Образование
#новости

ВШЭ выяснила, что школьники перегружены. Среди предложенных мер — переход на 12-летку

Результаты соответствующего исследования были представлены на круглом столе в Госдуме.

science in hd / unsplash

Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина рассказала, что в исследовании приняли участие 803 ребёнка из 14 регионов. Об этом сообщает пресс-служба Института.

Детей попросили рассказать, ощущают ли они усталость в начале, середине и конце дня. Оказалось, что её испытывают 72% школьников. Это ощущение возникает ещё днём. Причём усталость накапливается к концу четвертей и в течение года — так ответил 71% опрошенных. Только 7% ребят сказали, что бодры весь день.

Важным фактором оказался возраст — чем старше школьник, тем сильнее он устаёт. О повышенном утомлении сообщили 85% одиннадцатиклассников.

Помимо прочего, учащихся попросили рассказать о причинах усталости. Чаще всего они жалуются на недостаток сна, учебную нагрузку и школу в целом. Реже — на переутомление, проблемы со здоровьем, скуку и прочие вещи.

Говорилось и о недостатках школьного расписания. Больше всего их беспокоят:

  • изучение трудных предметов и проведение контрольных работ на первых трёх-четырёх уроках;
  • большое количество занятий в целом;
  • недостаток концентрации, с которым они сталкиваются на идущем после физкультуре уроке.

При этом респонденты почти не жаловались на сложность предметов и изучаемых тем или домашние задания.

Специалисты также решили выяснить, хватает ли устающим детям сил на внешкольную активность. Оказалось, что 88% ребят ходят в спортивные секции. Помимо этого, дети еженедельно посещают в среднем два-три занятия в кружках, почти так же часто бывают у репетиторов и три-четыре раза в неделю выбираются на прогулку.

Многие школьники при выполнении домашних заданий не укладываются в соответствующие нормативы — в среднем они тратят на это более двух часов.

В связи со всем перечисленным эксперты ВШЭ дали несколько рекомендаций:

  • дать возможность учитывать результаты, которые дети получают в учреждениях допобразования (например, в музыкальных и спортивных школах);
  • совместить традиционное и семейное образование;
  • расширить перечень оснований для перехода школьников на индивидуальный учебный план.

Кроме того, специалисты советуют использовать инструменты по планированию оптимального расписания, изучению школьного климата и нагрузки на учеников.

Помимо этого, были предложены и довольно радикальные варианты — растянуть школьную программу на 12 лет, сократить объём обязательных домашних заданий или вовсе отказаться от них.

Кстати, совсем недавно директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Евгений Семченко заявил, что результаты олимпиад могут начать засчитывать за результаты школьного обучения. Возможно, это поможет немного разгрузить школьников.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована