Образование
#новости

Анзор Музаев про PISA: «Наверно, у нас слишком хорошо получалось»

Глава Рособрнадзора поделился своим впечатлением от отмены тестирования PISA в России и рассказал о дальнейших планах.

На пресс-конференции, которая состоялась 27 апреля в пресс-центре «Россия сегодня», руководителю Рособрнадзора Анзору Музаеву задали такой вопрос: поскольку в этом году в России не будет проводиться международное исследование по оценке образовательных достижений PISA, разрабатываются ли у нас какие-то альтернативы? И не изменился ли ориентир на вхождение России в топ-10 стран по качеству образования?

Что такое PISA

PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное мониторинговое тестирование, которое проходит под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Начиная с 2000-го его проводят раз в три года. В 2015 году в исследовании приняли участие 70 стран, в 2018-м — 79.

Это тестирование позволяет определить уровень читательской грамотности (в том числе способность к пониманию и критической оценке сложных текстов), математической и естественно-научной грамотности 15‑летних подростков. То есть в целом это проверка на функциональную грамотность. Основной вопрос исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получающие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе: решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Каждый раз по итогам PISA выстраивается рейтинг стран, то есть тестирование позволяет отслеживать, где наиболее сильные системы школьного образования, а где они слабее и как в каждой стране постепенно меняется уровень образовательных достижений.

Итоги PISA используются для расчёта «средневзвешенного места России» — показателя, который отражает положение государства относительно других стран по качеству школьного образования. Напомним, в последние годы планировалось, что к 2030 году Россия должна войти в топ‑10 стран по этому показателю.

В 2022-м состоится очередное исследование PISA. Но недавно стало известно, что по политическим причинам ОЭСР исключила Россию из числа стран-участниц.

Что ответил глава Рособрнадзора

«Наверно, слишком хорошие результаты начали показывать и спортсмены, и культурные деятели нашей страны, и ребята, которые представляли нас на международных олимпиадах школьников (столько медалей никогда Российская Федерация и Советский Союз даже не завоёвывали, по всем предметам)», — прокомментировал Анзор Музаев отмену PISA в России. Он также отметил, что в таких исследованиях, как PIRLS и TIMSS, Россия является многолетним лидером. Первое оценивает чтение, освоение и использование прочитанной информации четвероклассниками, второе — математические и общеобразовательные знания у учащихся 4–8-х классов. Кстати, эти исследования в России не отменены.

«Вот исследование PISA, о котором вы сказали, оно было для нас новое, но ничего невозможного для системы образования для Российской Федерации нет, — сказал глава Рособрнадзора. — Мы сначала внимательно присматривались, учились, а дальше мы ежегодно начали показывать очень серьёзный рост. Очень серьёзный рост. Такого роста ни у одной страны фактически не было».

«Наверно, у нас слишком хорошо получалось, и нас решили с этой эстафеты тоже снять, как и вышеперечисленных наших победителей во всех сферах», — заключил он.

Говоря о планах, Анзор Музаев пообещал, что осенью будет проведена общероссийская оценка, аналогичная PISA. Её проведут уже не в рамках международного исследования, но по тем же моделям, поскольку у России есть банки заданий и свои опытные эксперты, методисты. «В течение ещё двух лет мы спокойно можем этот формат у себя проводить, — заверил спикер. — И с миром мы тут тоже себя сами сравним без их участия. Тоже проблем нет».

На вопрос о судьбе планов России по вхождению в топ-10 стран по качеству образования он напрямую не ответил, зато упомянул, что «у нас в стране есть свои богатые традиции, на которые можно опираться и по отношению к которым самих себя тоже в том числе оценивать».

Какие результаты были у России в PISA

В 2018 году результаты российских обучающихся 15-летнего возраста по читательской грамотности оказались на 16 баллов ниже, чем в 2015 году.

Итоги PISA 2018 года для российских школьников получились несколько хуже предыдущих: в списке из 79 стран Россия оказалась на 26–36-м месте по читательской грамотности, на 27–35-м месте — по математической грамотности и на 30–37-м — по естественно-научной. Для сравнения: в исследовании PISA за 2015 год, в котором участвовало меньше стран (70), Россия была на 19–30-м, 22–30-м и 30–34-м месте соответственно.

В 2018 году на 6% увеличилось количество российских подростков, не достигших порогового уровня читательской грамотности, а число тех, кто достиг наивысших уровней (всего уровней шесть), немного уменьшилось.

Однако у московских школьников результаты читательской грамотности получились значительно выше — на уровне стран, которые попали в топ-3.

Как разъяснял Федеральный институт оценки качества образования, проследив динамику среднего балла по читательской грамотности у разных стран-участниц исследования от года к году, результаты России росли на протяжении с 2006 по 2015 год, а в 2018-м они снизились, но и результаты других стран ОЭСР снижались с 2012 года, а в 2018 году продолжили ухудшаться.

Результаты России по математической грамотности с 2009 по 2015 год росли, а в 2018-м тоже продемонстрировали снижение.

По естественно-научной грамотности в 2012 году в России произошёл прирост, итоги 2015 года были такими же, а в 2018 году средний балл снизился и оказался даже меньше, чем в 2006-м.

Динамика изменений результатов по читательской грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:

Данные из отчёта «Результаты исследования PISA-2018 в сопоставительном анализе». Инфографика: ФИОКО

Динамика изменений результатов по математической грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:

Данные из отчёта «Результаты исследования PISA-2018 в сопоставительном анализе». Инфографика: ФИОКО

Динамика изменений результатов по естественно-научной грамотности России, у стран ОЭСР (в среднем) и в среднем у стран — постоянных участниц PISA:

Данные из отчёта «Результаты исследования PISA-2018 в сопоставительном анализе». Инфографика: ФИОКО

Кстати, не так давно Виктор Садовничий, ректор МГУ и глава Российского союза ректоров, на фоне новостей о том, что российские вузы исключили из международных рейтингов QS, сказал, что значение международных рейтингов переоценено, так как они строятся на критериях, которые для России не так уж важны.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована