Исследователи из Германии проанализировали данные об обучении 69 513 студентов, посещавших университеты в период с 1998 по 2016 год, чтобы понять, как на них повлияли школьные реформы. Статья об этом вышла в Economics of Education Review.
Какую реформу изучали исследователи
Учёных интересовали последствия реформы G8, или «большой восьмёрки», которая заключалась в сокращении срока обучения в гимназиях с девяти до восьми лет. Изменения коснулись только школ академического направления (гимназий), выпускники которых поступают в вузы. Чтобы гимназисты освоили при восьмилетнем обучении тот же объём программы, что и за девять лет, еженедельное время обучения выросло примерно на 3,68 часа, или 12,5%.
Исследователи использовали данные из регулярного национального опроса студентов за 2003, 2006, 2009, 2012 и 2016 годы, но исключили учащихся, окончивших школы в нескольких федеральных землях. Реформа G8 проходила с 1999-го по 2007-й, но Рейнланд-Пфальц так и не реализовал её, а на земле Шлезвиг-Гольштейн она прошла на год позже времени, охваченного набором данных. В Саксонии и Тюрингии дети учились в средней школе по восемь лет и без реформы. Поэтому все эти земли были исключены из анализа.
Кроме того, из исследования исключили студентов, обучавшихся в университете более 16 семестров, а также тех, у кого разрыв между окончанием средней школы и годом проведения опроса превышал восемь лет, и всех учащихся старше 30 лет. В итоге средний возраст студентов в выборке составил 23 года.
Из данных опроса в исследование вошли такие показатели, как время в течение недели, которое студенты уделяли аудиторным и самостоятельным занятиям, а также работе. Ещё одним важным показателем было количество месяцев между окончанием школы и поступлением в вуз.
Как изменение срока обучения повлияло на студентов
Исследователи выяснили, что студенты из более поздних поколений, учившиеся в школах по сжатой программе, поступали в университеты позже, чем их сверстники в предыдущие годы.
А ещё они в университете уделяли меньше времени обучению и самостоятельным занятиям. В среднем, если судить по сообщениям самих студентов, выпускники пореформенных школ посещали на 1,7 часа занятий меньше еженедельно. Время, уделённое самостоятельному обучению, сократилось на 1,4 часа в будние дни и на полчаса в выходные. Этот эффект был заметнее у юношей, чем у девушек. Причём время, которое студенты тратили на подработки, параллельно не выросло: то есть часы занятий сокращались не в пользу работы, а для отдыха.
Ранние исследования по этой теме показывали, что реформа гимназий в Германии усилила связанный со школой стресс и проблемы со здоровьем, а также снизила эмоциональную стабильность среди старшеклассников и самооценку состояния психического здоровья подростков. А ещё известно, что студенты, учившиеся в гимназии восемь лет, чаще отчисляются из вузов или меняют направление обучения.
Авторы новой работы отмечают, что ни в данных национального опроса студентов, ни в предыдущих исследованиях нет свидетельств того, что после реформы студенты массово отличались от предшественников по уровню школьной успеваемости, результатам тестов на интеллект или как-то иначе. То есть их способности, похоже, вполне позволяли им вовлечься в учёбу, а значит, проблема в чём-то другом.
Как считают исследователи, студенты после реформы пытаются компенсировать стрессовые школьные годы тем, что не перенапрягаются в университете. А это может сказаться на их образовательных результатах и будущих карьерах. По мнению учёных, полученные результаты подтверждают: повышенная интенсивность учебной нагрузки в школе может иметь неблагоприятные последствия для развития детей и подростков в долгосрочной перспективе.
Конечно, есть многочисленные примеры вундеркиндов, которые проявили выдающиеся способности в раннем детстве и впоследствии окончили и школы, и университеты очень быстро, успешно справляясь с огромной учебной нагрузкой. Но такие дети — явные исключения из правил, а в массовых школьных реформах, похоже, даже относительно небольшое увеличение нагрузки может оказать негативный эффект. Кстати, и без реформ в ряде стран продолжительность школьного обучения можно сокращать индивидуально. Например, в России дети могут ускоренно учиться как в самой школе, так и находясь на семейном обучении.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!