Образование
#новости

В Госдуме обсудили будущую национальную систему высшего образования

Известно, что программ специалитета станет больше. При этом работодателей всё меньше волнует, какого уровня образование получил сотрудник.

27 июня в Госдуме прошли парламентские слушания под названием «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации». В мероприятии участвовали парламентарии, представители сферы образования, включая главу Минобрнауки Валерия Фалькова и ректоров некоторых университетов, а также прочие эксперты и студенты.

Почему состоялись слушания на эту тему

Ещё в марте в Минобрнауки заявили, что там не обсуждают выход из Болонского процесса высшего образования. Но в конце мая глава министерства Валерий Фальков объявил, что Болонская система — «прожитый этап», и анонсировал создание в России новой национальной системы образования.

В результате уже более месяца активно обсуждаются плюсы и минусы Болонской системы в рамках российских реалий, а также то, какой всё-таки должна стать отечественная высшая школа.

До последних событий эти темы тоже были популярны, и призывы отказаться от бакалавриата с магистратурой в пользу специалитета звучали так же часто, как требования отменить ЕГЭ. Однако сейчас вполне очевидно, что переходный процесс не остановится.

Какие идеи высказали на мероприятии

В целом в ходе слушаний не прозвучало принципиально новых претензий к Болонской системе и предложений на тему того, какой должна быть отечественная система. Собравшиеся не назвали и то, в какие сроки должен произойти переход. Более того — пока неизвестно, когда появятся первые решения по итогам слушаний.

Главные аргументы, которые неоднократно повторили участники слушаний, можно выразить буквально в нескольких тезисах:

  • Болонская система была направлена на «выкачивание умов» из России;
  • дипломы российских вузов так и не стали автоматически признавать в других странах;
  • уровень подготовки студентов в рамках двухступенчатой системы (и на бакалавриате, и в магистратуре) ниже, чем в специалитете;
  • поскольку в магистратуру можно поступать после любого, даже непрофильного бакалавриата, вузы выпускают специалистов, некомпетентных в обеих изученных областях.

Кстати, эти же примеры приводили участники расширенного заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, состоявшегося в начале июня.

Что касается предложений, то конкретики по-прежнему остаётся мало — в большинстве выступившие на слушаниях только согласились на тему того, что новая система должна сохранить уже имеющиеся полезные наработки и поставить в качестве цели решение национальных задач и качественную подготовку учащихся. А среди способов достижения этих целей фигурируют в основном три:

  • увеличить долю программ специалитета в вузах, особенно по приоритетным направлениям подготовки вроде инженерии и национальной безопасности;
  • запретить поступать в магистратуру, профиль которой не соответствует и не близок к полученному на предыдущей ступени образования;
  • разрешить выпускникам специалитета претендовать на бюджетные места в магистратуре.

Эти идеи тоже уже озвучивали в Совете Федерации.

Тем не менее в рамках слушаний Валерий Фальков сформулировал основные принципы, на которых должна базироваться новая система:

  • открытость — совершенствование системы не означает, что она станет изолированной, а, наоборот, подразумевает расширение международных связей со всеми, кто в этом заинтересован, и продвижение российской высшей школы за рубежом;
  • правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки — без первой составляющей высшее образование превращается в «подготовку исполнителей и потребителей» — тех, кто может пользоваться лишь готовыми решениями;
  • практичность — студентам нужно передавать не только знания, но и умения, востребованные обществом и рынком труда, особенно это актуально для цифровых компетенций;
  • направленность всей системы на удовлетворение интересов страны, прежде всего — технологического суверенитета;
  • совершенствование воспитательной работы, направленной на воспитание уважения у молодёжи к истории родной страны, культуре и традициям её народов;
  • гибкость — запрос на неё одновременно исходит от работодателей и молодёжи, так как первые не видят смысла два года учить некоторых специалистов в магистратуре, а вторые хотят получать индивидуальные образовательные маршруты.

«Гибкими должны быть не только образовательные программы и уровни образования, но и образовательные стандарты. При этом они не должны меняться часто. Если посмотреть, то у нас в период с 2005 по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, [надо] подумать о неком моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством», — заявил министр.

Правда, судя по его словам, предполагается подготовка новых стандартов, подходящих национальной системе образования. По мнению Фалькова, возможно создать такие стандарты, которые будут соответствовать запросам и государства, и работодателей, и студентов, и вузов.

Что касается цифровых навыков, то Фальков считает необходимым ввести IT-модули во все программы высшего образования. Кстати, недавно стало известно, что учёба на цифровых кафедрах станет обязательной для студентов, а не опциональной в формате дополнительного профобразования, как это планировалось раньше. Возможно, потом опыт цифровых кафедр распространят на все вузовские программы.

Какие вопросы обсуждались дополнительно

Одна из присутствовавших на слушаниях студенток спросила у спикеров, как в новой системе образования будут развиваться дистанционные образовательные технологии. Отвечая на этот вопрос, Фальков подчеркнул, что качество обучения обеспечивается только при живом общении, а дистанционные технологии могут быть полезным вспомогательным инструментом. Поэтому оптимальной формой он назвал грамотное сочетание разных форматов, где преобладают очные занятия.

Однако уточняется, что смешанные форматы менее актуальны для специальностей, требующих большого объёма практики, — например, инженерных, медицинских и педагогических.

Другая студентка спросила, не приведут ли реформы к тому, что специалитет станут воспринимать как расширенный бакалавриат. Министр подчеркнул, что специалитет — это самостоятельный уровень образования и что это закреплено на законодательном уровне. А ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что специалитет и вовсе нужно охранять как особую ценность.

Проректор по науке РХТУ имени Д. И. Анна Щербина, в свою очередь, отметила, что самые способные к научно-исследовательской деятельности выпускники не занимаются ей, а идут работать в организации реального сектора. В связи с этим она спросила, какие способы для привлечения талантливой молодёжи в эту сферу видит глава Минобрнауки.

Фальков уточнил, что одного решения в этом вопросе быть не может, поэтому министерство двигается сразу в нескольких направлениях — увеличивает число бюджетных мест в аспирантуре, запускает интересные проекты. Примером здесь, по его словам, могут послужить молодёжные лаборатории, которые начали создавать в университетах в 2020 году. Кроме того, готовится ряд проектов социальной и материально-технической направленностей для тех, кто впервые пришёл в науку. Кроме того, во всех государственных программах по научной политике одна из приоритетных задач — привлечение молодёжи к исследовательской деятельности.

Какие ещё есть мнения

Хотя представители властей и образовательного сообщества в последнее время постоянно говорят о том, что работодатели предпочитают нанимать специалистов, а не бакалавров, представители крупных компаний заявили РБК, что не видят между ними разницы.

Участники реального сектора экономики подчеркнули, что их прежде всего интересует опыт кандидатов, а не то, как долго они учились. Поэтому бизнес ждёт, что после проведения реформы выпускники вузов начнут получать больше практических навыков.

Так, в «Сбербанк» и «Сибур» на все должности рассматривают бакалавров, а в «Тинькофф» и вовсе порой нанимают людей без высшего образования. Более того, в «Сбербанке» не ощущают существенных различий в подготовке специалистов и бакалавров. При этом там считают, что у магистров более развиты навыки, касающиеся поиска информации, анализа и самостоятельного решения проблем.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована