Опубликован список крупнейших EdTech-компаний России за третий квартал 2023 года. На этот раз в рейтинг вошло 159 организаций.
Суммарная выручка ста крупнейших EdTech-компаний в третьем квартале составила 31,4 млрд рублей, что на 22% больше, чем в предыдущем квартале, и на 38,2% больше, чем в аналогичный период 2022-го. Авторы исследования отмечают, что это самый высокий показатель динамики по отношению к прошлогодним результатам за весь 2023-й, и если компании так же успешно завершат четвёртый квартал, то объём выручки организаций, входящих в топ-100 рейтинга, составит 115–120 млрд рублей.
Кто стал лидером рейтинга
Список возглавил Skillbox Holding Limited, его выручка в третьем квартале составила 3,5 млрд рублей. Далее следуют группа компаний Skyeng и корпорация «Синергия».
Топ-10 крупнейших EdTech-компаний России по итогам третьего квартала 2023 года
Место | Компания | Выручка, рубли | Динамика (в сравнении со вторым кварталом 2023-го) |
---|---|---|---|
1 | Skillbox | 3,5 млрд | 45,83% |
2 | Skyeng | 3,1 млрд | 10,12% |
3 | Корпорация «Синергия» | 3,028 млрд | 96,88% |
4 | «Яндекс Практикум» | 1,8 млрд | 33,33% |
5 | Компьютерная академия Top | 1,5 млрд | 106,9% |
6 | «Фоксфорд» | 1,48 млрд | 61,22% |
7 | GetCourse | 1,4 млрд | 43,74% |
8 | «Like Центр» | 1,305 млрд | −19,69% |
9 | «Учи.ру» | 1,25 млрд | 4,17% |
10 | «Умскул» | 0,87 | 6,1% |
Источник данных: Smart Ranking
Состав первой десятки в сравнении с предыдущим кварталом не изменился, однако большинство компаний поменяли положение в ней. Так, Skillbox, опустившийся в начале года на вторую строчку, вновь возглавил рейтинг. Университет «Синергия», «Яндекс Практикум», Компьютерная академия Top и «Фоксфорд» улучшили позиции, поднявшись с 4-го, 5-го, 10-го и 8-го места соответственно. «Like Центр», «Учи.ру» и «Умскул» опустились в списке ― с 3-го, 6-го и 9-го места. Положение в рейтинге не изменилось лишь у GetCourse.
Как поменялась ситуация на российском рынке EdTech
В третьем квартале компании показали более позитивную динамику, чем во втором. Если ранее у шести участников топ-10 выручка снизилась от 5 до 23%, а доходы остальных четырёх выросли не очень сильно (от 9 до 30%), то по итогам третьего квартала только «Like Центр» показал отрицательную динамику выручки. У шести компаний выручка выросла. Абсолютным лидером по росту в сравнении с итогами предыдущего квартала стал IThub college, его выручка выросла на 134% (до 337 млн рублей).
Если сравнивать динамику от года к году (то есть текущие показатели с показателями третьего квартала 2022-го), то заметно, что у большинства участников она тоже положительная ― исключение составляют «Like Центр» (−23%) и Skyeng (0%). У остальных компаний рост ― от 21 до 243%. Наибольший прирост выручки за год показали GetCourse (243%), университет «Синергия» (100%) и «Яндекс Практикум» (85%).
Что происходит на мировом рынке
Не так давно исследовательская компания HolonIQ в публикации по итогам третьего квартала сделала воодушевляющий вывод ― инвестиции в мировой EdTech снова выросли. Правда, их объём по-прежнему гораздо скромнее, чем во время пандемии.
В публикации по результатам второго квартала специалисты HolonIQ подчеркнули, что для EdTech-сегмента в ближайшем будущем более значимыми будут другие формы финансирования. Речь идёт о государственной поддержке инноваций в образовании, а также о благотворительных инвестициях. Причём отмечалось, что более защищены будут компании, которым удастся привлечь средства одновременно из разных типов источников.
Кроме того, в отчёте HolonIQ в начале 2023 года говорилось о том, что темпы роста мирового рынка EdTech замедляются, поэтому его представители будут вынуждены сосредоточиться не на активном расширении бизнеса, а на оборонительных стратегиях развития и на слияниях. Проще говоря, уже тогда стало ясно, что отрасль переходит от резкого всплеска к долгосрочной трансформации.
Замедление темпов роста в этой отрасли ранее было отмечено и в отчёте венчурного фонда Brighteye Ventures и платформы для анализа стартапов и венчурного капитала Dealroom.co. Тем не менее аналитики подчёркивают, что у компаний ещё масса возможностей для развития. Например, перспективной считают область образовательных решений для старшего поколения.
О замедлении роста российского рынка сообщало и агентство Smart Ranking. Авторы исследования за второй квартал 2023-го отметили, что тенденции могут меняться после всплеска интереса к онлайн-обучению на фоне ковидных ограничений. В 2020-м выручка компаний выросла в несколько раз, а сейчас темпы роста просто возвращаются к нормальным. Однако эксперты назвали и другие факторы, которые могли повлиять на то, что доходы EdTech-компаний увеличиваются не так заметно, как раньше:
- Экономический. Закредитованность населения растёт, из-за чего спрос на дополнительное образование ― для общего развития или карьерного роста ― снижается.
- Уход с рынка иностранных заказчиков онлайн-образования в формате B2B.
Кроме того, летом действовал ещё и сезонный фактор ― в это время обычно снижается спрос на образовательные программы для детей.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Россияне рассказали, чему хотят учиться в 2024-м (программирование не на первом месте)
- Вертикальный EdTech — сегмент, из которого выйдут новые глобальные компании
- От самого дорогого стартапа в мире — к кризису и слезам: история EdTech-гиганта Byju’s
- 7 глобальных трендов и рисков развития EdTech-технологий