Учёные узнали, как цифровая среда влияет на психику школьников
Такое исследование провели сотрудники МГПУ совместно с коллегами из других учреждений.
Чрезмерное использование гаджетов может негативно отразиться на развитии памяти, внимания и мышления школьников. Об этом говорится в исследовании, результаты которого опубликованы в сборнике «UniverCity: Города и Университеты».
Авторы отметили, что на сегодняшний день большая часть отечественных и зарубежных научных работ посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития. А на основе таких разрозненных данных довольно сложно составить целостную картину. Именно поэтому учёные решили провести комплексное исследование, в ходе которого опрашивали родителей школьников.
Оказалось, что большинство детей используют гаджеты для развлечения: об этом сообщили почти 60% родителей. Ещё 40% респондентов отметили, что их дети пользуются гаджетами для обучения и расширения кругозора. При этом почти 70% родителей не препятствуют просмотру телевизора, 60% не ограничивают детей в использовании игровой приставки. Вместе с тем норму пользования смартфоном устанавливают 66% взрослых, компьютером — 57%, и планшетом — 47%.
Комментируя результаты исследования, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергей Степанов рассказал, что наибольшие риски для развития детей связаны с использованием гаджетов в развлекательных целях. Более того, чем раньше ребёнок начинает ими пользоваться, тем тяжелее могут быть последствия. Речь идёт о задержках в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это сказывается на способности и готовности к обучению, саморазвитию и творческой деятельности.
Степанов также отметил, что если использовать гаджеты умеренно и с учётом норм СанПиН для развивающих и обучающих целей, то негативных последствий не возникнет. По словам эксперта, для снижения отрицательных эффектов цифровизации школьникам необходимо развивать интеллектуальные и креативные способности. Школам не помешало бы обратить внимание на креативную составляющую, которой сейчас явно не хватает на уроках.