Цитата недели: «Высшее образование у нас выполняет роль социального сейфа»
Академик РАО о ценности и роли высшего образования в России.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Ямбург
заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор Центра образования №109
Где: интервью «Российской газете»
— Вообще, в России серьёзно изменился уровень среднего специального образования. Это не прежние ПТУ. Это современные колледжи, где реализуются профессиональные образовательные программы, как базовые, так и углублённые. К сожалению, высшее образование у нас выполняет роль социального сейфа. На Западе лишь 15% выпускников идут в университеты. Это те, кто имеет склонность к исследовательской деятельности. Остальные наследуют профессию папы, если тот хозяин ресторана или мебельного магазина, либо приобретают другую профессию. А у нас в девяностые все ринулись в юристы и экономисты. Ну не нужно было стране такое количество юристов и экономистов! Но как только ВПК заработал, стали пользоваться спросом инженерные специальности и начался наплыв в технические вузы.
Контекст
Большинство россиян действительно делает ставку на высшее образование при выборе образовательной траектории для себя и детей. Хотя после девятого класса больше половины (60%) подростков, а после одиннадцатого 30% выпускников идут в колледжи и техникумы, исследование НИУ ВШЭ показывает, что даже из них половина планирует поступить и затем действительно поступает, получив среднее профессиональное образование, в вузы. Основная причина в том, что люди связывают высшее образование с более интеллектуальным, а значит, и престижным трудом и с большей зарплатой. То есть получается, что высшее образование остаётся главной целью, а среднее профессиональное считается лишь ступенькой перед ним.
Правда, популярность СПО в последние годы растёт, и оно сейчас трансформируется в лучшую сторону. Меняется инфраструктура — колледжи становятся современными и перспективными учебными заведениями. Запускается эксперимент с профессионалитетом, который должен сблизить подготовку специалистов с реалиями рынка труда. И меняется контингент студентов: примерно 20% выбирающих колледж происходят из семей, которые при желании могли бы дать своему ребёнку и платное высшее образование.
При этом у тех, кто выбирает высшее образование, по-прежнему большой популярностью пользуются социально-экономические направления («Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»). Однако давно уже говорится о том, что таких специалистов на рынке труда и так много, поэтому количество бюджетных мест на эти направления не увеличивается и многим желающим приходится учиться платно. Иными словами, традиционные для многих россиян представления о перспективных профессиях устарели.
Исходя из государственных потребностей, всё больше бюджетных мест выделяется под медицинские, педагогические, технические и IT‑направления подготовки. Правда, недавно стала обсуждаться тема возможного переизбытка IT-специалистов, однако эксперты успокаивают: айтишников вряд ли в ближайшее время постигнет судьба юристов, экономистов и управленцев, которых из-за суперпопулярности этих направлений образования стало слишком много.
Однако даже у тех направлениях подготовки, которые государство рассматривает как самые нужные (например, педагогические и сельскохозяйственные), есть проблема. Довольно высокая доля выпускников, получив диплом, не идёт работать по специальности. Известно, что из поступающих на педагогические направления пойдут в школы и останутся там работать не более 30%. Из выпускников в области сельского хозяйства 2018 года только 15,4% работают собственно в сельскохозяйственной отрасли. Иными словами, во многих случаях в вузы идут не за профессией, по которой собираются потом работать, а просто ради корочки.
Кстати, идея о том, что на Западе в университеты поступают в основном те, кто имеет склонность к исследовательской деятельности, не совсем верна. Не так давно американские эксперты представили результаты десятилетнего исследования целей, с которыми их студенты стремятся получить высшее образование. Оказалось, что половина учащихся рассматривает его как способ получить диплом и завести полезные социальные связи, чтобы построить успешную карьеру. Доля тех, кто идёт учиться с исследовательскими целями и из-за интереса к конкретной предметной области, оказалась меньше, а тех, кого приводит стремление к новым открытиям, ― ещё меньше.