Цитата: «Сравнение — что лучше: СПО или высшее образование — кажется игрой»
Мнение и факты о том, как на самом деле выпускники школ выбирают дальнейшую образовательную траекторию.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Наталья Золотарёва
и. о. ректора Института развития профессионального образования
Источник: «Ректор говорит!»
— Постоянное сравнение — что лучше: СПО или высшее образование — мне кажется некой игрой. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе.
Контекст
На портале «Ректор говорит!» вышло интервью с и. о. ректора Института развития профессионального образования. Наталья Золотарёва рассказала в том числе о причинах, по которым в последние годы растёт популярность среднего профессионального образования (СПО). О таком росте свидетельствует статистика: в колледжи, по данным, озвученным вице-премьером России Татьяной Голиковой, идёт около 60% выпускников девятых классов и около 30% выпускников одиннадцатых классов. Причём видно, что растёт популярность обучения именно специалистов среднего звена, а вот популярность программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих за 20 лет заметно упала. В целом СПО — самый массовый уровень профобразования: на этих программах учится едва ли не половина россиян соответствующего возраста.
Вообще, причины популярности колледжей в разных источниках называются разные. Первая версия, позитивная, — это просто более прагматичный способ для молодых людей пораньше обрести самостоятельность, выйти на рынок труда. К тому же современные колледжи хорошо оснащены, дают практико-ориентированное образование по востребованным профессиям и даже вполне способны конкурировать с вузами. В пользу этой версии свидетельствуют высказывания о том, что СПО после школы всё чаще осознанно выбирают ребята из материально обеспеченных семей, которые при желании могли бы оплатить ребёнку и высшее образование. Кроме того, некоторые исследования говорят о том, что студенты колледжей более самостоятельные и осознанные, чем студенты вузов.
Правда, данные о трудоустройстве по специальности выпускников колледжей и их зарплатах не очень-то оптимистичные, а опросы показывают, что сами они понимают: если хочешь работу получше, то надо получать высшее образование. Что касается оснащённости современных колледжей, то, по свежим данным, современной материально-технической базой по одной или нескольким компетенциям могут похвастаться лишь 21,88% учреждений СПО. А Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ показал, что колледжей инновационного типа 35%, отстающих же — 48%.
Вторая версия, негативная: выбор в пользу СПО — вынужденный для молодых людей из материально слабо обеспеченных семей, с не очень образованными родителями и зачастую из маленьких населённых пунктов. К тому же эти ребята обычно не блещут успехами в учёбе.
Во-первых, родители не готовы содержать этих подростков в течение более длительного времени, как того требует учёба в старших классах школы и затем в вузе, да и не видят особой ценности в высшем образовании, поскольку сами его не имеют. Во-вторых, из-за слабых успехов в учёбе у таких подростков мало шансов попасть на бюджетное место в вузе. При этом слабые успехи во многом связаны с, опять же, материальным положением семьи (родители не могли обеспечить хорошую школу или репетиторов и сами помогать с уроками тоже не были в состоянии). Иными словами, это проблема образовательного неравенства: путь в 10–11-е классы и вузы после них становится в каком-то смысле привилегированным, а ребята с не очень успешным социальным статусом с этого пути выдавливаются в более доступное СПО. Об этом свидетельствует целый ряд исследований НИУ ВШЭ: об образовательно-карьерных траекториях выпускников вузов, о доступности высшего образования, о причинах, по которым молодые люди выбирают СПО.
Третья версия, банальная: СПО — это просто попытка обойти необходимость сдачи «страшного» ЕГЭ. Об этом, в частности, говорят данные опроса, который провели среди 6 тыс. учащихся колледжей.
Какая же версия самая правильная? Скорее всего, все они работают одновременно на ту или иную долю учащихся.
«Получение базового первого образования — это выбор способа зайти на рынок труда. Кто-то хочет начать с прикладной профессии, и тому могут быть разные причины. Значительная часть учащихся в СПО — из семей с доходом ниже среднего. Для них это возможность поскорее получить профессию и зарабатывать деньги. Вместе с тем увеличивается доля ребят из семей со средним и высоким доходом — в большей степени на специальностях, которые связаны с информационными технологиями, программированием. Это те сферы, где достаточно среднего профессионального образования, чтобы получить работу, например, в креативной индустрии, в дизайне или в разработке компьютерных игр», — объясняет в интервью Наталья Золотарёва.
Кстати, по итогам приёмной кампании — 2021 конкурс на направление обучения «Информационная безопасность» в колледжах составил 34 человека на бюджетное место. На направлении «Изобразительное и прикладные виды искусств» — 25 человек на место. А на платной основе цена обучения в колледжах на наиболее популярных направлениях сопоставима с вузовскими расценками. Так что IT и креативные профессии в СПО, похоже, оказываются доступны, опять же, лишь небольшой части абитуриентов из более благополучных семей. Именно такие направления и вызывают растущий интерес у абитуриентов, согласно одному из исследований ВШЭ (кстати, для хорошей работы в таких индустриях не принципиально наличие высшего образования, что тоже может быть причиной роста интереса к колледжам). Основная же часть студентов СПО учится более традиционным профессиям, в основном, техническим — и эта карьерная траектория для них часто вынужденная.
Цифровой колледж Skillbox
Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.
Узнать подробнее