Карьерная платформа Changellenge опубликовала результаты ежегодного исследования карьерных предпочтений российских студентов «Best Company Award 2022». 7 тысяч студентов из 39 вузов России рассказали, какие отрасли им представляются наиболее привлекательными, в каких именно компаниях они хотели бы работать и чем в их глазах определяется привлекательность рабочего места.
Какие отрасли популярны у студентов
Опрос проходил с октября по декабрь 2022-го. Участвовали в нём студенты с первого по шестой курсы, магистранты и недавние выпускники.
Респонденты могли проголосовать сразу за несколько отраслей, в которых они хотели бы работать. Почти половина (49%) выбрала сферу информационных технологий, а другие отрасли заметно отстают. Более чем по 20% голосов собрали восемь сфер.
Как отмечается в исследовании, по сравнению с опросом прошлого года образование поднялось на две позиции в списке самых популярных отраслей. Гораздо меньше стало тех, кто хотел бы работать в сфере инвестиций и инвестиционного банкинга, — в прошлом году эта отрасль находилась в рейтинге на пять позиций выше. Антирекорд рейтинга — у отрасли автомобилестроения. Вероятно, на фоне ухода из России зарубежных производителей в рейтинге карьерных предпочтений студентов сфера опустилась на 11 пунктов.
Какие компании лидируют в голосовании студентов
Кроме выбора наиболее привлекательных отраслей, студентов просили отметить лучшие, с их точки зрения, компании для начала карьеры. Можно было проголосовать за одну из 180 компаний, которые, по мнению организаторов исследования, активно развивают бренд работодателя и используют продвинутые программы для привлечения талантливых молодых специалистов. Результаты опубликованы в нескольких номинациях — по группам специальностей голосовавших студентов.
- В номинации «Бизнес-специальности» (по мнению студентов и выпускников, изучающих экономику, менеджмент, финансы, маркетинг, бизнес-аналитику и другие смежные направления) первое место занял «Яндекс», второе — «Сбер», третье — «Тинькофф Банк».
- Точно так же проголосовали в номинации «IT-специальности» студенты и выпускники в области компьютерных наук, информационных технологий и бизнес-информатики.
- В номинации «Технические специальности» студенты и выпускники со специализацией в естественных и точных науках или инженерии тоже выбрали «Яндекс». «Тинькофф Банк» тут на втором месте, «Сбер» — на третьем.
В топ-10 по всем номинациям прошли также VK, «Газпром» и Ozon.
Как работодателям привлечь молодёжь
Один из вопросов исследования посвятили самым значимым при выборе места работы факторам. Студенты могли отметить до семи пунктов в предложенном списке. Благодаря тому, что формулировки сохраняются практически неизменными из года в год, авторы исследования смогли выявить изменения в карьерных предпочтениях студентов:
- Растёт значимость таких факторов, как баланс работы и личной жизни (его отметили 37% респондентов), возможность удалённой работы (35%), социальный пакет (29%) и гибкий график (28%). Похоже, гореть на работе будущие молодые специалисты хотят всё меньше.
- На четыре места в списке самых значимых факторов опустились амбициозность и значимость проектов, на два — прозрачность пути карьерного роста и развития (хотя за них по-прежнему голосует заметная доля респондентов — 34 и 28% соответственно). Это может означать, что уровень притязаний молодёжи не так высок, как в предыдущие годы.
- Фактор стабильности и надёжности компании стал более значимым и поднялся на два пункта в списке при 37% проголосовавших.
- Заметнее всего усилились позиции фактора «Смысл и ценность работы» (34%) — сразу на 10 мест.
Впрочем, первые строчки в списке неизменны: это конкурентный уровень заработной платы (57%), ценный опыт для будущей карьеры (40%), а ещё уважительное отношение к сотрудникам со стороны руководства (38%).
Кстати, к похожим результатам пришли эксперты весной прошлого года в ходе исследования среди студентов РАНХиГС. Наряду с конкурентным уровнем заработной платы и стабильностью компании для опрошенных оказалась важна возможность поддерживать баланс работы и личной жизни.