Цитаты года про проблемы и тренды образования
Эти высказывания показывают, что нет однозначных решений.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
О проблемах и трендах образования в 2021 году говорили много чего — впрочем, как и всегда. Самыми яркими нам показались вот эти высказывания про:
- качество образования;
- цифровизацию и онлайн;
- большие перемены;
- образование и рынок труда;
- правильный фокус.
Про качество образования
Александр Аузан
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, декан экономического факультета МГУ
Где: интервью Forbes
— Измерение качества образования — фантастически сложная задача с точки зрения экономической теории. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка».
Александр Крайнов
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс»
Где: дискуссионная площадка «Как технологии изменят высшее образование» на «Вузпромэкспо»
Источник: официальный сайт программы «Приоритет-2030»
— В скором времени изменится KPI в образовании: будут смотреть не на количество людей, которые были выпущены, и не на средние баллы, а на то, где будут работать люди, насколько они успешны. Как только эта статистика появится в открытом доступе, она будет качественно влиять на интерес абитуриентов (куда поступать) и коммерческую успешность университета (сколько платить за образование). Это приведёт к тому, что российским вузам придётся быстро меняться.
Александр Ларьяновский
Управляющий партнёр компании Skyeng
Где: Петербургский международный экономический форум, дискуссия «Оружие массового обучения»
— У нас страна всепоглощающей, полной некомпетентности. Найти хорошего врача, сантехника, портного, любого хорошего специалиста — это задача. Каждый, кто набирает себе сотрудников, прекрасно это знает. У нас хорошее покрытие не высшим образованием, а выданными дипломами, если называть вещи своими именами. Хороших вузов, которые дают образование, очень немного, и легко понять, какие это вузы. Достаточно спросить эйчаров, дипломы каких вузов они серьёзно считают чем-то значимым… У нас есть проблема с социальным заказом на изменения в образовании. Нет заказчика, который бы хотел, чтобы было по-другому.
Сергей Таскаев
Ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук
Где: авторская колонка в издании «Полит74»
— В таком контексте (подушевого финансирования. — Ред.) отчисление студентов, неспособных освоить программу высшего образования, становится губительным для вузов, потому что за ним следует автоматическое уменьшение объёмов финансирования и, как следствие, сокращение штатов. Поэтому вузы только в крайних случаях идут на такую меру и вынуждены порой выпускать специалистов с невысокой квалификацией, вызывая справедливые претензии со стороны работодателей. А таких студентов могут быть не единицы — и во многом это «благодаря» ЕГЭ. <…> Да, ЕГЭ выполняет роль некоего среднего объективного показателя, позволяя проводить конкурсный отбор абитуриентов, но подготовка в старших классах средней школы фактически сводится к «натаскиванию» на его сдачу, а не на развитие способностей школьников.
Оксана Решетникова
Директор Федерального института педагогических измерений
Где: Международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования
Источник: РИА Новости
— В этом году нас ожидает уход от шаблонных ответов — это наш бич. К сожалению, каждый год и каждый КИМ приводит к появлению большого количества пособий «1000 золотых сочинений», «100 500 эталонных ответов». Учителя пишут и обращаются с просьбой: «Предоставьте шаблон ответа на какое-то из заданий, мы хотим натренировать учеников». То есть в самом вопросе уже содержится большая проблема. Мы будем менять КИМ хотя бы для того, чтобы ситуация с шаблонизацией ответов и механического натаскивания ушла в прошлое.
Евгений Тепляков
Отец Алисы Тепляковой, ставшей студенткой МГУ в девять лет
Где: интервью в YouTube-канале «Редакция»
— Мы вам говорим, что Алиса в шесть лет сдала ОГЭ, а вы спрашиваете, сколько баллов за ЕГЭ. Да какая разница?
Про цифровизацию и онлайн
Владимир Блинов
Директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Где: семинар Института образования НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация системы СПО: первые уроки пандемии»
— У нас очень часто происходит смешение понятий «дистанционное обучение» и «цифровая трансформация». Стоит ли ставить знак равенства? Мы очень часто обследуем проблемы дистанционного обучения и говорим, что это и есть цифровая трансформация. Надо эти вещи разводить. <…> Второй вопрос: а что, собственно говоря, мы оцифровываем? Мы проводили массу обследований и выяснили, что чаще всего оцифровывается классно-урочная традиционная технология, которая и так-то неэффективна, скажем прямо. <…> Если оцифровывать неэффективные технологии, то степень их неэффективности возрастает. Это всё равно что вкладывать деньги в банкрота.
Евгений Терентьев
Директор Института образования НИУ ВШЭ
Где: презентация доклада «Качество образования в пандемию» во время открытия конференции ИВО-2021
— Несмотря на то что мы видим нормализацию, которую мы зафиксировали в отношении к дистанционному формату, мы не видим существенных качественных изменений в сфере методики преподавания, технологии педагогического дизайна курсов. Одно из больших ожиданий, которые мы фиксировали (это звучало в экспертных дискуссиях, в исследованиях), что вот эта онлайнизация открывает широкие возможности для большей индивидуализации образовательного процесса, для активного использования контента, произведённого в разных точках мира наиболее качественно. Но мы видим, что этот потенциал недоиспользуется.
Ольга Васильева
Президент Российской академии образования
Где: международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании»
Источник: ТАСС
— То, что хлынуло в школы и вузы, — оно же не проверено. Тот контент, который мы сейчас имеем, он не проверен в соответствии со стандартами, он не проверен в соответствии с возрастными особенностями, то есть это вся история, которая впереди. Потому что одно дело — создать, другое дело — оценить, принять и начать по нему учить.
Виола Ларионова
Заместитель проректора по образовательным технологиям в Уральском федеральном университете имени первого президента России Б. Н. Ельцина
Где: EdCrunch Glocal, сессия «Обними своих студентов: как обеспечить 100% вовлечённость в обучение»
— Если рассматривать традиционное обучение, это миф, что мы постоянно мониторили наших студентов и отслеживали их мотивацию. Работает первая парта, шесть человек, которые сидят на первой парте. А в онлайне к нам на помощь приходят данные. Именно данные дают нам полную информацию, как студент обучается, чем он занимается, равномерно ли он учится, во что он вовлечён, и [возможность] вовремя подать руку студенту, вовремя поощрить его достижения, вовремя подтолкнуть, если он где-то промахнулся или, может, задержался. В этом смысле сейчас цель перехода на эти сервисы, основанные на данных, — это великая цель университета и всего образования в целом. Если мы сможем это сделать, мы откроем потенциал онлайн-обучения. Просто надо научиться этим пользоваться.
Про большие перемены
Андрей Фурсенко
Помощник президента России
Где: молодёжный форум «Территория смыслов»
Источник: ТАСС
— Сегодня рассматривается вопрос, что система высшей школы должна рассматриваться не как четыре (четыре года бакалавриата) плюс два (два года магистратуры), а два плюс два плюс два. То есть два года — один блок, ты получаешь фундаментальные знания, два года — следующий блок, ты начинаешь работать по какому-то конкретному направлению, но может так статься, что возникнет резкое изменение и вам потребуется перестроиться.
Виктор Садовничий
Ректор МГУ им. Ломоносова
Где: пленарное заседание «COVID-19 как катализатор создания новой мировой системы ценностей в обществе и экономике»
Источник: информагентство Ura.ru
— Необходим радикальный пересмотр учебного процесса, который сейчас идёт. С таких авторитарных форм, типа лекций, в сторону проектных и групповых форм. Это наша задача. В этих условиях особое значение приобретает педагогическая и методическая подготовка преподавателей, их переподготовка. Этому мы мало уделяли раньше внимания.
Павел Лукша
Профессор практики Московской школы управления «Сколково», эксперт Центра трансформации образования «Сколково», основатель инициативы «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures)
Где: интенсив «Архипелаг 2121»
— Нужно культивировать среду, в которой вырастает классный университет, очень долго. Она не вырастает быстро. Университеты — это длинные проекты. И хороших университетов по определению будет мало. Не может быть много. Я считаю, если честно, что большая часть существующих университетов должна конвертироваться в колледжи. Она должна превратиться в СПО. Они не заслуживают права называться университетами.
Валерий Фадеев
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Где: встреча со студентами Тобольского педагогического института имени Менделеева
Источник: РИА Новости
— Я считаю, что надо радикально менять дух образования, образовательные программы. Взять лучшее из Античности, Средних веков, Нового времени, добавить религиозную составляющую. Брать пример с того же Вильгельма фон Гумбольдта — реформатора немецкого образования. Давайте опираться на великих, а не на бюрократов. Это должны говорить вы, а мы, чиновники, должны вас поддержать.
Про образование и рынок труда
Сергей Рощин
Проректор НИУ ВШЭ
Где: колонка в «Коммерсантъ»
— Задача взаимодействия системы образования и рынка труда заключается не в том, чтобы система образования обучала всем специфическим навыкам, необходимым конкретному работодателю. Её задача — обеспечить необходимую фундаментальную подготовку, владение «мягкими навыками», сформировать готовность к продолжению последующего обучения и самообучения в условиях стремительного обновления технологий и необходимости гибко подстраиваться под специфику конкретных производственных и экономических задач. Инвестиции работодателей в подготовку и переподготовку молодых специалистов при этом должны быть неотъемлемой частью диалога образования и рынка труда.
Дмитрий Крутов
Руководитель Skillbox
Где: дискуссия «Стремительный рост частного сектора EdTech — альтернатива университетам?» Международной обсерватории трансформаций высшего образования
— Должны ли вузы за четыре года выдавать рынку бакалавра, практико-ориентированного, который может сразу же решать бизнес-задачи? <…> Или же всё-таки университет должен готовить так называемого культурного человека, который умеет мыслить и способен не просто выполнять свои задачи, но и быть созидательным? Мне кажется, сейчас самое страшное, что происходит с вузами, — это попытка заниматься практико-ориентированным образованием. Это абсолютно проигрышная ситуация. В этом смысле EdTech-компании за счёт гибкости, использования любых методологий и понимания требований рынка вузы переиграют.
Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования
Где: интервью «Российской газете»
— Меня часто спрашивают, можно ли получить профессиональное образование онлайн? Легко: за три недели можно выучиться, получить сертификат и пойти работать, может, даже на неплохую зарплату. Но университет про другое. Он про формирование личности.
Елена Хутиева
Доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ
Где: Российская энергетическая неделя
Источник: ТАСС
— Ситуация складывается таким образом, что мы не имеем сформированного запроса о том, чего вы [предприятия] вообще хотите. Мы, университеты, думаем, как нам учить, чему нам учить, но когда мы приходим в организацию и разговариваем с отделом персонала, то мы не можем этот профиль увидеть.
Роберт Уразов
Директор Агентства развития профессионального мастерства (WorldSkills Russia)
Где: ВЭФ, сессия «Вызовы и перспективы российского рынка труда»
Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»
— Мы в два-три раза отстаём от современных экономик. У нас две проблемы:
- мы традиционно делаем упор на первичную подготовку, это фундаментальная проблема;
- у нас практически нет ни одного рыночного сигнала, который бы показывал человеку, насколько он может изменить свой уровень дохода, если получит соответствующее дополнительное образование.
Татьяна Клячко
Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Источник: интервью на сайте РАНХиГС
— В условиях нарастающей неопределённости будущего и сокращения доходов синица в руках в виде быстро полученной профессии или специальности становится предпочтительнее журавля в небе, каким является высшее образование. А вот после того, как ребёнок начнёт зарабатывать, семья надеется, что он пойдёт в вуз и в крайнем случае сам заплатит за получение вожделенного диплома.
Про правильный фокус
Дмитрий Ливанов
Ректор МФТИ
Где: интервью «Российской газете»
— Работа со школами — важное дело для всего академического сообщества. Нужно постоянно улучшать качество школьных учебников, обращать внимание на квалификацию учителей физики, математики, информатики, поддерживать тех, кто ведёт кружки и факультативы, то есть учит детей решать нестандартные задачи. Важно, чтобы школьники не шли по пути «наименьшего сопротивления», выбирая экзамены полегче, а занимались такими важными в целом для человечества науками, как физика, математика, химия, биология.
Сергей Чернышёв
Директор Новосибирского городского открытого колледжа (Новоколледж), старший научный сотрудник Томского государственного университета
Где: пост в личном аккаунте Facebook*
— Мы слишком много думаем над инженерами и рабочими кадрами и слишком мало, критически мало — над гуманитарной составляющей в образовании. У нас тысячи всяких классов робототехники, а сколько у нас в школах картинных галерей?