Эти вопросы обсудили 10 июля на площадке «Интерфакса» в рамках круглого стола, посвящённого роли психологов.
Что спикеры говорили о психологическом образовании
Участники встречи отметили, что психология сегодня очень востребована и спрос растёт не только на услуги таких специалистов, но и на образование в этой области.
Алексей Чаплыгин, руководитель национального рейтинга университетов, который составляет «Интерфакс», отметил, что интерес к психологии начал стремительно расти с 2012 года. Такие выводы сделали при помощи системы «Скан-Интерфакс», которая отслеживает сообщения в СМИ и соцсетях. В 2012-м психологическое образование упоминалось 6778 раз, а в 2022-м — уже в десять раз чаще (более 67 тысяч). Причём наибольший прирост пришёлся на ковидные 2020 и 2021 годы. В 2021-м замечен пик интереса — 70 076 упоминаний.
А первый проректор Московского института психоанализа Александр Демидов указал на явный разрыв между уровнем интереса к профессии психолога и доступностью такого образования. Притом что в стране более 120 университетов реализуют соответствующие программы, в 2021/2022 учебном году на подготовку психологов в бакалавриате выделили менее 2,5 тысячи бюджетных мест. В то же время по направлениям, связанным с социальной работой, физической культурой и спортом, а также с педагогикой, мест выделили в 2, 3 и в 20 раз больше соответственно. Спикер добавил, что распределение ресурсов — преподавательских, материально-технических и связанных с прохождением практик — очень неравномерное.
Кстати, психология — одно из направлений, на которых студентов-платников больше, чем бюджетников. Например, по данным Мониторинга качества приёма НИУ ВШЭ, в прошлом году в России на бюджетные места первого курса поступили 3205 человек, а на платные — 3771. Причём платный приём на программы по психологии активно растёт (+14% по сравнению с предыдущим годом). По данным этого же исследования за 2021-й, психология также была в числе лидеров по этому показателю. Тогда эксперты тоже отметили, что к росту количества поступающих на платной основе приводит, в частности, спрос на соответствующие профессии. Правда, если сравнить, то мы увидим, что есть направления, где платников намного больше, чем бюджетников, — это «Юриспруденция», «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью», «Экономика» (на них по 70–80% студентов учатся платно). Так что нельзя сказать, что в таком положении оказалась только психология.
Как обстоят дела с качеством подготовки психологов
Заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов отметил, что далеко не все факультеты психологии в стране обучают специалистов качественно. С этим согласились и другие спикеры.
Так, декан факультета психологии СПбГУ Алла Шаболтас считает, что в психологическом образовании наблюдается тревожная тенденция: настоящее системное образование подменяют освоением отдельных технологий. По мнению эксперта, профессионально подготовленный психолог умеет ориентироваться в конкретных задачах и подбирать (или разрабатывать) подходящие для них технологии. Но сегодня многие программы, считает она, фокусируются на освоении отдельных навыков, а это не делает человека профессионалом.
Также Анна Шаболтас подчеркнула, что непрофессиональных психологов уже очень много, и особая опасность проблем с психологическим образованием ещё и в недостатке государственного регулирования. Точнее говоря, нет каких-либо законодательных актов о том, кто такой профессиональный психолог и какими видами деятельности он может заниматься. Она также отметила, что в том, как правильно готовить психологов, профессиональному сообществу ещё предстоит разобраться. К тому же не все, кто интересуется психологическим образованием, действительно хотят стать такими специалистами: многие поступают на программы по психологии на фоне личных стрессов и кризисов, чтобы помочь прежде всего себе.
Кроме того, как отметил Александр Асмолов, стремление повысить качество психологической подготовки противоречит распространённым сегодня взглядам. По его мнению, массовыми становятся мистические настроения:
«Сегодня в обществе так или иначе очень часто [встречается] сознание, связанное с фанатизмом, сознание, связанное с нечувствительностью к противоречиям, закрытое сознание. Оно открывается, когда приходят те или иные представители мистических концепций».
Некоторые спикеры настроены более позитивно: они напомнили, что многие ведущие вузы активно занимаются психологическим просвещением в рамках третьей миссии университетов. Так, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что в школах страны организуют психолого-педагогические классы. А директор института педагогики и психологии МПГУ Татьяна Сахарова подчеркнула, что в вузах развиваются психологические службы.
Напомним, ранее выяснилось, что в 2022 году россияне стали чаще покупать курсы по эзотерике. Эта ниша оказалась самой быстрорастущей на платформе GetCourse. На следующем месте в рейтинге наиболее активно растущих направлений находится психология.
Стоит отметить и то, что не так давно появился законопроект о регулировании бизнес-тренингов и курсов личностного роста. Среди сегментов, которые предполагается более тщательно контролировать, психология тоже числится. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что этот документ должен восполнить недостаток правового регулирования, из-за которого недобросовестные организаторы просветительской деятельности «злоупотребляют доверием граждан и пробелами законодательства в целях извлечения прибыли».
Читайте также:
- Аналитики выяснили, каково положение дел на рынке инфобизнеса
- Стало известно, насколько выросла выручка российских инфобизнесменов в первом квартале
- Где водораздел между EdTech и инфобизнесом? И всегда ли инфобизнес — инфомошенничество?
- «Инфобизнес — это способ массово увеличить степень образованности людей»