Образование
#новости

Власти планируют развить платформу «Моя школа» до большой экосистемы

Её собираются создать на основе одноимённой системы Минпросвещения и включить в состав инфраструктуры электронного правительства.

Проект соответствующего постановления правительства подготовило Минцифры. Документ размещён на портале regulation.gov.ru.

Согласно проекту постановления, новая информационная система будет сформирована на основе одноимённой системы Минпросвещения, которую создали в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Судя по всему, это будет огромная экосистема цифровых сервисов для школ и колледжей. А ещё, похоже, это та самая государственная информационная система, которую школы и колледжи будут обязаны использовать с 1 января 2023 года при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, в которых применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, предусматривающие обработку персональных данных обучающихся.

Что такое «Моя школа»

Напомним, о планируемом создании в рамках ЦОС платформы «Моя школа» стало известно в феврале 2021‑го. Контракт с разработчиком заключили уже ближе к концу года. Как сообщалось, на разработку должны были потратить более 2 млрд рублей.

Сама же цифровая образовательная среда — это эксперимент, который должен продлиться по 31 декабря 2022 года. Его цель — «модернизация и развитие системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов РФ и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования ЦОС на постоянной основе на всей территории России». ЦОС предполагает как техническое оснащение школ, так и применение особых цифровых ресурсов, полезных школьникам и педагогам.

Порядок отбора регионов для участия в эксперименте был утверждён в феврале 2021‑го. По сообщению ТАСС, участниками стали 15 субъектов РФ, экспериментом в них будут охвачены 40% образовательных организаций. Стандарт технического оснащения для школ с ЦОС утвердили в декабре 2021 года, хотя формально эксперимент начался ещё в декабре 2020‑го.

Кто и для кого создаст новую информсистему

Предполагается, что за непосредственную разработку системы будет отвечать Минцифры. Поэтому Минпросвещения должно до 31 мая 2022 года передать этому ведомству права на свою систему. При этом само Минпросвещения числится в документе функциональным заказчиком новой системы. То есть оно будет готовить для неё требования.

Пользоваться «Моей школой» станут учащиеся, их родители, педагоги и прочие сотрудники образовательных организаций, Рособрнадзор, другие органы государственной власти и местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.

Поставлять и использовать сведения, которые будут храниться в системе, станут педагоги и другие сотрудники учебных заведений, Минпросвещения, Рособрнадзор и прочие органы исполнительной власти, а также поставщики цифровых образовательных сервисов и контента. То есть учебные заведения, органы власти и перечисленные организации смогут как пользоваться данными системы, так и вносить туда новые.

Документ также предполагает, что высшим исполнительным органам госвласти в регионах — губернаторам и мэрам — порекомендуют обеспечить взаимодействие с системой «Моя школа» региональных государственных информационных систем в сфере общего образования и среднего профессионального образования. Например, это касается электронных журналов и дневников.

Помимо прочего, «Мою школу» хотят добавить в перечень инфраструктуры, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие разных информсистем для государственных и муниципальных услуг. Проще говоря, речь идёт об инфраструктуре электронного правительства.

Зачем нужна «Моя школа»

В документе перечислены цели, для достижения которых нужно создать новую информационную систему, — это:

  • модернизация и развитие систем школьного и среднего профессионального образования;
  • обеспечение управления образовательным процессом и эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования, а также граждан при реализации образовательных программ;
  • обеспечения возможности внедрения и использования цифровой образовательной среды, а также создания условий для цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей информтехнологий.

Кроме того, могут появиться и другие цели — их определят федеральными законами, постановлениями правительства и актами президента.

Что касается задач системы, то в документе их перечислено больше десяти, вот лишь некоторые из них:

  • создание унифицированного сервиса электронных журналов и электронных дневников;
  • разработка электронных сервисов для организации приёма в образовательные организации;
  • формирование цифровых портфолио обучающихся;
  • создание электронных сервисов для управления образовательными процессами, включая корректировку учебных планов и составление расписания занятий;
  • обмен учебными материалами между педагогами, учащимися и их родителями, а также между обучающимися в рамках совместной проектной работы;
  • профилактическая работа с учащимися.

То есть это будет платформа для полноценного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Кроме того, из документа следует, что система будет единой точкой доступа ‎к разным цифровым образовательным ресурсам и сервисам. «Моя школа» будет функционировать с региональными образовательными системами на основе единых требований — их установит Минпросвещения.

В состав новой «Моей школы» должен войти целый ряд подсистем (цифровых сервисов), каждая из которых будет иметь свой функционал.

Какие подсистемы должны заработать внутри «Моей школы»

Предполагается, что основные подсистемы «Моей школы» обеспечат:

  • работу с сервисом электронных журналов и сервисом электронных дневников;
  • работу с библиотекой верифицированного цифрового образовательного контента;
  • работу с презентациями, текстовыми документами и таблицами;
  • создание персональных и групповых каналов связи пользователей, в том числе в режиме чатов и видео-конференц-связи;
  • разработку и ведение заданий, ключей правильных ответов, критериев проверки для проведения диагностических работ;
  • проведение и расчёт результатов диагностических работ;
  • трансляцию цифровых образовательных решений, а также мониторинг их применения.

Нетрудно заметить, что функции ряда подсистем соответствуют тем сервисам, которые планируется развивать в рамках большого проекта по цифровой трансформации образования:

  • «Цифровое портфолио ученика»,
  • «Библиотека цифрового образовательного контента»,
  • «Цифровой помощник учителя»,
  • «Цифровой помощник ученика».

В связи с этим можно предположить, что основная часть планов по цифровизации будет реализована как раз на базе «Моей школы».

Известно, что «Мою школу» изначально планировалось интегрировать со «Сферумом», который, в свою очередь, уже начал объединяться с другими образовательными сервисами (в частности, с электронными дневниками). То есть формирование экосистемы уже началось.

Какие данные будут храниться в системе

В «Моей школе» планируют хранить широкий спектр самой разной информации — от цифрового образовательного контента и ресурсов, измерительных материалов, критериев проверки для проведения диагностической работы и результатов этих работ до нормативно-справочной информации, реестров образовательных организаций, учеников и педагогических работников, а также поставщиков цифрового образовательного контента ‎и образовательных сервисов.

Доступ ко всем этим данным будет возможным после авторизации в единой системе идентификации и аутентификации. У «Моей школы» будет информационный обмен с порталом «Госуслуг», региональными информационными системами в сфере общего и среднего профессионального образования, а также информационными системами Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Напомним, в 2020 году было решено привлечь этот центр к разработке системы блокировки опасного контента — её планировалось установить как раз в школах. Эта же компания должна создать софт для выявления деструктивных наклонностей по письменным работам учащихся. Позднее стало известно, что на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ноябре прошлого года было принято решение разработать проект федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения», а также создать специальную автоматизированную информационную систему в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного поведения. Как раз — с участием Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды. Вероятно, речь как раз о выявлении и блокировке опасного контента. Похоже, выявлять такой контент центр будет и в сервисах «Моей школы».

Дополнено 18.07.22

Правительство утвердило положение об информсистеме «Моя школа». В нём уточнили, когда нужно завершить работы по её внедрению, указали, к какому моменту рекомендовано обеспечить взаимодействие региональных информсистем с порталом госуслуг и «Моей школой», а также перечислили персональные данные детей, родителей и учителей, которые будет обрабатывать платформа.

Дополнено 22.08.22

Пилотным регионом проекта ГИС «Моя школа» станет Калужская область.

Дополнено 01.09.22

В 15 регионах стартовала апробация информационной системы «Моя школа».

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована