Речь идёт о популярной в англоязычной психологии теории про мышление роста, или фиксированное мышление (англ. — growth / fixed mindset). Согласно этой теории, интеллектуальные способности человека могут улучшаться в течение жизни, если он сам верит, что это возможно. О таком человеке говорят, что у него работает мышление роста (growth mindset). А тот, кто уверен, что никакие усилия не изменят заложенный от природы интеллект (fixed mindset), на самом деле имеет худшие шансы на развитие.
Что удалось узнать
Исследование американских учёных доказало, что раннее вмешательство учителей и их помощь отстающим ученикам могут значительно повлиять на академические успехи детей. Причём имеется в виду не помощь по предмету, а закрепление идеи о том, что интеллект можно развивать. Ученики, которые получают такую установку, лучше усваивают школьную программу. Это первая научная работа, в которой учитывалось влияние педагогов в подобных изменениях. Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.
«Мы показываем, что можем изменить мнение людей о том, как работает образование: что способности могут улучшаться благодаря усилиям, а испытывающие трудности ученики могут добиться прогресса», — отметили авторы работы.
Как проводили исследование
По словам учёных, дети, их семьи и учителя часто придерживаются стереотипа о том, что те, кто плохо учится в школе, могут никогда не наверстать упущенное. К тому же многие уверены, что уровень интеллекта не сильно повышается после завершения раннего подросткового периода. Чтобы доказать обратное, исследователи организовали в 12 американских школах особые занятия для отстающих учеников. На них ребятам рассказывали, что мозг можно тренировать, а также объясняли им, как использовать эту теорию в учёбе.
Участниками эксперимента стали 2 тысячи учеников шестых и седьмых классов, а также 50 педагогов. В результате за год таких занятий их участники улучшили свою успеваемость в среднем на несколько процентных пунктов. Причём этот подход оказался эффективным для изучения математики, английского языка и естественных наук.
В ходе исследования учителям отводилась важная роль в проведении таких занятий. По словам исследователей, это показало учащимся, что педагоги поддерживают установку на рост. Для учителей, в свою очередь, проводили специальное обучение и оказывали им постоянную методическую поддержку. Отмечается, что образ мыслей и убеждения педагогов тоже изменились в лучшую сторону.
Это исследование поддержал Институт педагогических наук Министерства образования США.
Что известно о мышлении роста
Одной из первых влияние мотивации на успехи начала изучать профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк. В 2006 году она выпустила книгу под названием Mindset: The New Psychology of Success. Она базировалась на исследовании, которое Дуэк начала в начале 1970-х.
У этого подхода появились как сторонники, так и противники. В частности, в 2018 году опубликовали большое исследование, которое показало лишь слабую связь между установкой на рост и успеваемостью. Кроме того, оно не подтвердило эффективность программ, разработанных для повышения веры в свой рост.
Тем не менее многие работы доказывают эффективность этого подхода. Не исключение и данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полученные в рамках проведения международного исследования PISA. Так, в 2018 году подтвердили связь установки на рост и более высоких академических достижений.
Учащиеся с сильным мышлением роста набрали тогда значительно больше баллов по всем предметам — в среднем на 32 балла по чтению, 27 баллов по естественным наукам и 23 балла по математике — по сравнению с учащимися, которые считали, что их интеллектуальные способности были статичны. А для детей из неблагополучных семей разница была ещё более внушительной. Таким образом, можно заключить, что установка на рост всё же имеет положительный эффект.
Кстати, согласно данным из исследования PISA, большинство подростков в ОЭСР верят в то, что интеллектуальные способности можно улучшить. Обратного мнения придерживаются только 37%.
Напомним, в апреле стало известно, что PISA‑2022 не будут проводить в России. Глава Рособрнадзора заявил тогда, что, вероятно, это связано с высокими успехами страны.
Читайте также:
- О неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу
- Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников?
- Чем больше в классе неуспешных, тем больше педагог винит в этом семьи учеников
- Экс-ректор ВШЭ назвал причиной бедности в России образовательную неуспешность
- Как личные качества и софт-скиллы детей влияют на успеваемость