ВШЭ выяснила, что школьники перегружены. Среди предложенных мер — переход на 12-летку
Результаты соответствующего исследования были представлены на круглом столе в Госдуме.
science in hd / unsplash
Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина рассказала, что в исследовании приняли участие 803 ребёнка из 14 регионов. Об этом сообщает пресс-служба Института.
Детей попросили рассказать, ощущают ли они усталость в начале, середине и конце дня. Оказалось, что её испытывают 72% школьников. Это ощущение возникает ещё днём. Причём усталость накапливается к концу четвертей и в течение года — так ответил 71% опрошенных. Только 7% ребят сказали, что бодры весь день.
Важным фактором оказался возраст — чем старше школьник, тем сильнее он устаёт. О повышенном утомлении сообщили 85% одиннадцатиклассников.
Помимо прочего, учащихся попросили рассказать о причинах усталости. Чаще всего они жалуются на недостаток сна, учебную нагрузку и школу в целом. Реже — на переутомление, проблемы со здоровьем, скуку и прочие вещи.
Говорилось и о недостатках школьного расписания. Больше всего их беспокоят:
- изучение трудных предметов и проведение контрольных работ на первых трёх-четырёх уроках;
- большое количество занятий в целом;
- недостаток концентрации, с которым они сталкиваются на идущем после физкультуре уроке.
При этом респонденты почти не жаловались на сложность предметов и изучаемых тем или домашние задания.
Специалисты также решили выяснить, хватает ли устающим детям сил на внешкольную активность. Оказалось, что 88% ребят ходят в спортивные секции. Помимо этого, дети еженедельно посещают в среднем два-три занятия в кружках, почти так же часто бывают у репетиторов и три-четыре раза в неделю выбираются на прогулку.
Многие школьники при выполнении домашних заданий не укладываются в соответствующие нормативы — в среднем они тратят на это более двух часов.
В связи со всем перечисленным эксперты ВШЭ дали несколько рекомендаций:
- дать возможность учитывать результаты, которые дети получают в учреждениях допобразования (например, в музыкальных и спортивных школах);
- совместить традиционное и семейное образование;
- расширить перечень оснований для перехода школьников на индивидуальный учебный план.
Кроме того, специалисты советуют использовать инструменты по планированию оптимального расписания, изучению школьного климата и нагрузки на учеников.
Помимо этого, были предложены и довольно радикальные варианты — растянуть школьную программу на 12 лет, сократить объём обязательных домашних заданий или вовсе отказаться от них.
Кстати, совсем недавно директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Евгений Семченко заявил, что результаты олимпиад могут начать засчитывать за результаты школьного обучения. Возможно, это поможет немного разгрузить школьников.