Образование
#новости

В Дании развивают цифровые сервисы для контроля за психологическим состоянием школьников

Похоже, это способ сэкономить на психологах, переложив контроль на учителей.

Об этой практике рассказывает издание MIT Technology Review.

О каких технологиях идёт речь

Во многих датских школах уже несколько лет используют цифровые сервисы, которые помогают оценивать самочувствие детей. В них школьники проходят опросы, где рассказывают о качестве своего сна, социальной и физической активности, работоспособности и других факторах, которые влияют на настроение. Затем сервисы генерируют отчёты для педагогов и руководителей школ.

Практика внедрения таких сервисов становится массовой и получает государственную поддержку. В 2018 году датское правительство выделило школам на внедрение подобных решений от 4 до 8 млн долларов, а в 2021-м — ещё около 7 млн.

Почему в школах Дании решили использовать такие программы

Как отмечают в Technology Review, в скандинавских странах в целом принято уделять внимание благополучию ребёнка в школе. Кроме того, в регионе активно используют современные технологии, чтобы сделать обучение более интересным и вовлекающим. По данным ООН, именно Дания долгое время была лидером по внедрению различных онлайн-сервисов и цифровой инфраструктуры.

Однако главная причина, по которой датские власти озаботились настроением школьников, в высокой распространённости депрессии у детей и молодёжи страны. Кроме того, в недавнем опросе четверть девятиклассников признались, что пытались нанести себе увечья. Из-за того, что число проблем у детей и подростков растёт, детские психологи страны забили тревогу.

Для решения этой проблемы в школах и внедряют описанные сервисы. Одним из самых распространённых стал Woof: его используют более 600 образовательных организаций по всей Дании, а в тестировании участвовало ещё больше. Программа опрашивает ребят о разных сферах жизни и о самочувствии и на основе анонимных ответов составляет еженедельные отчёты. Учителя их анализируют, и если видят отклонения, то обсуждают проблемные сферы со всем классом. Например, если педагог заметит, что у детей есть трудности со сном, он проведёт с ними беседу о том, как важно соблюдать правильный режим и как этому способствовать. Ученики, в свою очередь, должны будут постараться выполнить рекомендации, а через некоторое время рассказать о своих успехах.

Woof запустили осенью 2022 года. Согласно данным бета-тестирования, собранным в 30 школах перед его полным запуском, у 80% классов, которые использовали этот сервис, настроение улучшалось в среднем на 0,35 балла по шкале от 1 до 5 в течение одного месяца.

Почему такие сервисы критикуют

Многие специалисты положительно оценивают эффективность Woof и других подобных программ. Но некоторые эксперты считают эти сервисы потенциально вредными.

Они считают, что данных для оценки подобных приложений недостаточно и делать выводы об их положительном влиянии рано. Известно, что само по себе постоянное самонаблюдение может ухудшить эмоциональное состояние. Кроме того, сотрудники школы могут избыточно реагировать на отклонения в отчётах и даже малейшие воспринимать как сигнал о необходимости вмешаться. Но это не обязательно так.

Ещё участники любых опросов, даже анонимных, не всегда отвечают честно. Так что отчёты для учителей могут не отражать реальное состояние детей. К тому же, раз анкеты анонимны, сотрудникам школы сложно определить, кому именно требуется помощь.

Эксперты также напоминают о том, что на самом деле неизвестно, какие данные, помимо опросов, собирают эти программы и как их потом используют. Кроме того, в Дании эта сфера пока не регулируется законодательно должным образом. Это вызывает беспокойство, потому что некоторые сервисы сохраняют широкий набор данных — от показателей физической активности до того, с кем дружит конкретный ребёнок.

С учётом всех минусов специалисты полагают, что вместо внедрения технологий для анализа эмоционального состояния школам стоило бы уделить больше внимания квалификации учителей и расширению штата психологов. Однако такое решение проблемы, конечно, будет значительно дороже цифровых сервисов.

Что известно о психологическом состоянии учащихся в России

В России идея цифрового мониторинга психологического состояния школьников не обсуждалась, но школы психологами недоукомплектованы. По данным Российской академии образования за 2021 год, на одного школьного психолога приходилось от 148 до 882 детей. И хотя у регионов разные показатели, только в 12 субъектах РФ на одного такого специалиста приходится менее 400 учеников. Понятно, что при такой нагрузке ждать от психологов внимательного отношения к каждому ребёнку невозможно.

А в НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования выяснили, что от 15,2 до 19,7% учащихся и их родителей не имеют возможности получить в школе консультацию педагога-психолога. С социальными педагогами пообщаться ещё сложнее — у 18,7–25,7% школьников и родителей нет такой возможности.

В октябре 2022-го вице-премьер Татьяна Голикова поручила проверить уровень подготовки педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих в системе образования. Об этом Минпросвещения должно отчитаться в 2023-м. Кроме того, она распорядилась разработать программы повышения квалификации по выявлению признаков девиантного поведения учащихся и способам их коррекции. Также регионам было рекомендовано увеличить штат педагогов-психологов и социальных педагогов в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Разумеется, психологические проблемы подростков с окончанием школы не «растворяются». Ещё в 2021 году сообщалось, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы. Согласно исследованиям, университетская среда сама по себе является стрессовой для многих студентов. Это может быть связано с переездом в другой город для учёбы, образовательной нагрузкой и переживаниями из-за оценок или с проблемами в коммуникации с другими учащимися. Чтобы помочь справиться с ними, в 2022-м власти решили развивать в вузах службы психологической поддержки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована