Цитата недели: «За 20 лет система образования не успела переварить Google»
Чтобы ИИ-решения стали не проблемой, а возможностью, преподавателям необходимо научиться с ними работать.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Диана Королёва
Заведующая лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Источник: Институт образования НИУ ВШЭ
— За 20 лет система образования не успела переварить Google, а тут у нас появляется новый чудовищный враг — ChatGPT, который не просто даёт ответ на прямой вопрос, а может и вопрос с подковыркой решить. И это на самом деле драматическая история для образования. <…> Потому что если ученики научатся им пользоваться, чтобы давать абсолютно готовые ответы, а учителя эти ответы будут переваривать, то получается, что мы расширяем очень сильно нашу зону комфорта — нам даже воды не надо лить в эти эссе, как было раньше. А научение случается, когда кто-то для нас ставит такие задачи, для которых надо прыгать выше своей головы и учиться тому, чтобы не просто погуглить.
Контекст
Диана Королёва выступила с комментарием на очередном открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ, где обсуждались применения генеративного искусственного интеллекта в образовании.
Участники семинара рассказали о собственных попытках использовать чат-бот ChatGPT в рутинных преподавательских задачах, например для разработки планов занятий и подбора заданий. Кроме того, обсудили и тему академического мошенничества с применением нейросетей.
Общее мнение докладчиков и участников дискуссии можно свести к тому, что технологии искусственного интеллекта развиваются быстро. Пока генерируемые нейросетями тексты не идеальны, но это не значит, что можно не обращать на новую технологию внимания — современных учителей нужно с ней знакомить. Диана Королёва добавила, что нужно обсуждать тему ИИ в образовании и на концептуальном научном уровне. То есть говорить не только о практических способах использования чат-ботов, но и о том, что изменится в образовании в мире, где развита такая технология.
До сих пор образовательные системы, считает эксперт, сильно отставали от технологического прогресса. «Мы до сих пор не умеем пользоваться Google и не учим этому школьников. У нас до сих пор существует прямой вопрос и прямой ответ, который можно нагуглить», — говорит Диана Королёва. То есть за как минимум 20 лет активного использования поисковиков школы и вузы ничем не заменили прямую проверку фактических знаний.
При этом, как показывают некоторые российские исследования, на навыках выпускников школ и вузов такое игнорирование технологий тоже сказывается не лучшим образом. По данным из последнего сборника серии «Индикаторы образования» НИУ ВШЭ, в 2021 году лишь 51% учащихся колледжей и 59% студентов вузов имели развитые навыки поиска справочной информации в интернете.
И конечно, если не обращать внимания на развитие ИИ-инструментов, ситуация с ними может оказаться ещё более удручающей. Списывать заинтересованные в этом учащиеся научатся и сами, а вот более полезные в будущей карьере навыки активного и творческого применения нейросетей освоят лишь немногие. Между тем некоторые аналитики предсказывают, что навыки работы с ИИ будут актуальны во всё большем числе профессий.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!