Образование
#новости

Большой объём дополнительных занятий может ухудшать психологическое состояние школьников

Пользы для развития когнитивных способностей повышенная нагрузка тоже не несёт, считают исследователи.

Дополнительное время, которое старшеклассники тратят на занятия вне школы, в том числе выполнение домашних заданий, уроки с репетиторами, спорт и кружки, может отрицательно влиять на их навыки, психологическое состояние и даже ментальное здоровье. Это подтвердило исследование учёных из Университета Джорджии, опубликованное в Economics of Education Review.

В работе использовали данные об активности 4300 учащихся начальной, средней и старшей школы, собранные в рамках регулярного опроса американских семей. Информация о детях включала записи о полной 24-часовой разбивке одного случайного буднего дня и одного случайного выходного. Кроме того, исследователям были доступны результаты тестов на когнитивные способности, пройденных участниками, и ответы их родителей в опросе о поведении детей. Их использовали для оценки когнитивных и некогнитивных навыков школьников.

Оказалось, что в среднем школьники проводили около 45 минут в день, то есть более пяти часов в неделю, за какими-либо дополнительными обучающими занятиями. И это не так уж мало — с учётом школы, сна и различных обязанностей у них оставалось в среднем менее семи свободных часов в сутки. Причём исследователи выяснили, что больше всего времени из этих 45 минут уходило на выполнение домашних заданий.

Ключевой вывод исследователей связан с тем, как меняется распределение времени с годами. В старшей школе подростки существенно меньше времени, чем дети помладше, проводили за занятиями, не связанными напрямую с развитием академических навыков. Они реже читали или посещали какие-либо организованные внешкольные программы, зато больше времени уделяли домашним заданиям.

Большинство старшеклассников при этом находились на пределе возможностей. Анализ связей между нагрузкой и навыками показал, что с определённого предела дополнительные активности перестают улучшать когнитивные навыки (на развитие которых они направлены), при этом вредят навыкам эмоциональной регуляции и социального взаимодействия.

Авторы не указывают, какому именно количеству часов соответствует этот предел, — норма варьируется для детей разного возраста в зависимости от их интересов и семейных условий. Но исследование даёт объяснение механизму, из-за которого дополнительная внешкольная нагрузка может вредить психологическому состоянию и некогнитивным навыкам.

Отсутствие пользы для когнитивного развития можно объяснить переутомлением — если школьник не отдыхает достаточно, он просто не может запомнить то, чему научился. А социально-эмоциональные навыки снижаются, вероятно, потому, что дополнительными учебными активностями заменяют свободное времяпрепровождение, которое на самом деле тоже важно для развития подростков. Без него школьникам просто некогда практиковать навыки общения и саморегуляции. Кроме того, из-за перегрузки они испытывают стресс, что тоже не способствует психологическому здоровью.

Российская статистика также показывает большой вес домашнего задания во внешкольном времени детей. Согласно социологическому исследованию РАНХиГС, 41% российских детей в обычных школах и 46,7% в лицеях и гимназиях тратят на выполнение домашних заданий более двух часов в день. Больше всего таких трудозатрат — у учеников 9–11-х классов.

Ранее более 87% родителей в опросе Skillbox Media и «Профилум» заявили, что хотели бы, чтобы их дети посещали большее количество кружков и дополнительных занятий. Среди причин половина опрошенных назвали необходимость формирования навыков для будущей профессии. Согласно другому опросу, который провела Российская академия образования, у 21% мальчиков и 39% девочек школьного возраста наблюдается выраженная дневная сонливость. По словам экспертов, она вызвана перегрузом на фоне домашних заданий, компьютерных игр и дополнительных занятий.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована