Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний России за второй квартал 2022 года, составленный Smart Ranking. По оценке агентства, во втором квартале выручка российских EdTech-компаний продолжала снижаться. Причём падение ускоряется, считают эксперты.
В первом квартале суммарная выручка участников рейтинга снизилась по сравнению с предыдущим рейтингом (то есть с четвёртым кварталом 2021 года) всего на 2%. Сейчас рынок просел почти на 13%: во втором квартале совокупная выручка 117 участников рейтинга снизилась с 22,4 до 19,5 млрд рублей.
Однако выручка сокращается не у всех. 44 компании из рейтинга выросли за этот период, причём 31 из них — больше чем на 10%. Сильнее всего (на 588%, с 49,8 до 342,6 млн) за квартал выросла компания «Мобильное электронное образование». Этот рост составители рейтинга связывают с участием компании в федеральном проекте «Цифровые профессии», а это значит, что она увеличила выручку, не полагаясь на традиционные маркетинговые каналы.
У многих участников рейтинга выручка снизилась, у семи компаний — вдвое и более. Падение ярко видно и по оценкам Smart Ranking для участников топ-10 рейтинга: рост на фоне первого квартала демонстрирует только «Нетология». Лидерство по выручке при этом сохраняет Skillbox Holding Limited.
Топ-10 рейтинга крупнейших EdTech-компаний России, Smart Ranking
Место в рейтинге | Компания | Выручка (второй квартал 2022-го), руб. | Выручка 3 месяца назад (первый квартал 2022-го), руб. | Выручка год назад (второй квартал 2021-го), руб. |
---|---|---|---|---|
1 | Skillbox Holding Limited (Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Mentorama, Lerna) | 2,2 млрд | 2,826 млрд | 2,173 млрд |
2 | Skyeng | 1,455 млрд | 1,5 млрд | 1,4 млрд |
3 | Корпорация «Синергия» | 1,306 млрд | 1,381 млрд | 1,094 млрд |
4 | «Яндекс.Практикум» | 900 млн | 1,7 млрд | 630 млн |
5 | «Like Центр» | 897 млн | 913 млн | 1,754 млрд |
6 | «Учи.ру» | 810 млн | 850 млн | 850 млн |
7 | Skysmart | 760 млн | 1,5 млрд | 730 млн |
8 | «Умскул» | 750 млн | 750 млн | 500 млн |
9 | NovaKid | 680 млн | 1,1 млрд | 650 млн |
10 | «Нетология» | 625 млн | 553 млн | 300 |
При этом, по сравнению с прошлогодним состоянием, рынок всё-таки немного увеличился: практически у всех участников топ-10 нынешнего рейтинга выручка сейчас выше, чем во втором квартале 2021‑го. Однако в сумме для всех 117 оценённых компаний рост составил всего 10,7%.
Для сравнения: совокупная выручка участников рейтинга за 2021 год была вдвое выше, чем за 2020‑й. То есть с начала года темпы роста EdTech-рынка упали в несколько раз. Как отметила основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова в посте в личном аккаунте в «Фейсбуке»*, итоги рейтинга свидетельствуют, что рынок обвалился практически до уровня прошлого года. «Не исключено, что по итогам третьего квартала мы впервые увидим падение Y2Y», — считает Дарья.
Ранее эксперты EdTech-сферы связали сокращение выручки с несколькими конкретными факторами: это общее снижение покупательской способности населения, потеря привычных маркетинговых каналов и отказ большинства клиентов от обучения, которое происходит для общего развития, а не для получения более высокооплачиваемой работы. Кроме того, сообщалось, что параллельно со снижением выручки российский EdTech-рынок переживает падение интереса инвесторов: предполагается, что в 2022 году инвестиции в проекты на стыке образования и технологий могут упасть на 80%.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».