Цитата недели: «Если EdTech не научится повышать качество, то рост уйдёт в минус»
Эксперт EdTech-рынка о его перспективах.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Андрей Лобанов
Основатель и генеральный директор «Алгоритмики», сооснователь «Синхронизации»
Где: на конференции EdCrunch Glocal
— Сейчас, когда средний уровень знакомства людей с продуктами всё-таки вырастает, будут расти требования к качеству. Если EdTech не научится повышать качество, то в целом, возможно, рост [рынка] уйдёт в минус. Поэтому, наверное, если подытоживать: чтобы расти дальше, нам надо качать качество, потому что Wild West, кажется, заканчивается.
Контекст
Одной из ключевых тем конференции EdCrunch Glocal, которая прошла 7–8 декабря, стала трансформация рынка EdTech. Этому было посвящено сразу несколько панельных дискуссий, одна из них — «Нерезиновый рынок российского EdTech». Каковы перспективы рынка и как будут строиться стратегии роста компаний-лидеров, возможно ли сотрудничество онлайн-сервисов с рынком формального образования — среди всех этих вопросов одним из ключевых снова стал вопрос о качестве. Напомним: этой осенью представители EdTech-индустрии активно обсуждают тему качества дополнительного онлайн-образования как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. По каким метрикам оценивать качество обучения? Может ли мерилом качества выступать трудоустройство выпускника курсов? Что такое качество образовательного опыта?
С точки зрения Андрея Лобанова, которой он поделился на EdCrunch, рынок EdTech в первые несколько лет своего развития был условным «Диким Западом», и для того, чтобы предстать в выгодном свете, достаточно было отличаться от формального образования, где не очень принято церемониться с учениками и студентами. Иными словами, достаточно было предоставить хороший сервис. Но теперь эти времена проходят. Те, кто приходят учиться, попробовали разные образовательные продукты у разных провайдеров и сформировали некоторые ожидания по качеству.
Кроме того, он поделился мнением, что дальше рынок EdTech будет расти медленнее, чем в последние полтора года, и это нормально — потому что драйвером его быстрого роста стала пандемия COVID-19, точнее, связанный с ней всеобщий переход в онлайн.
«Но когда что-то „бустится“ сильно вверх, в том числе полуестественными способами, там в какой-то момент происходит откат, потому что тут есть много нюансов. Мне кажется, что рынок дальше будет расти медленнее, чем он рос до этого», — заключил он.
С тем, что дальше рынок EdTech сосредоточится на оттачивании качества продуктов, согласились и остальные участники дискуссии — в частности Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра», лидера российского рынка EdTech по размеру выручки.
При этом Михаил Мягков, основатель и генеральный директор Maximum Education, считает, что в битве за качество будут побеждать крупные игроки — чем дальше, тем больше. «Не только потому, что они большие и больше продают, а в том числе потому, что у них будут инструменты, технологии, методологии, чтобы сделать реально стандартно качественный продукт для большого количества людей», — пояснил он.