Учёные из Великобритании призвали к переходу на междисциплинарное обучение в школе
По их мнению, этот формат эффективнее традиционного, когда предметы изучаются по отдельности.
gorodenkoff / shutterstock
Это попытались доказать при помощи исследования, на которое учёных вдохновили эрудиты эпохи Ренессанса, в том числе Леонардо да Винчи. Работу провели исследователи из Кембриджского и Эдинбургского университетов. Её результаты опубликованы в издании Curriculum Perspectives.
Предполагается, что междисциплинарное образование, по сравнению с традиционным форматом изучения отдельных предметов, лучше помогает школьникам понять некоторые темы, а также прочувствовать взаимосвязь изучаемого материала и повседневной жизни. Главное здесь — чтобы науки изучались на основе реальных кейсов и проблем.
Для подтверждения этой идеи были взяты примеры двух экспериментов.
В первом подростки должны были создать «математические произведения искусства». Ребят попросили представить работы, изображающие связь математики и окружающего мира. Последующий анализ детских проектов показал, что для их создания чаще всего использовались измерение величин, их соотношение и расчёт пропорций.
Это задание не только помогло детям понять некоторые математические принципы, но и подтолкнуло их к углублённому изучению ряда тем. Особенно исследователей впечатлила работа под названием «Напряжённый витрувианский человек», вдохновлённая «Витрувианским человеком» Да Винчи. Работа школьника была посвящена изучению пропорций человеческого тела, но ученик использовал её также для того, чтобы рассказать о потенциале и опасности создания общества, построенного только на математических принципах.
В рамках второго эксперимента младшеклассники выращивали овощи в школьном дворе. Дети не только узнали, как нужно ухаживать за растениями, но также изучили влияние деятельности человека на окружающую среду и даже рассчитали, как наиболее эффективно использовать выделенный им участок земли. Учёные обнаружили, что выживание растений стало для учеников личным делом, а не просто абстрактной концепцией, о которой они узнали на уроках естественных наук.
Отмечается, что в обоих случаях междисциплинарный подход способствовал получению более глубоких и полезных знаний. Кроме того, детям было интереснее учиться.
В связи с этим исследователи рекомендуют наделить школы большей свободой в определении того, как именно достигать целей, установленных учебным планом. Предполагается, что в таком случае учителя-предметники должны совместно прорабатывать междисциплинарную программу.
Они добавляют, что она также должна включать творческую составляющую и быть связана с реальной жизнью, чтобы дети понимали, зачем им нужны эти знания и как они могут ими пользоваться.