Высшее образование в онлайн-формате: каковы перспективы этой ниши?
И как она устроена сейчас — обсудили представители вузов и EdTech-компаний.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
В начале ноября в Лектории Skillbox ведущие вузы и компании сферы EdTech объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Сообщество займётся исследованием этой ниши образовательного рынка и обменом лучшими практиками.
Почему такая организация стала нужна и как сейчас выстроено сотрудничество вузов и EdTech, обсуждалось на посвящённой созданию СОВО дискуссии. В ней участвовали представители Skillbox, «Нетологии», Skillfactory, МФТИ, РАНХиГС, Санкт-Петербургского политеха Петра Великого (СПбПУ), ИТМО и Финансового университета.
Зачем вузы и EdTech-компании создают совместные программы
У ряда ведущих российских вузов сегодня есть программы высшего образования в онлайн-формате (а у НИУ ВШЭ — даже онлайн-кампус). Но в основном такие программы созданы в партнёрствах с EdTech-компаниями. Почему же престижные вузы, у которых нет проблем с набором на очные программы, нуждаются в таких партнёрствах?
Одно из объяснений этому в ходе дискуссии предложила директор по цифровизации образования в МФТИ Дарья Гриц. По словам Дарьи, имидж университета как очень серьёзной организации заставляет потенциального слушателя думать, что тут ему не предложат короткий курс по узкой профессиональной теме, занятия на котором будет удобно встроить в свою повседневную жизнь. «EdTech вырос, развился и заработал свои миллиарды на ошибках системы образования», — считает Дарья.
Читайте также:
Это мнение поддержала модератор дискуссии и издатель медиа об образовании и воспитании «Мел» Надежда Папудогло: по её мнению, работающие взрослые люди скорее выберут для короткого обучения практико-ориентированную компанию и курс, направленный на освоение конкретного недостающего навыка. Если нужно быстро научиться чему-то, университет кажется избыточной для этого структурой.
Программы высшего образования в онлайн-формате продолжительнее и шире по содержанию, чем короткие курсы. Но они тоже направлены, как подтвердили в ходе дискуссии практически все участники, скорее на взрослых людей с профессиональным опытом. Конечно, вчерашние школьники тоже могут поступать на онлайн-бакалавриат, никаких формальных ограничений для этого нет. Но, как подчеркнула начальник управления качества образовательного процесса в ИТМО Ольга Елисеева, для успешного онлайн-образования студенту важно хорошо понимать, почему он выбрал именно эту программу, почему решил учиться онлайн, почему готов платить за обучение, — то есть требуется сильная мотивация.
Ольга Елисеева отметила, что сотрудничество с EdTech-компаниями помогает вузам проектировать и реализовывать коммерческие программы, оценивая ключевые шаги с позиций бизнеса. То есть речь идёт о создании образовательных продуктов. Именно EdTech-компании приносят такой продуктовый подход в совместные с вузами проекты.
При этом, подчеркнула представительница ИТМО, не всё определяется бизнес-потенциалом совместных решений — для начала сотрудничества вуз и компания должны совпадать по ценностям. Проще говоря, не каждая компания и не каждый вуз могут создавать совместные онлайн-бакалавриат и магистратуру.
Директор по развитию Skillfactory Егор Сорокин согласился, что многие компетенции EdTech-компаний незаменимы в разработке коммерческих программ: в них более гибкие процессы, чем в вузах, и более динамичные связи с работодателями из разных сфер, что позволяет отслеживать изменения на рынке труда.
Но в то же время он подчёркивает, что онлайн-программы высшего образования — не то же самое, что короткие курсы переподготовки, и в создании программ именно высшего образования роль вузов незаменима: «Университет — это ещё и про науку, а зачастую про очень сильную науку на фронтире. <…> У нас есть программа с МФТИ по наукам о данных, и подход к таким сложным дисциплинам, как Data Science, делать через какие-то инструменты быстрой переподготовки очень тяжело».
То есть EdTech-компании без вузов тоже не могут создавать сильные программы высшего образования. Качественная онлайн-программа на уровне магистратуры или бакалавриата пока что требует участия двух этих сторон.
Почему создавать партнёрства в сфере высшего образования сложно
По мнению спикеров, кроме отсутствия фундаментальной научной базы, есть ещё одна причина, по которой EdTech-компании не становятся сами университетами с собственными программами высшего образования, а создают их вместе с вузами. Это скепсис в отношении к онлайн-образованию.
Как отметила Надежда Папудогло, бытует мнение, что образовательный онлайн-рынок — «рынок с плохой кармой». Считается, что на нём принято много обещать в рекламе, а качество курсов при этом хромает. На доверие к онлайн-образованию влияет и репутация инфобизнеса.
Участники дискуссии в лектории Skillbox подтвердили, что отношение к любому онлайн-образованию как некачественному широко распространено. Отчасти поэтому первые совместные программы вузов и EdTech было так сложно продвинуть и реализовать.
Как отметили представители вузов, им приходилось в течение долгих месяцев убеждать коллег, что реализовать онлайн-программу в сетевой форме с коммерческим партнёром можно, это не запрещено регулятором и что это будет эффективно. По словам проректора по дополнительному и довузовскому образованию в СПбПУ Дмитрия Тихонова, поначалу его предложения отвергали просто потому, что «так не принято».
На своём опыте о том, что большинство возражений против онлайн-программ внутри университета идут от общего консерватизма и нежелания нарушать сложившиеся практики, подтвердила и проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Каменева. Рассказала она и о личных опасениях, которые разделяют многие преподаватели и родители студентов, — что для вчерашних выпускников школ онлайн-обучение вредно, так как не позволяет пройти полноценную социализацию. В Финансовом университете есть программа онлайн-бакалавриата, но на ней учатся люди более старшего возраста.
Читайте также:
Остальные участники дискуссии не согласились с этой позицией. Например, руководитель направления «Академическое образование» в Skillbox Надежда Галкина считает, что всё зависит от будущей профессии учащихся: если специальность предполагает удалённую работу и коммуникацию в основном в цифровой среде, то разумно и учиться ей в сходных форматах.
А директор Центра корпоративных программ в РАНХиГС Андрей Коршунов полагает, что сегодня трудно провести границу между реальным и виртуальным общением: разве люди из других городов и стран, с которыми молодой человек общается на общие учебные и другие темы, не реальны и не могут быть для него друзьями, составить его социальное окружение?
А модератор Надежда Папудогло подчеркнула, что многие современные родители хотят вывести ребёнка за пределы экрана и именно поэтому скептически относятся к онлайн-образованию.
Каким эксперты видят будущее высшего онлайн-образования
Директор по цифровизации образования в МФТИ Дарья Гриц отметила: на сегодняшний день появляется понимание, для каких профессий, уровней образования, сроков обучения подходит полностью цифровой формат, а где нужен гибрид онлайна и офлайна.
Дальнейшее развитие высшего онлайн-образования должно быть направлено на то, чтобы для разных задач создавать свои форматы обучения и не бросаться общими словами («этот ужасный онлайн» или «эти устаревшие очные лекции»), а выяснять реальные преимущества и недостатки для каждого случая.
В выступлениях многих спикеров звучала мысль о необходимости разнообразить форматы в онлайн-образовании. Об этом говорили, например, директор по развитию Skillfactory Егор Сорокин, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии» Оксана Апрельская, проректор СПбПУ Дмитрий Тихонов. Андрей Коршунов из РАНХиГС отметил, что на данный момент академическое сообщество приняло и стандартизировало лишь определённый формат сетевых проектов, который задаёт достаточно узкие границы допустимого в вузах онлайн-образования — но новые проекты, безусловно, будут их расширять.
Будущее онлайн-образование зависит и от его государственного регулирования. Как напомнил участникам дискуссии руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» в «Интерфаксе» Алексей Чаплыгин, российские вузы давно занимались онлайн-образованием — например, в формате массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Но эти успешные практики так и не удалось перенести в такую важную для вузов сферу, как заочное образование, — по словам Чаплыгина, именно из-за ограничений регулятора. Не «зарегулирует» ли государство современные программы с EdTech-компаниями?
Некоторые участники дискуссии посчитали, что такой сценарий маловероятен. Так, Андрей Коршунов уверен, что образовательный рынок «дозрел» до программ высшего образования в онлайн-формате только сейчас. В прежние годы, конечно, могли быть визионеры, предлагавшие такой вариант для заочного обучения. Но спроса на это не было, потому и развития ниша не получила. Ситуация изменилась: появился, с одной стороны, интерес аудитории и привычка к цифровым форматам, с другой — технические возможности. И государство, отметил Коршунов, перешло на цифру. Он считает, что варианта заявить, что «онлайн — это плохо», у регулятора уже просто нет.
Тем не менее какие-то ограничения возможны. Как считает Оксана Апрельская из «Нетологии», вузам и компаниям остаётся относиться к решениям министерств как к естественным процессам, на которые сложно влиять. «Если стандарт нам запретит полностью реализовывать программы в онлайне, то мы будем вынуждены под это так или иначе подстроиться и искать гибридные форматы», — сказала она.
А Содружество онлайн-высшего образования, как считают представители и вузов, и EdTech-компаний, поможет им не только обмениваться лучшими практиками и вырабатывать стандарты качества онлайн-программ, но и отстаивать общие интересы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее