В России готовится процедура независимой оценки квалификации педагогов
Об этом рассказала депутат Госдумы и координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина.
vlada_maestro / shutterstock
Парламентарий приняла участие в конференции «Тенденции развития образования», которая проходит 18–20 февраля. В ходе своего выступления она отметила, что современный мир профессий очень сложен и стремительно трансформируется. У специалистов появляются новые функции, для которых нужно приобретать определённые компетенции, проходить повышение квалификации. И педагоги — не исключение.
По мнению депутата, чтобы сделать этот процесс более адресным — как для учителей, так и для системы управления в образовании, — необходим навигатор. Предполагается, что им может стать система независимой оценки.
Парламентарий пояснила, что эта процедура становится основным инструментом определения квалификации педагога. Это объясняется тем, что она строится на положениях профстандарта и проводится непредвзятыми экспертами. То есть человек получает максимально объективную оценку своих знаний и умений.
Задача такой оценки — создать инструмент, который позволил бы учителю повышать свой профессиональный рост, видеть его траекторию. По итогам оценки педагог получает документ, который подтверждает уровень профессионального мастерства. В условиях конкуренции наличие такого удостоверения помогает директору школы выбрать наиболее подходящего претендента на вакантное место и избавить от подозрений в предвзятости.
Кроме того, учитель, прошедший процедуру независимой оценки, будет носителем новой практики — получения квалификаций по отдельным навыкам (микроквалификациям). Это удобно, потому что тогда человеку не нужно каждый раз заново проходить полную оценку всего того, что он должен уметь.
Духанина добавила, что сейчас у Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования есть запрос на создание независимой оценки по IT-компетенциям педагогов. Причиной для этого стал молниеносный вынужденный переход на дистант. Он вынудил учителей быстро освоить новые технологии или углубить знания в этой области. Однако чтобы независимая оценка стала комфортной, предварительно должна быть создана понятная и прозрачная система этой оценки.