Вальдорфская педагогика: это действительно педагогика или сектантство?
Разбираемся, что такое вальдорфская концепция развития и воспитания детей и почему у неё эзотерические корни.
Иллюстрация: gpointstudio / master1305 / rawpixel.com / Freepik / Otto Rietmann / Wikipedia / Дима Руденок для Skillbox Media
Вальдорфские школы и детские сады сильно отличаются от традиционных. В них пытаются найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, эмоциональное состояние учащихся имеет большее значение, чем академические достижения, а оценки там и вовсе не ставят.
В 2021 году во всём мире насчитывалось уже более 1000 школ и около 2000 детских садов, где обучают по принципам вальдорфской педагогики. В нашей стране действует Ассоциация вальдорфских школ России, в неё входит более десяти учебных заведений из разных регионов.
Однако в обществе сложилось довольно противоречивое отношение к вальдорфской педагогике — во многом из-за того, что она берёт начало в религиозно-мистическом учении австрийского оккультиста Рудольфа Штайнера. Разберёмся, на каких принципах основана эта педагогическая система и осталось ли что-то от оккультных доктрин в современных вальдорфских школах.
Как появилась вальдорфская педагогика
После Первой мировой войны многие европейские деятели культуры и науки пытались переосмыслить мир и предлагали новые пути развития общества. Среди них был австрийский оккультист, философ и педагог Рудольф Штайнер.
В 1900–1920-х годах в Германии Штайнер активно читал лекции об антропософии — религиозно-мистическом учении, предполагающем существование особого духовного мира, а также скрытых возможностей человека. Штайнер считал, что духовное саморазвитие может изменить человеческое сознание и открыть этот особый мир.
В 1919 году Штайнер прочёл лекцию на штутгартской табачной фабрике «Вальдорф-Астория». И в том числе рассказал слушателям — работникам предприятия — о новом подходе к школьному образованию, где вместо зубрёжки в центре внимания находится творческое и эмоциональное развитие. Рабочие настолько вдохновились идеями Штайнера, что обратились к его коллеге Герберту Гану с просьбой помочь в организации такой школы для их детей.
Директор фабрики Эмиль Мольт, который в то время уже сам увлёкся антропософией, поддержал инициативу своих сотрудников. На совете директоров он объявил о создании новой школы и пригласил Штайнера присоединиться в качестве педагогического консультанта. В том же году Штайнер разработал первую программу вальдорфской педагогики, а министерство образования и культуры Германии её одобрило.
Первая вальдорфская школа была открыта в сентябре 1919 года — как независимое и экспериментальное учебное учреждение.
Штайнер сформулировал четыре главных условия работы этого учебного заведения:
- школа должна быть открыта для всех детей, независимо от социального положения их семей;
- в школе могут учиться дети разных полов;
- обучение длится 12 лет;
- контроль над образовательным процессом в первую очередь у учителей, а государство и источники финансирования могут вмешиваться в вопросы педагогики лишь минимально.
Таким образом, вальдорфская школа стала первой школой в Германии, где могли заниматься дети из разных социальных групп, а также первой средней школой с совместным обучением мальчиков и девочек.
Изначально школу посещали преимущественно дети рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» — отсюда и произошло её название. Однако уже спустя несколько лет слухи об эффективности вальдорфской педагогики стали распространяться по всей Германии. А после того как Штайнер в 1922 году успешно выступил на конференции в Оксфордском университете, вальдорфскими школами заинтересовались и за пределами страны.
Основные принципы вальдорфской педагогики
Фундаментальная основа вальдорфской педагогики — принцип «неопережения»: ученик обучается согласно собственному индивидуальному ритму, склонностям и темпераменту. Важен не столько багаж знаний, сколько выявление и развитие сильных сторон личности, а также реализация своего «Я».
В вальдорфских школах всегда сначала идёт эмоциональное и творческое развитие, а уже затем интеллектуальное. Цель подобного подхода — создать не просто интеллектуально развитого человека, а гармоничную личность, которая чётко осознаёт свои возможности и умеет грамотно взаимодействовать с другими людьми.
Вальдорфская педагогика достигает этой цели с помощью шести принципов.
1. Преимущество активных методов обучения перед пассивными
Вместо заучивания фактов дети самостоятельно проводят исследования, а затем на основе полученных результатов описывают явления окружающего мира и строят взаимосвязи между ними. Также в вальдорфских школах распространена работа над проектами. На начальных этапах обучения вальдорфская педагогика совсем исключает учебники, а оценок нет даже в старших классах: считается, что ученику полезнее фокусироваться не на своих результатах, а на самом процессе деятельности.
2. Ограниченное использование технологий
Сторонники вальдорфской педагогики считают, что ограничение использования гаджетов полезно для развития фантазии и творческого мышления. В младших классах и детсадах электронные устройства и вовсе запрещены. Фабричные пластиковые игрушки тоже не приветствуются — желательно, чтобы ребёнок проявлял креативность и создавал что-то из подручных материалов сам.
3. Метод «душевной экономии»
Так в вальдорфских школах называют обучение, соответствующее биологическому развитию ребёнка и не вызывающее у него внутреннего отторжения. Например, в младших классах уроки строятся вокруг развития мелкой и общей моторики. А с абстрактным мышлением начинают работать, когда ученики практически достигают подросткового возраста.
4. Размытые границы между семьёй и школой
Родители сильно вовлечены в процесс школьной жизни — участвуют в праздниках и других мероприятиях, помогают оформлять помещения и делать игрушки. Иными словами, вальдорфская школа — это не просто второй дом, а продолжение семьи учащихся.
5. Важность психического и физического здоровья
В вальдорфских школах много творческих и физически активных занятий, связанных с танцами, театром и музыкальными представлениями. В такие уроки также встраивается учебный материал. Строго соблюдается баланс между умственной и физической деятельностью — в течение дня чередуются занятия разного рода, что позволяет детям оптимально расходовать энергию и меньше уставать.
6. Особый подход к учебным дисциплинам
Обучение в вальдорфских школах делится не столько на предметы, сколько на «эпохи», каждая из которых обычно длится 3–4 недели. На протяжении этого срока полтора-два часа ежедневно посвящены определённому предмету — химии, биологии, истории и так далее. Этот предмет становится в «эпохе» главным. Другие школьные занятия также подстраиваются под тему «эпохи». Например, изучая химию, ученики два часа знакомятся с теорией, проводят опыты и решают задачи, а затем изображают молекулярные модели на занятиях танцами, выступают с докладами про известных химиков на уроках истории и так далее.
Сторонники вальдорфской системы считают, что такой подход позволяет гораздо глубже погрузиться в изучаемую тему, чем традиционный микс разных уроков по 40–45 минут. При этом интеграция основной дисциплины в другие предметы помогает вовлечь большинство учеников. Например, ребята, склонные к гуманитарным наукам, могут заинтересоваться химией через историю или литературу.
Эффективна ли вальдорфская педагогика
В 2015 году Станфордский университет опубликовал отчёт об исследовании вальдорфской педагогики. В течение нескольких лет специалисты изучали интеллектуальное, эмоциональное, физическое и творческое развитие тысячи учеников из общеобразовательных традиционных и вальдорфских школ. Также учащихся попросили пройти стандартизированные тесты — с их помощью учёные оценили вовлечённость детей в образовательный процесс, а также наличие поведенческих и иных проблем.
Ученики вальдорфских школ оказались более заинтересованными в обучении, у них реже страдала дисциплина, и они практически не были склонны пропускать занятия. Показательно, что положительные результаты по этим критериями демонстрировали даже дети из проблемных семей и уязвимых социально-демографических групп.
Похожие результаты получились и у другого исследования, проведённого в начале десятых годов Дюссельдорфским университетом имени Генриха Гейне. Согласно ему, уровень учебной мотивации у вальдорфских учеников на 13% выше, чем у учащихся обычных школ — 80% против 67%.
В ещё одной работе группа австрийских учёных тоже выявила, что вальдорфская система с её акцентом на исследовательское обучение (англ. inquiry-based science education) лучше, чем традиционная педагогика, прививает мотивацию к учёбе и интерес к наукам. Правда, академические результаты вальдорфских учеников оказались несколько ниже результатов их сверстников из обычных школ, но исследователи не нашли доказательств того, что это было связано непосредственно с педагогической системой.
За что критикуют вальдорфскую педагогику
Чаще всего вальдорфскую педагогику упрекают в низком качестве образования, а ещё подозревают в эзотерике и сектантстве. Так, например, зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и профессор ПСТГУ Александр Дворкин в беседе с газетой «Известия» озвучил такое мнение о вальдорфских школах:
«Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять её идеи».
Дворкин также отметил, что, по его мнению, в этих школах часто происходит подмена понятий, а родители упускают из виду сектантские признаки, потому что их очаровывает красивая реклама и учителя, которые трепетно заботятся о детях. По словам профессора, даже если в вальдорфских школах действительно хорошо относятся к ученикам, в них нет главного — собственно образования и развития детей.
Однако, как уже было отмечено выше, проводившиеся исследования не выявили, что вальдорфская педагогика как-то критично сказывается на академических результатах, — она лишь улучшает эмоциональное состояние ученика и форсирует его интерес к обучению, что вряд ли можно назвать недостатком.
Стоит также отметить, что в восьмидесятых три независимых исследователя из Министерства образования ФРГ установили, что люди, которые родились в 1946–1947 годах и окончили вальдорфскую школу, гораздо чаще получали Abitur — сертификат, позволяющий поступить в вуз по окончании среднего образования. Среди «вальдорфцев» доля таких выпускников составила 22%, что в три раза больше, чем у выпускников государственных школ.
В современной России аккредитованные вальдорфские школы составляют учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения — дети проходят аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Что касается обвинений в сектантстве, то представители вальдорфских школ неоднократно заявляли, что их образование не носит религиозный или сектантский характер. Как разъясняется, например, на официальном сайте Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки, вальдорфская педагогика действительно изначально основывалась на учениях Штайнера, однако впитала лишь их гуманистическую составляющую и стремление обращать внимание не только на интеллектуальное развитие, но и на психическое состояние учащихся.
Читайте также:
- Это вам не игрушки! 5 идей монтессори-педагогики, которые помогут в обучении взрослых
- Необычные методы обучения: 5 способов сделать уроки нескучными и вовлекающими
- 5 книг о современных педагогических подходах и методах обучения
- Что мотивирует детей учиться и как сохранить интерес к учёбе
- Книжная полка: «Дисциплина без стресса, наказаний и наград»