Президентским указом 2023 год объявили Годом педагога и наставника. По этому поводу образовательная платформа «Учи.ру» провела опрос среди 907 учителей и выяснила, что мотивировало их выбрать эту профессию и в чём они находят вдохновение для работы. Результаты есть у Skillbox Media.
Почему учителя выбрали свою профессию
Отвечая на вопрос о мотивации к выбору профессии педагога, респонденты могли отметить сразу несколько причин. Как показало исследование, самая популярная причина (её отметили больше половины опрошенных) заключается в том, что им просто нравится работать с детьми. Мечтали об этой профессии с детства 34% респондентов, но при этом чувствуют её своим призванием только 22,3%. А любовь к своему предмету как причину выбора профессии отметила четверть учителей. Почти 11% учителей заявили, что продолжают семейную традицию.
Кстати, примерно такие же результаты относительно преемственности учительского призвания в 2021 году показал опрос рекрутингового сервиса «Работа.ру». По его данным, каждый десятый учитель выбрал ту же профессию, что и его родственники. Но интересно то, что, согласно исследованию SuperJob, 59% педагогов не хотят, чтобы дети пошли по их стопам.
В чём учителя находят вдохновение для работы
В этом вопросе респонденты тоже могли выбрать сразу несколько вариантов. Как оказалось, чаще всего учителей вдохновляет прогресс учеников — им приятно видеть, как дети учатся чему-то новому (так ответили 42%). Интерес школьников к предмету или к учёбе в целом мотивирует чуть больше 40%. 28% учителей рады видеть, как их ученики достигают успеха в жизни, а чуть больше 22% педагогов вдохновляет собственная причастность к этому успеху. Расширение кругозора детей мотивирует около 18% респондентов, столько же участников вдохновляют победы учеников на олимпиадах и конкурсах. И только 9% опрошенных выбрали вариант «Наблюдение за тем, как дети быстро схватывают материал на уроке».
Напомним про результаты другого исследования, проведённого в 2021 году платформой SuperJob. Согласно им, 40% россиян считают профессию учителя престижной, и за десять лет этот показатель увеличился почти вдвое. Хотя при этом 50% респондентов отметило, что за последние годы статус педагога понизился.
При этом в школах всё ещё сохраняется проблема, связанная с нехваткой молодых учителей. Например, президент Российской академии образования Ольга Васильева сказала, что к 2029 году в школах останется не больше 6% педагогов младше 30 лет. Проблема в том, что из поступающих на педагогические направления, по словам Васильевой, пойдут в школы и останутся там работать не более 30% выпускников педвузов.
Решать проблему собираются при помощи новой системы оплаты труда, а также изменений в концепции педагогического образования. Она предусматривает в том числе раннюю ориентацию школьников на профессию учителя и увеличение целевого приёма в педагогические учебные заведения. Однако исследования показывают, что главная проблема не в том, чтобы привлечь молодых педагогов в школу, а в том, как удержать их в профессии. Как показывают исследования, начинающие специалисты увольняются не только из-за низких зарплат, но и из-за высокой нагрузки, конфликтов с родителями учеников и отсутствия карьерных перспектив.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!