Образование EdTech
#новости

Выяснилось, как изменилась выручка крупнейших EdTech-компаний в третьем квартале 2023 года

Агентство Smart Ranking представило новый рейтинг.

Опубликован список крупнейших EdTech-компаний России за третий квартал 2023 года. На этот раз в рейтинг вошло 159 организаций.

Суммарная выручка ста крупнейших EdTech-компаний в третьем квартале составила 31,4 млрд рублей, что на 22% больше, чем в предыдущем квартале, и на 38,2% больше, чем в аналогичный период 2022-го. Авторы исследования отмечают, что это самый высокий показатель динамики по отношению к прошлогодним результатам за весь 2023-й, и если компании так же успешно завершат четвёртый квартал, то объём выручки организаций, входящих в топ-100 рейтинга, составит 115–120 млрд рублей.

Кто стал лидером рейтинга

Список возглавил Skillbox Holding Limited, его выручка в третьем квартале составила 3,5 млрд рублей. Далее следуют группа компаний Skyeng и корпорация «Синергия».

Топ-10 крупнейших EdTech-компаний России по итогам третьего квартала 2023 года

МестоКомпанияВыручка, рублиДинамика (в сравнении со вторым кварталом 2023-го)
1Skillbox3,5 млрд45,83%
2Skyeng3,1 млрд10,12%
3Корпорация «Синергия»3,028 млрд 96,88%
4«Яндекс Практикум»1,8 млрд33,33%
5Компьютерная академия Top1,5 млрд106,9%
6«Фоксфорд»1,48 млрд61,22%
7GetCourse1,4 млрд43,74%
8«Like Центр»1,305 млрд−19,69%
9«Учи.ру»1,25 млрд4,17%
10«Умскул»0,876,1%

Источник данных: Smart Ranking

Состав первой десятки в сравнении с предыдущим кварталом не изменился, однако большинство компаний поменяли положение в ней. Так, Skillbox, опустившийся в начале года на вторую строчку, вновь возглавил рейтинг. Университет «Синергия», «Яндекс Практикум», Компьютерная академия Top и «Фоксфорд» улучшили позиции, поднявшись с 4-го, 5-го, 10-го и 8-го места соответственно. «Like Центр», «Учи.ру» и «Умскул» опустились в списке ― с 3-го, 6-го и 9-го места. Положение в рейтинге не изменилось лишь у GetCourse.

Как поменялась ситуация на российском рынке EdTech

В третьем квартале компании показали более позитивную динамику, чем во втором. Если ранее у шести участников топ-10 выручка снизилась от 5 до 23%, а доходы остальных четырёх выросли не очень сильно (от 9 до 30%), то по итогам третьего квартала только «Like Центр» показал отрицательную динамику выручки. У шести компаний выручка выросла. Абсолютным лидером по росту в сравнении с итогами предыдущего квартала стал IThub college, его выручка выросла на 134% (до 337 млн рублей).

Если сравнивать динамику от года к году (то есть текущие показатели с показателями третьего квартала 2022-го), то заметно, что у большинства участников она тоже положительная ― исключение составляют «Like Центр» (−23%) и Skyeng (0%). У остальных компаний рост ― от 21 до 243%. Наибольший прирост выручки за год показали GetCourse (243%), университет «Синергия» (100%) и «Яндекс Практикум» (85%).

Что происходит на мировом рынке

Не так давно исследовательская компания HolonIQ в публикации по итогам третьего квартала сделала воодушевляющий вывод ― инвестиции в мировой EdTech снова выросли. Правда, их объём по-прежнему гораздо скромнее, чем во время пандемии.

В публикации по результатам второго квартала специалисты HolonIQ подчеркнули, что для EdTech-сегмента в ближайшем будущем более значимыми будут другие формы финансирования. Речь идёт о государственной поддержке инноваций в образовании, а также о благотворительных инвестициях. Причём отмечалось, что более защищены будут компании, которым удастся привлечь средства одновременно из разных типов источников.

Кроме того, в отчёте HolonIQ в начале 2023 года говорилось о том, что темпы роста мирового рынка EdTech замедляются, поэтому его представители будут вынуждены сосредоточиться не на активном расширении бизнеса, а на оборонительных стратегиях развития и на слияниях. Проще говоря, уже тогда стало ясно, что отрасль переходит от резкого всплеска к долгосрочной трансформации.

Замедление темпов роста в этой отрасли ранее было отмечено и в отчёте венчурного фонда Brighteye Ventures и платформы для анализа стартапов и венчурного капитала Dealroom.co. Тем не менее аналитики подчёркивают, что у компаний ещё масса возможностей для развития. Например, перспективной считают область образовательных решений для старшего поколения.

О замедлении роста российского рынка сообщало и агентство Smart Ranking. Авторы исследования за второй квартал 2023-го отметили, что тенденции могут меняться после всплеска интереса к онлайн-обучению на фоне ковидных ограничений. В 2020-м выручка компаний выросла в несколько раз, а сейчас темпы роста просто возвращаются к нормальным. Однако эксперты назвали и другие факторы, которые могли повлиять на то, что доходы EdTech-компаний увеличиваются не так заметно, как раньше:

  • Экономический. Закредитованность населения растёт, из-за чего спрос на дополнительное образование ― для общего развития или карьерного роста ― снижается.
  • Уход с рынка иностранных заказчиков онлайн-образования в формате B2B.

Кроме того, летом действовал ещё и сезонный фактор ― в это время обычно снижается спрос на образовательные программы для детей.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована