Третичное образование: что это такое?
И правда ли, что по доле людей, имеющих такое образование, Россия опережает большинство стран мира.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
В больших серьёзных исследованиях, посвящённых теме образования, особенно международных, наряду с привычными понятиями общего среднего, среднего специального и высшего образования встречается термин «третичное образование». Что он означает?
Третичное образование — это профессиональное образование, но не всякое
Ниже представлено определение из международной стандартной классификации образования МСКО (подробнее о ней — в нашей статье о классификации различных видов образования):
«Третичное образование включает академическое и углублённое профессиональное образование. Это короткие циклы третичного образования, бакалавриат, магистратура и докторантура (или их эквиваленты). Доступ к этим программам возможен на базе полной средней школы».
Откуда в названии уровня образования появилась цифра «три»? Начальное образование в классификации МСКО и других называется primary, то есть первоначальным или первичным. Далее идёт secondary (в переводах его обычно называют не «вторичным», а просто средним, то есть это средняя школа). Все следующие программы относят к tertiary, то есть третичному образованию. В МСКО оно включает четыре уровня (по глубине специализации и сложности) с пятого по восьмой.
МСКО разработали в ЮНЕСКО в 1970-е годы как инструмент для сопоставления образовательных систем разных стран, которые, конечно, кое в чём отличаются друг от друга. Благодаря разветвлённой системе уровней и кодов можно собирать, сравнивать и обобщать статистическую информацию из национальных систем образования и делать выводы о том, как меняется уровень образованности в мире в целом.
Сейчас действует третья версия МСКО, принятая с 2011 года. Используют её не только в ЮНЕСКО, но и при других сопоставительных международных исследованиях. Например, все оценки уровня образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ежегодных докладах приводятся по МСКО.
Какие уровни образования в России относят к третичным
Коротко говоря, все российские образовательные программы уровнем выше средней школы — это третичное образование. Но есть нюансы.
Трудности классификации связаны прежде всего со средним профессиональным образованием (СПО). Поступить в колледж в России можно как после 11-го класса, так и после 9-го. И в зависимости от этого программы СПО будут относиться к разным уровням по шкале МСКО.
Так, если выпускник поступил в колледж на базе основного общего образования, то сначала он получает подготовку на уровне старшей ступени средней школы — а это ещё не третичное образование. Но обучение после 11-го класса уже однозначно относят к третичным программам.
Кроме того, в России программы СПО делятся на две большие группы: во-первых, по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, а во-вторых, по подготовке специалистов среднего звена. Так вот, первые обычно относят к третьему или четвёртому уровням МСКО и рассматривают как вторую ступень среднего образования. К третичному образованию относят лишь программы подготовки специалистов среднего звена.
При расчётах в статистических сборниках НИУ ВШЭ (например, «Индикаторы образования» и «Образование в цифрах») в международных сопоставлениях к третичному образованию относят следующие уровни российского:
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата, специалитета, магистратуры;
- программы аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки;
- дополнительное профессиональное образование на базе этих программ.
А вот докторантура, то есть подготовка к защите диссертации доктора наук, в систему вообще не включается.
Сколько в России людей с третичным образованием
Во всём мире доля населения с третичным образованием постепенно увеличивается, и прежде всего за счёт молодёжи. В 2019 году, по данным ОЭСР, во входящих в организацию странах в группе 25–34 лет было в полтора раза больше людей с третичным образованием, чем в 2000-м.
А сведения по России свидетельствуют, что она занимает одно из первых мест в мире по охвату программами этого уровня. Например, в 2015 году в России, по данным микропереписи населения, 34,5% жителей в возрасте 25–64 лет были охвачены образованием 5-го уровня МСКО, 30,2% жителей — 6–8-го. То есть в совокупности 64,7% трудоспособного населения страны имели то или иное профессиональное образование, относимое к третичному. Среди стран ОЭСР и БРИКС к 2020 году не было ни одной, где этот показатель был бы выше, чем у России.
Впрочем, по доле населения конкретно с высшим образованием Россия отстаёт от многих развитых стран, включая Великобританию, США, Японию, Республику Корею и другие. И учитывая тенденции на рост в секторе СПО, разрыв едва ли сократится в ближайшие годы.