Образование
#новости

В Сиднейском университете придумали модель гибридного обучения и поделились её устройством

Хотя эта модель рассчитана в первую очередь на студентов, которые изучали архитектуру, исследователи считают, что она в принципе универсальна.

Перейдя на дистанционное онлайн-обучение во время пандемии, Сиднейский университет столкнулся со стандартной проблемой — у студентов значительно снизился уровень мотивации, вовлечения и концентрации на учёбе. Особенно это касалось тех направлений, где в стандартных условиях учёба во многом была связана с необходимостью взаимодействовать с реальным миром. Например, будущим архитекторам нужно много посещать различные здания и сооружения, чтобы наглядно изучать их устройство.

Тогда учёные разработали теоретическую модель гибридного обучения, которая могла бы решить эту проблему. Они протестировали её в Школе архитектуры, дизайна и планирования Сиднейского университета, ведь там переход учёбы в онлайн лишает студентов значительной части образовательных возможностей. Результаты опубликованы в статье для журнала «Вопросы образования» №3 (2022). Автор статьи Анастасия Глоба работает в Сиднейском университете.

Что это за модель

Разработанная модель гибридного обучения теоретически опиралась на цикл эмпирического обучения Колба и таксономию учебных целей Блума (правда, пересмотренную). Цикл Колба подразумевает обучение через опыт и рефлексию на основе этого, а таксономия Блума служила своеобразной подсказкой для исследователей, какими активностями дополнять тот или иной этап процесса обучения.

Полученная модель гибридного обучения основывается на четырёх принципах:

  • особый подход к распределению учебного времени,
  • применение виртуальной реальности,
  • геймификация,
  • эмпирическое обучение (обучение через опыт).

Каждый из этих принципов исследователи проверяли на занятиях со студентами в Школе архитектуры с 2020 по 2022 год.

Как распределяли учебное время

Исследователи исходили из такой гипотезы: чтобы студенты лучше вовлекались в онлайн-занятия и концентрировались на них, надо переформатировать подход к занятиям — сделать больше упора на практику и сократить изучение теории. Теперь время занятий распределяется так:

  • 25% — на запоминание и понимание, которые соответствуют стадии выработки абстрактного решения (на каждый этап выделяется не более 10 минут);
  • 50% — на активное применение и анализ, соответствующие стадии ситуационного применения;
  • 25% — на рефлексию, в процессе которой студенты самостоятельно или совместно выполняют задания и оценивают работы друг друга.

Такая пропорция появилась благодаря анализу научной литературы и опросу студентов. Оказалось, что им хотелось больше времени уделять активному, а не пассивному обучению и работать над развитием практических навыков.

При этом авторы исследования уточняют, что модель распределения времени всё же не отменяет лекции. Она применяется для длительных занятий (в примере, приведённом исследователями, одно занятие длилось 3,5 часа), в которые входят и теоретический, и практический блоки.

На практике занятие выглядело так: студенты слушали мини-лекцию преподавателя и общались в Zoom, потом выполняли задания с помощью интерактивных онлайн-досок и дискутировали. А в заключительной части они обсуждали с преподавателем всё, что удалось сделать в процессе занятия.

Как применяли геймификацию

Исследователи предложили организовывать обучение в игровой форме — так, чтобы студенты взаимодействовали друг с другом по итогам того или иного этапа.

Автор статьи приводит такой пример: «В области архитектурного образования можно устроить синхронное соревнование с видеотрансляцией и использованием доступных материалов — например, предложить участникам создать самую высокую башню из спагетти и клейкой массы. При выполнении таких заданий у студентов формируется чувство самостоятельности и контроля над учебным процессом».

Геймификацию и взаимодействие студентов друг с другом внедрили на каждом этапе обучения в том или ином виде. Например, устраивали викторины или давали необычные задания, результаты которых студенты обсуждали вместе.

Как создали виртуальную реальность

Виртуальная реальность — необходимый компонент в обучении, когда невозможно воспроизвести нужную среду в учебном пространстве. Архитекторам, объясняют авторы исследования, необходимо взаимодействие с физическим миром, и именно VR/AR-технологии помогают его воссоздать.

Создать иммерсивную среду можно несколькими способами. В данном случае использовали игровой движок Unity 3D (он предназначен для создания игр и приложений), чтобы сделать специальное приложение с объектами городской среды. Его интерфейс выводился на VR-гарнитуры (теперь ими можно воспользоваться и со смартфона). В такой форме студентам предлагали разработать концепции временных инсталляций для мероприятий в этой среде в разное время дня.

Опыт исследователей показал, что такая технология всё же требует от преподавателей высокого уровня подготовки, а также довольно много времени и сил. Так, на разработку требуемого приложения на основе этого движка ушло три недели, а трудились над ним, помимо педдизайнеров, художник и программист.

Но в качестве альтернативы нашёлся более простой способ — программа 3D Vista, которую используют агенты по недвижимости, чтобы быстро создавать модели продаваемых объектов. Для работы с ней не требуется предварительных знаний и подготовки — чтобы разобраться, достаточно одного дня.

С помощью этой программы создали 360-градусные панорамные изображения, видео- и аудиоматериалы, записанные в одном из городских парков. Всё это позволило студентам побывать на объектах, не выходя из дома, то есть погрузиться в нужную среду онлайн.

Как построили эмпирическое обучение

В основе этого компонента модели лежит теория эмпирического обучения Колба и «обучение через вызов».

Исследователи предположили, что в ситуации, когда студентам нужна большая интерактивность и постоянное взаимодействие с реальным миром, студентам будет полезно воспользоваться физическими объектами и материалами, которые есть у них в доступе. Так, им предлагали построить макет из бумаги или бамбуковых палочек и поэкспериментировать с формой. А в качестве элемента интерактивности вводили соревнование по созданию упрощённого чертежа. В финале студенты демонстрировали свои работы на онлайн-досках и во внутренних чатах.

Исследователи отметили, что студенты в очном и в онлайн-формате вовлекались в такой процесс в равной степени.

«Обратная связь, полученная от учащихся, свидетельствует, что и очным студентам, и обучающимся онлайн нравится работать с физическими объектами. Это особенно важно для студентов, обучающихся онлайн, поскольку они часто чувствуют свою оторванность от учебного процесса, что со временем приводит к недостаточному уровню вовлечённости и участия в учебной деятельности», — объяснили исследователи.

Кому ещё подойдёт эта модель

Автор статьи подчёркивает, что пока рано говорить о полноценных результатах использования разработанной модели. Для этого пока недостаточно данных, не до конца продуманы метрики и нет других научных исследований. Однако то, что и студентам, и преподавателям опыт понравился, говорит о том, будущее у этого проекта точно есть.

Как отмечает автор, воспользоваться этой моделью гибридного обучения можно не только в сфере архитектурного образования, но и в других — например, археологии или медицине. В общем, в тех сферах, где даже учащимся онлайн необходимо соприкосновение с миром физических объектов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована