Образование
#Мнения

«В новой системе высшего образования должно быть два типа образовательных программ»

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ


Источник: ТГУ


 — В новой национальной системе высшего образования должно быть два типа образовательных программ. Массовый — 95–98% вузов и образовательных программ — подготовка под текущую потребность рынка труда. И небольшая часть — работа в особом режиме и подготовка под перспективные потребности рынка труда.

Контекст

Выступление Валерия Фалькова открыло форум «Преобразование образования», который проходит 16–18 ноября в Томском государственном университете. В своём докладе глава Минобрнауки назвал ключевые задачи новой системы высшего образования.

Ранее Валерий Фальков уже говорил о том, что одна из задач новой системы высшего образования — более гибко реагировать на запросы рынка труда, сохраняя баланс между фундаментальностью и практикоориентированностью в вузовском обучении. На форуме в ТГУ он развил эту идею.

По словам министра, историческая задача системы высшего образования — в подготовке кадров для рынка труда. Но в реальности эта задача распадается на две: обучение специалистов под текущие и перспективные потребности экономики. С первой из них связан большой пласт работы, например, по взаимодействию с работодателями, разработке стандартов с учётом их требований, адаптации программ к меняющимся условиям и трудоустройству выпускников. Но это всё рутинная работа, которой заняты, отметил Валерий Фальков, более-менее во всех вузах страны.

Гораздо сложнее, по его словам, готовить кадры на перспективу — для рынка труда, который сформируется через пять-десять лет. По мнению министра, только ведущие вузы могут попытаться заглянуть за горизонт ближайшей пары лет и предугадать, что потребуется от их выпускников при условии повышения производительности труда, смены технологий и так далее. И сделать это в условиях существующих ограничений, признал Валерий Фальков, невозможно.

«Следовательно, надо дать максимальную университетскую автономию части университетов для того, чтобы они с минимальным наличием стандартов при обильном ресурсном обеспечении и в тесной связке с лидерами индустрии попробовали часть выпускников школ или тех, кто уже имеет образование, готовить под ту индустрию, которая сформируется через пять-семь лет», — заявил министр.

В Минобрнауки считают, по словам главы ведомства, что для решения этой задачи потребуется выделить отдельную категорию образовательных программ и отдельный трек их обеспечения ресурсами, а также обеспечить вузам, которые будут вести эти программы, особый режим взаимодействия с компаниями — лидерами отраслей.

Прообразом будущего подхода Валерий Фальков назвал проект «Передовые инженерные школы». В его рамках вузы на конкурсной основе получают гранты на образовательную и научную работу по наиболее актуальным технологическим направлениям. Совместно с ведущими компаниями и научными центрами участники создают новые лаборатории и открывают образовательные программы. Проект включает повышение квалификации преподавателей, стажировки студентов в компаниях, а также продвижение инженерного образования для школьников начиная с 6–7 классов.

В числе других задач высшего образования министр назвал формирование мировоззрения студентов и обеспечение технологического лидерства страны. Поясняя последнюю задачу, глава Минобрнауки в очередной раз отметил, что университетскому образованию необходима серьёзная трансформация. Студент, подготовленный под конкретное рабочее место, и студент, готовый к решению творческих задач, — это разные студенты, подчеркнул Валерий Фальков. И некоторым вузам вообще не под силу подготовить студентов к разработке новых решений, потому что ряд университетов минимально участвуют в технологическом развитии. Дело в том, что эти учреждения изначально создавались и работали для других задач (вероятно, для рутинной подготовки кадров). Какие требования в части технологического лидерства предъявят к таким университетам в новой системе высшего образования, министр не объяснил.

Кстати, идея о том, что ведущие вузы должны пользоваться большей автономией, чем остальные, уже отчасти реализована в России. Во-первых, федеральным законом определён особый статус МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ. Во-вторых, федеральные, национальные исследовательские и некоторые другие университеты из утверждённого указом президента перечня тоже могут разрабатывать собственные образовательные стандарты.

Особое ресурсное обеспечение — тоже не новость. До запуска программы «Приоритет-2030» дополнительное финансирование для повышения конкурентоспособности получала лишь небольшая группа ведущих вузов. Диспропорции в системе высшего образования сохраняются: например, в прошлом году аналитики из агентства RAEX отмечали, что более половины мест в топ-100 российских вузов заняли учреждения московской и петербургской агломераций. В рейтинге 2023 года ситуация не изменилась.

Напомним, в этом году по указу президента стартовал эксперимент по совершенствованию высшего образования в России. Шесть вузов-участников уже приняли студентов на новые программы: вместо бакалавриата, специалитета и магистратуры они относятся к базовому (первые четыре-шесть лет обучения) и специализированному уровням. На все вузы систему планируется распространить с 1 сентября 2025 года (хотя согласно указу пилотный проект продолжится и в 2025/2026 учебном году).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована