Выготский: кратко о его педагогической психологии и судьбе
Работы легендарного психолога были на десятилетия забыты официальной наукой, но всё равно стали основой для передового подхода в обучении.
Иллюстрация: vygotsky.hse.ru / Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Лев Выготский (1896–1934) — советский психолог, педагог и педолог. Он известен как автор культурно-исторической теории в психологии, основатель социального конструктивизма и современной коррекционной педагогики.
Основные труды Выготского по педагогике: «Педагогическая психология», «Мышление и речь», «Инструментальный метод в педологии», «Проблема культурного развития ребёнка», «Умственное развитие детей в процессе обучения».
Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом
Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.
Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический (на этот факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле).
Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим). Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».
В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.
Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия. Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. Присоединились к ним и другие учёные, например Леонид Занков и Леонид Сахаров, и даже деятели искусства, в том числе режиссёр Сергей Эйзенштейн.
В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.
«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.
Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.
Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.
Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.
Основные идеи педагогической психологии Льва Выготского
Идеи Льва Выготского можно смело назвать революционными: в отличие от своих западных и даже некоторых российских коллег, он считал, что объяснение внутренних психических процессов стоит искать во внешней среде и взаимодействии человека с ней.
Он утверждал, что высшие психические функции или механизмы — такие, например, как способность управлять вниманием, — не даны человеку от рождения, а появляются извне: они формируются благодаря взаимодействию с людьми и культурой. В процессе развития ребёнка каждая функция «появляется на сцене дважды», объяснял Выготский: сначала в социальном плане, а затем уже в психологическом. Проще говоря, человек присваивает (или «взращивает») полученное в социуме.
С этой позицией связаны и педагогические идеи Выготского. Перечислим некоторые из них, не теряющие актуальности и сегодня.
Нужно ориентироваться на зону ближайшего развития
Одно из ключевых понятий, введённых Выготским, — зона ближайшего развития. Если развитие психических функций человека стимулируется извне, значит, огромное влияние на этот процесс оказывают воспитание и обучение. Из этого следует простой вывод, сформулированный учёным: обучение должно опережать развитие, а не догонять его. Это была новая для того времени мысль, ведь современники Выготского считали наоборот: обучение должно опираться на развитие (проще говоря, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно, чтобы он сначала «созрел» для этого).
Выготский же сформулировал новый закон: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Зону ближайшего развития Лев Выготский описывал как «расстояние» между уровнем актуального развития (задачами, которые ребёнок может выполнить самостоятельно) и возможного развития (задачами, для выполнения которых потребуется помощь взрослых или товарищей). Задача обучения по Выготскому — помочь ребёнку достигнуть высшей ступени интеллектуальных возможностей.
«В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он ещё делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством <…>. То, что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно», — писал Выготский в книге «Мышление и речь».
Знания формируются в сотрудничестве
Идея сотрудничества, предложенная Выготским, лежит в основе социального конструктивизма. Суть его заключается в том, что знания конструируются, а не просто передаются ученикам, и происходит этот процесс в социальном взаимодействии с учителем или соучениками.
А в основе воспитательного процесса, считал Выготский, лежит опыт — его формирование учёный называл базой педагогической работы. Формируется же опыт в социуме, социальной среде.
«Ребёнок в конечном счёте воспитывается сам. В его организме, а не где-либо в другом месте происходит та решительная схватка различных воздействий, которая определяет на долгие годы его поведение. В этом смысле воспитание во всех странах и во все эпохи всегда было социальным, как бы антисоциально оно ни было по своей идеологии. И в бурсе, и в старой гимназии, и в кадетском корпусе, и в институте для благородных девиц, как и в школах Греции, Средневековья и Востока, воспитывали всегда не учителя и наставники, но та школьная социальная среда, которая устанавливалась для каждого отдельного случая», — объяснял он в «Педагогической психологии».
Учитель — не диктатор, а помощник
Лев Выготский был убеждён, что задача учителя — регулировать и организовывать развивающую среду. А вот выступать с авторитарных позиций и служить «говорящей головой» педагогу не только вредно, но и бессмысленно.
Психолог писал: «Ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на всё его глазами и судил его умом. Пора поставить ученика на собственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от ушибов и выбирать направление. И то, что верно относительно ходьбы — ей можно научиться только на собственных ногах и на собственных падениях, — одинаково приложимо ко всем сторонам воспитания».
По Выготскому, учитель должен правильным образом создавать нужную среду: «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменён учебником, словарём, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребёнка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестаёт быть учителем».
Воспитательный процесс с точки зрения Выготского является активным с трёх сторон: «…Активен ученик, активен учитель, активна заключённая между ними среда».
Успешность — не всегда одинаковая
Хотя известен Лев Выготский в основном как автор концепции зоны ближайшего развития, он ввёл в оборот и другие понятия, которыми психологи и педагоги пользуются до сих пор. К ним, например, можно отнести абсолютную и относительную успешность — это инструменты для оценки полученных в определённый период знаний и навыков, с помощью которых анализируют умственное развитие детей. Абсолютная успешность фактически означает формальные, объективные успехи, а относительная — то, как ученик продвинулся в своём развитии относительно своих же показателей.
Например, один ученик при поступлении в школу читал 20 слов в минуту, а после года обучения стал читать 30, другой читал вначале пять слов в минуту, но к окончанию обучения — уже 20. По абсолютной успешности впереди будет первый ученик, ведь формально он читает лучше второго. А вот по относительной успешности «побеждает» второй ученик: у него прогресс больше, чем у первого.
Поэтому, объясняет учёный, и оценивать учеников стоит не только по абсолютной успешности, а стандартные отметки далеко не всегда могут дать полную картину реальных навыков и знаний, которые получил ученик.
Игра — отличный инструмент для воспитания и обучения
Лев Выготский одним из первых обосновал не просто пользу, но даже необходимость включения игр в процесс обучения. Он объяснял: игры никогда не повторяют друг друга в точности — каждый раз ребёнок оказывается в новой ситуации и ищет новые решения для неё, учится координировать своё поведение в соответствии с тем, как ведут себя другие, активно участвует в процессе. Проще говоря, так он развивает полезные метапредметные навыки.
«Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений», — писал Выготский.
Учителем может быть не всякий, а лишь «наиболее годный»
Выготский очень критиковал традиционную (имея в виду дореволюционную) школу и функцию учителя, который выступал в такой школе в роли «граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка». Он жёстко характеризовал типичных представителей педагогического поприща. Из-за низких жалований «для учительской профессии создаётся естественный отбор слабого, негодного и калеченого человеческого материала», «школа — та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли», писал Выготский. А должно быть наоборот: чтобы в учительскую профессию шёл далеко не всякий, а только «наиболее годный».
Даже учителя, влюблённые в свой предмет и рассказывающие о нём с упоением, по Выготскому далеки от идеала. «Вдохновение сродни шарлатанству, а воодушевление — авантюризму», — объяснял он. Гораздо важнее для учителя «знание законов и техники того, какими путями создаётся в детской душе собственное воодушевление». Поэтому от учителя нового типа Выготский требовал знания не только своего предмета, но и законов воспитания, психологии.
«Прежде только требовалось знать свой предмет, программу да уметь прикрикнуть на класс в трудном случае. Ныне педагогика делается настоящим сложным искусством, возникающим на научной основе. Таким образом, от учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела», — писал он.
А ещё учителю важно быть человеком творческим («Только тот, кто обладает творческой жилкой в жизни, может претендовать на творчество в педагогике», — объяснял Выготский), да и просто активным, потому что «воспитательная работа педагога должна быть непременно связана с его творческой, общественной и жизненной работой», считал психолог.
Цитаты Льва Выготского об образовании и воспитании
«В процессе воспитания учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
«Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и всё в жизни) в процессе работы».
«Активность ребёнка позволяет каждый предмет поставить в личные отношения к нему, сделать делом его личного успеха. Сюда же относится соединение учебных занятий с жизнью, требование, чтобы каждое вновь сообщаемое знание присоединялось к уже известному и поясняло ученику что-нибудь новое».
«Трудно представить себе что-либо более непсихологическое, чем прежняя система обучения, когда ребёнок изучал арифметику, алгебру, немецкий язык, совершенно не понимая, что к чему относится и для чего ему это нужно. Если при этом возникал интерес, то это происходило всякий раз случайно, независимо от воли учителя».
«Итак, первое требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и так далее. Только точные знания, точный расчёт и трезвая мысль могут сделаться истинными орудиями педагога».
Интересные факты о Льве Выготском
- Выготский был прекрасным рассказчиком. На его лекциях в Москве аудитории обычно были переполнены. Тем, кому места не хватало, смотрели с улицы, через открытые окна.
- Вероятно, главным увлечением Льва Выготского осталась литература. Когда весной 1934 года, незадолго до смерти, его, измученного туберкулёзом, отправили в лечебный санаторий, он взял с собой всего одну книгу — «Гамлета». Трагедию Шекспира он любил с юности и пронёс интерес к ней через всю жизнь.
- А вот книги самого Выготского вскоре после его смерти не только забыли на долгие годы, но даже сжигали. В 2007 году внучка Льва Семёновича и директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Елена Кравцова рассказывала: «Те, кто работал со Львом Семёновичем в Институте на Погодинке (где проходили его знаменитые сеансы), рассказывали: в 1937-м, через год после выхода Постановления „О педологических извращениях“, во дворе сложили внушительный костёр, который у всех присутствующих вызывал навязчивые ассоциации со средневековыми расправами инквизиции. На этом костре, среди прочего, жгли книги и материалы Выготского. Их в Институте немало хранилось. А сотрудников — бывших друзей и соратников — выгоняли во двор смотреть, как всё это горит. Чтобы неповадно было не только так писать, но и читать. Даже думать так же».
- Идеи Выготского получили широкое распространение и в России, и за рубежом через много лет после смерти учёного. А сегодня он входит в число самых известных психологов в мире, его теории активно изучают, разработанные им психологические принципы и законы используются.
- Однако ряд исследователей уже предупреждает о сложившемся «культе Выготского»: они предлагают критически подойти к наследию психолога и указывают, что за прошедшее время многие его идеи были поняты превратно либо искажены — например, из-за неверных переводов за рубежом.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!