Цитата недели: Татьяна Клячко о девальвации оценок в образовании
В чём опасность большой гонки за баллами и медалями.
Polina Vari для Skillbox Media
Татьяна Клячко
Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Источник: интервью на сайте РАНХиГС
«Нацеленность на оценки (а не на знания, не на то, чтобы выучиться самому, научить другого и прочее) очень тяжело сказывается на всем образовании. И хотя многие говорят, что, например, в Англии этого нет, недавно читала, что там примерно та же ситуация. Как только вы начинаете выстраивать рейтинги школ, это все вылезает на поверхность, и вы не можете ничего с этим сделать. Это проблема нашего времени.
Как в спорте высоких достижений: люди гробят свое здоровье, но зато приносят очки, медали, баллы. Система, сама того не желая или не понимая последствий, играет в девальвацию оценок, и это очень серьезно».
Контекст
О кризисе системы оценивания успехов учащихся эксперты говорят уже давно, причём как в контексте школьного образования, так и высшего. Так, эта тема стала одной из центральных на февральской Международной научно-практической конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») «Тенденции развития образования». Эксперты тогда обсудили, какие существуют альтернативы традиционного оценивания (в частности, поговорили о развивающем оценивании) и почему их сложно адаптировать к нашей реальности. А в Высшей школе экономике недавно был поднят вопрос об инфляции оценок студентов, но в другом контексте: там считают, что если высшие баллы будут выставлять всем подряд, то учащиеся утратят мотивацию.