Цитаты месяца: «Видимо, наши достижения пугают, в образовании в том числе»
Собрали самые интересные высказывания из дискуссий об образовании в апреле.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Игорь Реморенко
ректор МГПУ
Где: интервью РИА «Новости»
— В силу разнообразия образовательных сервисов вырастет число тех, кто перейдёт на семейное обучение. В школах оформится запрос на профильное обучение и индивидуальные образовательные программы. Но профильность будет восприниматься несколько иначе. Это уже не только углубление в те или иные дисциплины, но и освоение границ, смежных областей разных сфер знания.
Этот прогноз Игорь Реморенко дал, отвечая на вопрос, как будет меняться образование с учётом тренда на цифровизацию и персонализацию, который усилила пандемия. Кстати, известно, что за время пандемии детей в России стали чаще переводить на семейное обучение. Но в масштабе всей страны цифры всё равно очень незначительные — всего 1%.
Ректор МГПУ также добавил, что чем старше дети, тем положительнее отношение к онлайн-занятиям, и чем выше мотивация и осознанность, тем больше желание учиться по собственной индивидуальной траектории. Соответственно, у мотивированных детей старших классов результаты на дистанте даже улучшились, а у тех, кто не имел устойчивых интересов и образовательных запросов, наоборот, ухудшилось. То же самое произошло у студентов.
Константин Долгов
зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике
Где: заседание рабочей группы «Устойчивое развитие» высшего совета «Единой России»
Источник: special.council.gov.ru
— Мы сталкиваемся с тем, что сейчас стоят стратегические задачи развития отечественной промышленности, импортозамещения. Но дефицит кадров, конечно, очень серьёзный. <…> Стоит задача — готовить как можно больше специалистов в вузах и в профтехучилищах. И не будем забывать, что цикл подготовки специалиста — это несколько лет, поэтому начинать надо вчера и максимально широко использовать практику целевых наборов.
В качестве одного из решений проблемы дефицита инженерно-технических и IT-кадров Долгов назвал создание центров компетенций на базе вузов. По его словам, эти центры должны стать «смычкой» между образованием и производством, и там студенты должны вести исследования на современном оборудовании, создавать технологии.
Напомним, изначально идея центров компетенций, о планах на создание которых стало известно в прошлом году, состояла в развитии у выпускников вузов гибких и других надпрофессиональных навыков.
Что касается целевых наборов в вузы, то сейчас активно обсуждается идея создать платформу, где будут размещаться запросы на целевое обучение — чтобы сделать этот способ набора абитуриентов более открытым.
Сергей Рощин
проректор НИУ ВШЭ и завлабораторией исследований рынка труда факультета экономических наук
Где: на XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ
— Мы видим, что российскому рынку труда образовательного сигнала и качества образования недостаточно. И с этой точки зрения приобретение трудового опыта, трудовых навыков, совмещение учёбы с работой является важным элементом формирования компетенций для современных специалистов. И к этому надо относиться, как к факту. И, скорее, думать о том, как строить образовательное пространство, имплементируя в него определённые элементы трудовой деятельности, приобретение практического опыта в виде не только студенческой практики, но и участия в реальных трудовых процессах.
Сергей Рощин представил на XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ доклад о результатах большого исследования «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы». Он содержит ряд интересных выводов. В частности, оказалось, что у тех бакалавров и специалистов, которые совмещают учёбу с работой, зарплата после выпуска из вуза на 29% больше, чем у тех, кто не совмещал. А вот диплом с отличием, но без опыта работы, даёт выпускнику лишь 10% «прибавки» к зарплате. Получается, что практический опыт ценится больше, чем безупречная учёба.
Анзор Музаев
руководитель Рособрнадзора
Где: пресс-конференция «Карта качества образования» в пресс-центре «Россия сегодня»
— Вот исследование PISA, о котором вы сказали, оно было для нас новое, но ничего невозможного для системы образования, для Российской Федерации нет. Мы сначала внимательно присматривались, учились, а дальше мы ежегодно начали показывать очень серьёзный рост. Очень серьёзный рост. Такого роста ни у одной страны фактически не было. И все мероприятия, которые были направлены в последние годы на уровне министерства, Рособрнадзора, регионов, были направлены на то, чтобы вот эти пробелы ликвидировать. Наверно, у нас слишком хорошо получалось, и нас решили с этой эстафеты тоже снять. <…> Видимо, наши достижения пугают во всех направлениях, вот в образовании в том числе.
Так Анзор Музаев прокомментировал тот факт, что Россия в этом году по решению ОЭСР не будет участвовать в международном исследовании по оценке образовательных достижений PISA. Напомним, это исследование проводится среди 15‑летних подростков каждые три года начиная с 2000-го. Россия принимала участие во всех циклах исследования — в 2000-м, 2003-м, 2006-м, 2009-м, 2012-м, 2015-м и 2018 году. В рамках основного исследования PISA оценивается грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественно-научная грамотность. Дополнительно в разных циклах оценивались или будут оцениваться различные аспекты функциональной грамотности. Результаты 2018 года оказались для России не очень успешными.
Читайте также:
- «20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности»
- Министр рассказал, что в других странах качество образования падает, а в РФ растёт
- В Минобрнауки назвали наиболее востребованные в России специальности
- Правительство утвердило правила предоставления грантов передовым инженерным школам