Исследование провели научный руководитель лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимир Собкин и заведующий лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института социологии образования РАО Дмитрий Адамчук. Об этом сообщает пресс-служба Российской академии образования.
Что исследовали
Эксперты изучили данные анкетирования, которое прошли 3515 педагогов. В ходе работы учёные проанализировали отличия приоритетов у учителей из шести групп:
- со стажем менее 3 лет;
- 3–8 лет;
- 9–13 лет;
- 14–18 лет;
- 19–23 года;
- более 24 лет.
Как отличаются цели педагогов с разным стажем
Оказалось, что в ходе профессионального становления фокус смещается с передачи знаний на развитие ученика как личности.
Например, молодые учителя в первую очередь занимаются передачей знаний — то есть они показывают, как решать те или иные задачи, и демонстрируют ученикам некие предметные навыки. Воспитательная функция реализуется в основном через стремление добиться того, чтобы поведение ребёнка оставалось в рамках нормы.
«Когда педагог приобретает больший стаж, для него важнее становятся воспитательные задачи, а также усиливается потребность в том, чтобы ученики принимали его как личность», — рассказал Собкин.
Он добавил, что учителя со стажем 9–13 лет больше остальных коллег подвержены возникновению профессионального кризиса, когда они используют творческую составляющую скорее для разнообразия, чем для развития учеников.
А вот на следующей ступени, когда стаж достигает 14–18 лет, начинает формироваться новая доминанта, когда учителя ставят себе задачи, касающиеся личностного развития детей.
После 20 лет работы эта цель становится главной. Кроме того, на этом этапе становится важно не только дать предметные знания, но и научить учиться.