семья переехала из Букингемского дворца в Виндзор. Тогда учёба Елизаветы стала заочной — материалы и домашние задания преподаватели отправляли ей почтой.
Елизавета также занималась плаванием, верховой ездой и танцами, участвовала в работе детского любительского театра (он в основном состоял из эвакуированных в Виндзор детей). А ещё она довольно много читала.
В 1943 году журнал The Atlantic рассказал об успехах наследницы престола в учёбе и заодно назвал книги, которые она читает в свободное время. В списке были произведения Уильяма Шекспира, «Кентерберийские рассказы» Чосера, книги Сэмюэля Кольриджа, Джона Китса, Роберта Браунинга и Альфреда Теннисона, Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, Джейн Остин, Роберта Льюиса Стивенсона. В качестве лёгкого чтения приводился Конан Дойль и Джон Бакен.
Высшего образования Елизавета формально так и не получила, а вот рабочую профессию — да. Она окончила курсы подготовки водителей-механиков санитарных автомобилей и грузовиков.
Современные исследователи сомневаются в том, что в итоге королева получила хорошее системное образование. Однако сегодня очевидно, что на способности править страной негативно это точно не сказалось.
Как изменилось королевское образование при правлении Елизаветы
Елизавета II, видимо, стала последним британским монархом, получившим общее образование исключительно в частном порядке. Когда её сын — принц Чарльз (ныне король Карл III) появился на свет, газеты уже задавались вопросом, в какую школу он пойдёт. Ведь к концу 1940-х изменились и отношение к королевской семье, и её взаимодействие с прессой, и система образования.
Правда, с пяти до восьми лет Чарльз всё же занимался дома, как и его мать. Он изучал Библию, историю, географию, письмо и арифметику, а также французский язык. Дополнительно принцу давали уроки танцев и два раза в неделю приводили в одну из лондонских школ ради занятий физкультурой и подвижных игр с другими мальчиками.
Но во дворце принцу было одиноко, да и интерес публики к его образованию возрастал. Тогда в 1956 году его отправили учиться в частную школу для мальчиков Хилл Хаус в Кенсингтоне. Там занимались дети 5–10 лет, а директор стремился создать семейную, комфортную атмосферу: никаких телесных наказаний, маленькие группы до девяти человек, а большинство занятий проводил сам руководитель школы или его жена.
Там Чарльзу пришлось вникать не только в школьные предметы, но и в кое‑что такое, с чем другие дети были и так прекрасно знакомы, — например, учителя обнаружили, что принц совершенно не разбирается в деньгах и не понимает, какую ценность несёт та или иная монетка.
Газеты между тем задавались вопросом — не стоит ли принцу учиться не в дорогой частной, а совершенно обычной школе? Однако в обычную школу Чарльз всё же не пошёл.
В дальнейшем он учился в школах-интернатах — Чим и Гордонстоун, куда поступил по следам и настоянию своего отца, герцога Эдинбургского. Журналисты так рьяно интересовались его образованием, что известие о переходе в Чим не уходило с газетных полос 68 дней, а директору пришлось лично рассказывать об успехах принца в конце семестра специально для прессы.
Кстати, Гордонстоун был выбран отцом принца не только потому, что он и сам получил там образование. Дело в том, что школа находилась в удалённой местности, труднодоступной для газетчиков.
В возрасте 17 лет Чарльза на год отправили в Австралию (она входит в состав Британской империи как независимое государство) — в школу Тимбертоп. Ученики там часто ходили в походы, занимались кемпингом, разными видами спорта на природе. Например, принцу с одноклассниками приходилось ходить в походы по 160 километров и жить буквально «под кустом», по выражению журналиста Time в материале за 1965 год. В дальнейшем Чарльз называл это лучшим образовательным опытом в своей жизни.
А после школы, сносно сдав все экзамены, кроме математики, принц отправился учиться в Кембридж. Примечательно, что решение о выборе учебного заведения для высшего образования принимал специальный совет под руководством его отца, герцога Эдинбургского.
В прессе вновь пошли пересуды — ведь университет максимально престижный, и обычного человека с такими оценками, как у принца, туда не взяли бы. Однако со временем эти разговоры утихли, а Чарльз жил обычной студенческой жизнью — ну, по крайней мере, максимально похожей на обычную, насколько это возможно для королевской особы.
Именно с Чарльза началась традиция отправлять королевских детей сначала в школы (кстати, теперь их устраивают не только в эксклюзивные учебные заведения, но и в более демократичные), а потом и в университеты. Остальные дети Елизаветы, а потом и её внуки последовали по стопам Чарльза.
Так уж вышло, что в день смерти Елизаветы II три её правнука начали учебный год в новой школе, среди них — принц Джордж, второй член королевской семьи в очереди на престол. В отличие от деда, ему уже не нужно жить в школьном интернате, его каждый день приводят в школу и забирают домой родители, будущие король и королева. И теперь вряд ли кому-то приходит в голову, что может быть как-то по‑другому.
Источники:
- Marion Crawford. The little princesses. Harcourt, 1950.
- Peter Gordon. Royal education: past, present, and future. Frank Cass, 1999.
Читайте также: