Образование
#Мнения

Цитаты года про проблемы и тренды образования

Эти высказывания показывают, что нет однозначных решений.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

О проблемах и трендах образования в 2021 году говорили много чего — впрочем, как и всегда. Самыми яркими нам показались вот эти высказывания про:


Про качество образования

Фото: Открытый университет Егора Гайдара

Александр Аузан

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан экономического факультета МГУ


Где: интервью Forbes


— Измерение качества образования — фантастически сложная задача с точки зрения экономической теории. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка».

Фото: YaTalks

Александр Крайнов

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс»


Где: дискуссионная площадка «Как технологии изменят высшее образование» на «Вузпромэкспо»

Источник: официальный сайт программы «Приоритет-2030»


— В скором времени изменится KPI в образовании: будут смотреть не на количество людей, которые были выпущены, и не на средние баллы, а на то, где будут работать люди, насколько они успешны. Как только эта статистика появится в открытом доступе, она будет качественно влиять на интерес абитуриентов (куда поступать) и коммерческую успешность университета (сколько платить за образование). Это приведёт к тому, что российским вузам придётся быстро меняться.

Кадр: EdCrunch / YouTube

Александр Ларьяновский

Управляющий партнёр компании Skyeng


Где: Петербургский международный экономический форум, дискуссия «Оружие массового обучения»


— У нас страна всепоглощающей, полной некомпетентности. Найти хорошего врача, сантехника, портного, любого хорошего специалиста — это задача. Каждый, кто набирает себе сотрудников, прекрасно это знает. У нас хорошее покрытие не высшим образованием, а выданными дипломами, если называть вещи своими именами. Хороших вузов, которые дают образование, очень немного, и легко понять, какие это вузы. Достаточно спросить эйчаров, дипломы каких вузов они серьёзно считают чем-то значимым… У нас есть проблема с социальным заказом на изменения в образовании. Нет заказчика, который бы хотел, чтобы было по-другому.

Фото: сайт Челябинского государственного университета

Сергей Таскаев

Ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук


Где: авторская колонка в издании «Полит74»


— В таком контексте (подушевого финансирования. — Ред.) отчисление студентов, неспособных освоить программу высшего образования, становится губительным для вузов, потому что за ним следует автоматическое уменьшение объёмов финансирования и, как следствие, сокращение штатов. Поэтому вузы только в крайних случаях идут на такую меру и вынуждены порой выпускать специалистов с невысокой квалификацией, вызывая справедливые претензии со стороны работодателей. А таких студентов могут быть не единицы — и во многом это «благодаря» ЕГЭ. <…> Да, ЕГЭ выполняет роль некоего среднего объективного показателя, позволяя проводить конкурсный отбор абитуриентов, но подготовка в старших классах средней школы фактически сводится к «натаскиванию» на его сдачу, а не на развитие способностей школьников.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Оксана Решетникова

Директор Федерального института педагогических измерений


Где: Международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования

Источник: РИА Новости


— В этом году нас ожидает уход от шаблонных ответов — это наш бич. К сожалению, каждый год и каждый КИМ приводит к появлению большого количества пособий «1000 золотых сочинений», «100 500 эталонных ответов». Учителя пишут и обращаются с просьбой: «Предоставьте шаблон ответа на какое-то из заданий, мы хотим натренировать учеников». То есть в самом вопросе уже содержится большая проблема. Мы будем менять КИМ хотя бы для того, чтобы ситуация с шаблонизацией ответов и механического натаскивания ушла в прошлое.

Кадр: Редакция / YouTube

Евгений Тепляков

Отец Алисы Тепляковой, ставшей студенткой МГУ в девять лет


Где: интервью в YouTube-канале «Редакция»


— Мы вам говорим, что Алиса в шесть лет сдала ОГЭ, а вы спрашиваете, сколько баллов за ЕГЭ. Да какая разница?

Про цифровизацию и онлайн

Фото: РАНХиГС

Владимир Блинов

Директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС


Где: семинар Института образования НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация системы СПО: первые уроки пандемии»


— У нас очень часто происходит смешение понятий «дистанционное обучение» и «цифровая трансформация». Стоит ли ставить знак равенства? Мы очень часто обследуем проблемы дистанционного обучения и говорим, что это и есть цифровая трансформация. Надо эти вещи разводить. <…> Второй вопрос: а что, собственно говоря, мы оцифровываем? Мы проводили массу обследований и выяснили, что чаще всего оцифровывается классно-урочная традиционная технология, которая и так-то неэффективна, скажем прямо. <…> Если оцифровывать неэффективные технологии, то степень их неэффективности возрастает. Это всё равно что вкладывать деньги в банкрота.

Фото: Российский форум «Молодёжь и наука»

Евгений Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ


Где: презентация доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021


— Несмотря на то что мы видим нормализацию, которую мы зафиксировали в отношении к дистанционному формату, мы не видим существенных качественных изменений в сфере методики преподавания, технологии педагогического дизайна курсов. Одно из больших ожиданий, которые мы фиксировали (это звучало в экспертных дискуссиях, в исследованиях), что вот эта онлайнизация открывает широкие возможности для большей индивидуализации образовательного процесса, для активного использования контента, произведённого в разных точках мира наиболее качественно. Но мы видим, что этот потенциал недоиспользуется.

Фото: пресс-служба Минпросвещения РФ

Ольга Васильева

Президент Российской академии образования


Где: международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании»

Источник: ТАСС


— То, что хлынуло в школы и вузы, — оно же не проверено. Тот контент, который мы сейчас имеем, он не проверен в соответствии со стандартами, он не проверен в соответствии с возрастными особенностями, то есть это вся история, которая впереди. Потому что одно дело — создать, другое дело — оценить, принять и начать по нему учить.

Фото: УрФУ

Виола Ларионова

Заместитель проректора по образовательным технологиям в Уральском федеральном университете имени первого президента России Б. Н. Ельцина


Где: EdCrunch Glocal, сессия «Обними своих студентов: как обеспечить 100% вовлечённость в обучение»


— Если рассматривать традиционное обучение, это миф, что мы постоянно мониторили наших студентов и отслеживали их мотивацию. Работает первая парта, шесть человек, которые сидят на первой парте. А в онлайне к нам на помощь приходят данные. Именно данные дают нам полную информацию, как студент обучается, чем он занимается, равномерно ли он учится, во что он вовлечён, и [возможность] вовремя подать руку студенту, вовремя поощрить его достижения, вовремя подтолкнуть, если он где-то промахнулся или, может, задержался. В этом смысле сейчас цель перехода на эти сервисы, основанные на данных, — это великая цель университета и всего образования в целом. Если мы сможем это сделать, мы откроем потенциал онлайн-обучения. Просто надо научиться этим пользоваться.

Про большие перемены

Андрей Фурсенко

Помощник президента России


Где: молодёжный форум «Территория смыслов»

Источник: ТАСС


— Сегодня рассматривается вопрос, что система высшей школы должна рассматриваться не как четыре (четыре года бакалавриата) плюс два (два года магистратуры), а два плюс два плюс два. То есть два года — один блок, ты получаешь фундаментальные знания, два года — следующий блок, ты начинаешь работать по какому-то конкретному направлению, но может так статься, что возникнет резкое изменение и вам потребуется перестроиться.

Фото: МГУ

Виктор Садовничий

Ректор МГУ им. Ломоносова


Где: пленарное заседание «COVID-19 как катализатор создания новой мировой системы ценностей в обществе и экономике»

Источник: информагентство Ura.ru


— Необходим радикальный пересмотр учебного процесса, который сейчас идёт. С таких авторитарных форм, типа лекций, в сторону проектных и групповых форм. Это наша задача. В этих условиях особое значение приобретает педагогическая и методическая подготовка преподавателей, их переподготовка. Этому мы мало уделяли раньше внимания.

Фото: предоставлено Павлом Лукшей

Павел Лукша

Профессор практики Московской школы управления «Сколково», эксперт Центра трансформации образования «Сколково», основатель инициативы «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures)


Где: интенсив «Архипелаг 2121»


— Нужно культивировать среду, в которой вырастает классный университет, очень долго. Она не вырастает быстро. Университеты — это длинные проекты. И хороших университетов по определению будет мало. Не может быть много. Я считаю, если честно, что большая часть существующих университетов должна конвертироваться в колледжи. Она должна превратиться в СПО. Они не заслуживают права называться университетами.

Фото: администрация президента России

Валерий Фадеев

Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека


Где: встреча со студентами Тобольского педагогического института имени Менделеева

Источник: РИА Новости


— Я считаю, что надо радикально менять дух образования, образовательные программы. Взять лучшее из Античности, Средних веков, Нового времени, добавить религиозную составляющую. Брать пример с того же Вильгельма фон Гумбольдта — реформатора немецкого образования. Давайте опираться на великих, а не на бюрократов. Это должны говорить вы, а мы, чиновники, должны вас поддержать.

Про образование и рынок труда

Фото: НИУ ВШЭ

Сергей Рощин

Проректор НИУ ВШЭ


Где: колонка в «Коммерсантъ»


— Задача взаимодействия системы образования и рынка труда заключается не в том, чтобы система образования обучала всем специфическим навыкам, необходимым конкретному работодателю. Её задача — обеспечить необходимую фундаментальную подготовку, владение «мягкими навыками», сформировать готовность к продолжению последующего обучения и самообучения в условиях стремительного обновления технологий и необходимости гибко подстраиваться под специфику конкретных производственных и экономических задач. Инвестиции работодателей в подготовку и переподготовку молодых специалистов при этом должны быть неотъемлемой частью диалога образования и рынка труда.

Фото: Skillbox

Дмитрий Крутов

Руководитель Skillbox


Где: дискуссия «Стремительный рост частного сектора EdTech — альтернатива университетам?» Международной обсерватории трансформаций высшего образования


— Должны ли вузы за четыре года выдавать рынку бакалавра, практико-ориентированного, который может сразу же решать бизнес-задачи? <…> Или же всё-таки университет должен готовить так называемого культурного человека, который умеет мыслить и способен не просто выполнять свои задачи, но и быть созидательным? Мне кажется, сейчас самое страшное, что происходит с вузами, — это попытка заниматься практико-ориентированным образованием. Это абсолютно проигрышная ситуация. В этом смысле EdTech-компании за счёт гибкости, использования любых методологий и понимания требований рынка вузы переиграют.

Фото: НИУ ВШЭ

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования


Где: интервью «Российской газете»


— Меня часто спрашивают, можно ли получить профессиональное образование онлайн? Легко: за три недели можно выучиться, получить сертификат и пойти работать, может, даже на неплохую зарплату. Но университет про другое. Он про формирование личности.

Фото: НИУ ВШЭ

Елена Хутиева

Доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ


Где: Российская энергетическая неделя

Источник: ТАСС


— Ситуация складывается таким образом, что мы не имеем сформированного запроса о том, чего вы [предприятия] вообще хотите. Мы, университеты, думаем, как нам учить, чему нам учить, но когда мы приходим в организацию и разговариваем с отделом персонала, то мы не можем этот профиль увидеть.

Фото: WorldSkills Russia

Роберт Уразов

Директор Агентства развития профессионального мастерства (WorldSkills Russia)


Где: ВЭФ, сессия «Вызовы и перспективы российского рынка труда»

Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»


— Мы в два-три раза отстаём от современных экономик. У нас две проблемы:

  • мы традиционно делаем упор на первичную подготовку, это фундаментальная проблема;
  • у нас практически нет ни одного рыночного сигнала, который бы показывал человеку, насколько он может изменить свой уровень дохода, если получит соответствующее дополнительное образование.
Кадр: Радио «Свобода» / YouTube

Татьяна Клячко

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ


Источник: интервью на сайте РАНХиГС


— В условиях нарастающей неопределённости будущего и сокращения доходов синица в руках в виде быстро полученной профессии или специальности становится предпочтительнее журавля в небе, каким является высшее образование. А вот после того, как ребёнок начнёт зарабатывать, семья надеется, что он пойдёт в вуз и в крайнем случае сам заплатит за получение вожделенного диплома.

Про правильный фокус

Фото: МФТИ

Дмитрий Ливанов

Ректор МФТИ


Где: интервью «Российской газете»


— Работа со школами — важное дело для всего академического сообщества. Нужно постоянно улучшать качество школьных учебников, обращать внимание на квалификацию учителей физики, математики, информатики, поддерживать тех, кто ведёт кружки и факультативы, то есть учит детей решать нестандартные задачи. Важно, чтобы школьники не шли по пути «наименьшего сопротивления», выбирая экзамены полегче, а занимались такими важными в целом для человечества науками, как физика, математика, химия, биология.

Фото: личная страница Сергея Чернышёва в Facebook*

Сергей Чернышёв

Директор Новосибирского городского открытого колледжа (Новоколледж), старший научный сотрудник Томского государственного университета


Где: пост в личном аккаунте Facebook*


— Мы слишком много думаем над инженерами и рабочими кадрами и слишком мало, критически мало — над гуманитарной составляющей в образовании. У нас тысячи всяких классов робототехники, а сколько у нас в школах картинных галерей?

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована