Вопросом заинтересовались учёные из США. Они решили проверить, действительно ли ношение формы способствует хорошей учёбе, дисциплинированности и возникновению чувства общности. Результаты работы опубликованы в журнале Early Childhood Research Quarterly.
Как проходило исследование
В рамках работы провели опрос среди 6320 учеников из разных школ, в части которых была введена форма. Авторы работы также спрашивали учителей об академических успехах их подопечных, их поведении и отношении к учебным заведениям.
Что удалось выяснить
В результате учёные пришли к выводу, что школьная форма не оказывает влияния на успеваемость и поведение. Более того, дети из школ, где есть форма, сообщали о более слабом чувстве принадлежности к коллективу, чем те, в чьих учебных заведениях нет ограничений в одежде.
Почему так
Исследователи считают, что отсутствие чувства общности как раз может быть связано с невозможностью самовыражаться. Они пояснили, что следование моде — важная часть школьного опыта.
Зачем вообще это знать
Выводы этой работы очень важны, потому что споры о пользе и вреде школьной формы не утихают. Кстати, в США в большинстве государственных школ её нет, хотя количество учебных заведений, где введена форма, с годами увеличивается: если в 1995–1996 годах их было 3%, то в 2011–2012 годах — уже 20%. В большинстве частных школ (около 60%) форма есть.
В России по поводу формы не так давно высказалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По её мнению, форма нужна, однако в этом вопросе не должно быть перегибов. Правда, в чём заключается эта золотая середина, спикер не уточнила.
«Безусловно, на мой взгляд, школьная форма нужна, она дисциплинирует, уравнивает детей в хорошем смысле. Не рассматривать, какой фирмы кроссовки, а просто учиться. В то же время школа — это не армия, обязать всех носить одинаковую форму — это, на мой взгляд, перебор», — отметила Матвиенко.
Она добавила, что вопрос о введении формы должны решать педколлективы и родительские комитеты.