К такому выводу пришли специалисты международной исследовательской компании HolonIQ.
Участниками международного опроса стали почти 400 профессионалов и руководителей из сферы образования — в основном представители вузов, а также таких сегментов, как EdTech, бизнес и госучреждения. Их ответы сравнили с итогами аналогичного исследования, проведённого в 2021 году.
Насколько широко применяют микростепени
Отмечается, что в большинстве вузов систему микростепеней (то есть коротких профессиональных курсов) по-прежнему только формируют, хотя в последние годы эта сфера стала лучше регулироваться. А ещё за последние два года численность организаций, где их используют, увеличилась более чем вдвое.
![](/upload/setka_images/11283616032023_e3ea06ecc4efe66fd609360c227a5daace25eda6.png)
В университетах микростепени в основном представлены на краткосрочных курсах (76% в 2023 году против 79% в 2021-м). В программах высшего образования их используют гораздо реже (38 против 42%). Суть в том, что их проще интегрировать в курсы, которые не требуют аккредитации.
Как респонденты относятся к таким программам
Оказалось, что 88% респондентов считают альтернативные академическому форматы обучения, включая микростепени, важной составляющей их будущей стратегии развития. Проще говоря, по их мнению, таких программ будет в университетах всё больше.
![](/upload/setka_images/11062316032023_278cadb5c5a600fd354bbb4a32acf34407bf98f0.png)
Опрошенные руководители вузов рассказали, когда, по их мнению, такие сертификаты станут восприниматься как полноценный эквивалент дипломов о высшем образовании. Некоторые полагают, что их уже можно считать таковыми. Интересно, что так думают равные доли представителей вузов и EdTech-сферы (по 26%). Большинство же считает, что это произойдёт либо через один-два года, либо чуть позже — к 2030-му. Мнения, что микростепени никогда не станут альтернативой традиционным дипломам, придерживается меньшинство — 4% среди представителей вузов и 15% среди представителей EdTech.
![](/upload/setka_images/11063516032023_bd473197c461193ea9b6d317f4c236910d065887.png)
Что мешает распространению таких программ
Опрошенные назвали и препятствия для внедрения микростепеней. Главным из них считают существующие трудности, связанные с оценкой и обеспечением качества таких программ. Ещё одна сложность заключается в недостатке понимания, что это вообще такое. Реже всего участники опроса обозначали как проблему недоверие к подобным программам.
![](/upload/setka_images/11064616032023_d58f50d1222620cd1cfe95da3a91221bd0d26e65.png)
Помимо этого, некоторые респонденты указали на необходимость ввести аккредитационные процедуры, которые могли бы проводить государственные учреждения для таких программ. Ещё одна сложность связана с цифровыми возможностями и интеграцией данных из различных систем, используемых, например, работодателями и университетами.
Выходит, что для того, чтобы вузы стали более широко внедрять микростепени, им нужны прежде всего стандарты оценки таких программ и системы их аккредитации на государственном уровне.
Кстати, ранее стало известно, что в некоторых штатах США решено признавать практический опыт эквивалентом диплома.
Читайте также:
- Исследование: как на самом деле работодатели относятся к тем, кто учился на курсах
- «Люди считают, что самые короткие курсы могут дать какую-то компетенцию»
- В Казахстане хотят придать официальный статус сертификатам онлайн-курсов
- «Нормативное поле, которое надо вспахивать»: как подружить EdTech с гособразованием