Важное — в цитатах ноября: про мотивацию для учёбы
Любопытное совпадение: очень многие обсуждения, проходившие в этом месяце на разных площадках, крутились вокруг мотивации.
Polina Vari для Skillbox Media
В этом месяце особенно ярко эксперты высказались про:
- качество дополнительного онлайн-образования для взрослых и то, как оно связано с мотивацией для учёбы;
- значение среды для корпоративного обучения;
- то, от чего зависит желание учиться в школе;
- цифровизацию и цифровую гуманитаристику.
Про качество дополнительного онлайн-образования для взрослых
Дмитрий Крутов
Основатель и генеральный директор Skillbox
Где: конференция Yet another Conference on Education (YaC/e)
— Самая ключевая мысль сейчас, как мне кажется, — это то, как мы измеряем качество. В основном когда мы берём наши стандартные метрики NPS, CSAT, COR и так далее <…> — если коротко, то все эти метрики — про то, насколько мы хорошие. И мне кажется, что сейчас очень важно выявить клиентоцентричные метрики, которые позволяют правильно идентифицировать: а человек хорошо сформировал своё ожидание? <…> Если честно, NPS, CSAT, COR — это всё про то, что методист молодец, продюсер молодец, сняли хороший контент, хорошая раскадровка, очень крутая студия, классное дорогое оборудование… Но всё-таки мне кажется, что мы на пути к тому, чтобы про другие метрики — метрики слушателей, метрики студентов — сейчас начать разговаривать.
Главным для EdTech в сегменте дополнительного профобразования этой осенью стал вопрос о качестве. Как его оценить? Как убедиться, что студент получил от курса именно то, зачем пришёл? И как быть с тем, что многие сами не очень чётко представляют себе цель своей учёбы? Оценке качества была посвящена не только дискуссия на конференции YaC/e, но и встреча представителей EdTech «Метрики качества образовательного опыта, а не результата: надо ли оценивать и как?», которую организовала School of Education.
Александр Ларьяновский
Управляющий партнёр компании Skyeng
Где: пост в Facebook*
— Всё образование умеет работать только с мотивированными людьми.
С кем работают школьные учителя? С теми, кто хочет учиться. Их можно понять: когда ты год за годом рассказываешь одно и то же, хочется видеть хоть какой-то результат. А кто его показывает? Те, кто хочет учиться. Кто получит внимание препода в вузах и техникумах? Они же — мотивированные люди.
<…> Все мы, образованцы, умеем работать с мотивированными людьми с нулевым уровнем и совсем не умеем работать с остальными.
<…> И что самое ужасное: ведь именно тем, кто забил на своё образование, мы и можем помочь больше всего. Именно там мы можем быстренько дать новые навыки, азы профессий и повысить доход таких людей кратно.
<…> На длинной дистанции выиграют те, кто научится измерять свой результат не столько ростом дохода (это важно, мы — бизнес), сколько реальным количеством обученных людей, добившихся от этого значимого изменения своей жизни.
Пост Александра вызвал целую волну обсуждений. Его основная идея в том, что дополнительное профобразование должно само идти к тем, кто совсем не мотивирован учиться, и убеждать этих людей наглядными примерами в том, что образование может вытащить их из нищеты и тяжёлых социальных условий.
Про значение среды для корпоративного обучения
Мартин Мёрле
Заместитель директора по корпоративным сервисам и директор аккредитации CLIP в Европейском фонде развития менеджмента (EFMD).
Где: на семинаре EduTech «Reskilling Talks. Как оставаться востребованным на рынке труда?»
— Мы видим огромные инвестиции в создание инфраструктуры для удалённого обучения, самообучения. Но это «железо», аппаратные средства. Теперь нам требуется сделать акцент на создании культуры образования и обучения. Как сделать так, чтобы переподготовка становилась приоритетом для людей, чтобы они могли получать навыки непосредственно на рабочем месте, чтобы они понимали, что самообразование — один из приоритетов.
На семинаре, где выступал Мартин Мёрле, был представлен аналитический отчёт «СберУниверситета» и Института образования НИУ ВШЭ «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы». Мы писали о нём здесь.
Елена Тихомирова
Генеральный директор eLearning Center, ведущий авторских курсов по педагогическому дизайну и обучению взрослых, автор книги и Telegram-канала «Живое обучение», организатор конференции Learning Elements.
Где: конференция Future Learning
— Мы развиваем, говорим: «Ребята, развивайтесь, знайте, знайте больше с разных сторон!» А на самом деле мне кажется, что нам надо попробовать подумать ещё про «культуру незнания». Это положение внутри компании, в котором мне не страшно говорить, что я [чего-то] не знаю. Я не знаю, кто такой Моцарт, я не знаю, кто такой Пушкин, — так вышло. <…> И мне не страшно, потому что мне кажется, что для компании, в которой можно сказать «я не знаю» про всё что угодно и не получить осуждения, не получить какой-то предвзятости из-за этого, а получить совет, в терминах коучинга, в терминах наставничества, менторства: «Хорошо, отлично. Ты не знаешь. Молодец. А давай ты пойдёшь [поучишься]: смотри, у нас есть для тебя возможности. Самое главное, что ты сказал, что ты не знаешь». Мне кажется, что от культуры незнания очень сильно строится развитие любой компетенции <…>, когда не страшно сказать: «Слушайте, я не знаю, как это делать».
Про то, от чего зависит желание учиться в школе
Мария Львова-Белова
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка
Где: на заседании коллегии Минпросвещения России
— Важно включить в образовательные программы для будущих педагогов модуль, посвящённый мотивации в образовании, вовлечению ребёнка в образовательный процесс. Школа — не только территория для получения знаний, мы говорим про воспитательный процесс, образование становится платформой для развития и становления личности.
На коллегии обсуждались вопросы развития системы подготовки педагогических кадров в России. Эту же тему обсуждали и в октябре на симпозиуме «Как построить качественное педагогическое образование» в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО). Подробности — в нашем репортаже.
Алексей Савватеев
Математик, профессор МФТИ, просветитель
Где: интервью Znak.com
— Ничего, кроме отторжения и неприязни, у школьника не могут вызвать такие уроки, которые ведёт задёрганный учитель, который нигде себя больше не нашёл. Плюс он по голову завален «необходимыми курсами повышения квалификации», отчётными бумажками, «компетенционными навыками» испещрён его предмет.
Интервью Алексея Савватеева о чрезвычайно мрачных реалиях российских школ стало, пожалуй, самым обсуждаемым в сфере среднего образования. Кстати, известно, что профессия учителя на втором месте среди самых благородных, по мнению россиян. А учёные из РАО выяснили, как стаж влияет на отношение учителей к работе.
Андреас Шлейхер
Руководитель направления образования и навыков, специальный советник по образовательной политике генерального секретаря ОЭСР
Где: открытый семинар Института образования НИУ ВШЭ «Результаты первого международного исследования социальных и эмоциональных навыков школьников SSES-19»
— Социальное и эмоциональное развитие является другой стороной образования и тоже влияет на усвоение знаний по предметам, а кроме того, тесно взаимосвязано с общей удовлетворённостью жизнью, социальным благополучием. Некогнитивные навыки абсолютно необходимы в современном мире.
Про цифровизацию и цифровую гуманитаристику
Виталий Рубцов
Академик Российской академии образования, доктор психологических наук, президент МГППУ и президент Федерации психологов образования России, профессор
Где: пленарное заседание конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»
— Покажите мне сегодня эффективную цифровую среду, когда ребёнок открывает знания, опираясь на цифровую систему. Я мало знаю таких систем. Я знаю такие системы, мы пытаемся такие системы создавать. Но это и есть вопрос: каковы условия, при которых цифровая среда становится средой, эффективной для обучения, воспитания и развития детей? Это и есть цифровая гуманитаристика.
МГППУ и Федерация психологов образования России провели II Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании». По мнению организаторов, в связи с цифровизацией образования наряду с цифровой дидактикой должна развиться и цифровая гуманитаристика. Если первая сосредоточена на методиках, то вторая больше касается вопроса о том, какими должны быть цифровые средства, каким требованиям они должны отвечать, чтобы действия учащегося в цифровой среде стали продуктивными и эффективными.
Виктор Садовничий
Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова
Где: на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики
Источник: РИА Новости
— Сегодня проблема учебников, как и многое в учебном процессе, поворачивается уже своей цифровой стороной. Школьники практически не любят читать бумажные учебники. Формат учебных пособий в связи с этим требует изменений и адаптации к цифровой среде. <…>
Сегодняшний учебник должен стать интерактивным, динамически разноуровневым, более ярким, привлекательным. Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в электронных учебниках позволяет сделать из иллюстраций полноценные объёмные модели, а это особенно важно в преподавании стереометрии, например.
По словам Виктора Садовничего, в МГУ уже разрабатываются подобные интерактивные модели учебников.