Цитата недели: «Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу»
Из поступающих на педагогические направления пойдут в школы и останутся там работать не более 30 процентов.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Ольга Васильева
Президент Российской академии образования
Где: интервью РИА «Новости»
— Сегодня, пусть не в таком масштабе, как в нулевых, сохраняется проблема нехватки школьных педагогов. По прогнозам, к 2029 году учителей моложе 30 лет будет не более шести процентов. Уйдёт из школы старшее поколение. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога — выпускника вуза в школу.
Бытует мнение, что, если молодой учитель проработал в школе три года, он, как правило, в ней и останется. Однако последние исследования показывают, что из 100 процентов поступивших на педагогические направления подготовки до школ реально дойдёт и останется в них не более 30 процентов.
Контекст
Ольга Васильева озвучивала проблему «недоходимости» выпускников педвузов до школ ещё в свою бытность министром просвещения — в начале 2020 года. Тогда она говорила о нехватке около 150 тысяч учителей и о том, что среди работающих 1,5 миллиона педагогов треть — пенсионного возраста. При этом она отметила, что в год на бюджетные места по педагогическому направлению поступают до 70 тысяч студентов, но главная беда в том, что до школы потом доходит меньше половины из них.
В новом интервью президент РАО отметила, что сейчас в России программы подготовки педагогов реализуют более 200 вузов (из них 33 — Минпросвещения, 107 — Минобрнауки, 34 — других федеральных органов исполнительной власти, 17 — субъектов РФ и муниципалитетов, 36 — негосударственных). Кроме того, будущих учителей готовят более 400 организаций среднего профессионального образования. Всего по основным образовательным программам «Образование и педагогические науки» обучается более 600 тысяч студентов. По словам Ольги Васильевой, этого мало, потому что всё равно не хватает педагогов начальных классов, иностранных языков, математики и не хватает учителей в сельских школах.
Заметим, что основная причина нехватки учителей, очевидно, связана не с нехваткой бюджетных мест, выделяемых в вузах по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», — их немало. Так, в этом учебном году для будущих учителей выделили самую большую долю бюджетных мест — 13% (56 542 места для бакалавриата и специалитета).
Главная беда как раз в том, что выпускники не идут работать в школу. А это очевидным образом связано с непривлекательностью условий. Так, и. о. директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре озвучил данные о том, что 76% учителей имеют ставку заработной платы ниже МРОТ.
Эту проблему обсуждают уже давно, и скоро запустится эксперимент по применению пилотного проекта, касающегося требований к системе оплаты труда педагогов. Но пока эта проблема окончательно не урегулирована, вряд ли стоит ждать выпускников педвузов в школах. Кроме того, есть и другие причины, по которым молодые учителя не стремятся в школы или не приживаются там.