Такие результаты показало исследование учёных из Университета Штата Вашингтон, опубликованное в журнале Motivation Science. Об этом сообщает Phys.org.
Исследователи представили 332 студентам колледжей четыре характеристики вымышленных профессоров статистики. Для каждого выдуманного преподавателя описали различные модели поведение (дружелюбное или неприветливое) и установки — мышление роста или фиксированное мышление.
Мышление роста (установка на рост) характеризуется убеждением, что любой человек может развиваться в желаемой сфере и успешно учиться новому, если прилагает к этому достаточно усилий. А если для человека характерно фиксированное мышление (или установка на данность), то он, напротив, считает, что способности даются раз и навсегда и что возможно развить только природные, врождённые таланты.
В характеристиках преподавателей с мышлением роста говорилось, что, по их мнению, любой студент может усвоить материал, если он усердно работает, учится на своих ошибках и обращается за помощью, когда необходимо. А в характеристиках преподавателей с фиксированным мышлением, напротив, утверждалось, что, по их мнению, у некоторых студентов есть «природный дар» к статистике, в то время как другие могут испытывать в этой дисциплине трудности (просто им «не дано»).
Исследователи хотели выяснить, какие особенности поведения и установки преподавателей студенты оценивают выше и что лучше влияет на их мотивацию. Поэтому студентов попросили изучить характеристики четырёх преподавателей:
- приветливого с мышлением роста;
- приветливого, но с фиксированным мышлением;
- неприветливого, с фиксированным мышлением;
- неприветливого, зато с мышлением роста.
После изучения характеристик студенты ответили на вопросы о том, что они думают о каждом преподавателе и предмете, который они преподают. Так, их попросили оценить, насколько комфортно они чувствовали бы себя, если бы проходили курс статистики у такого преподавателя, и насколько хорошо, по их мнению, они смогли бы учиться.
Наиболее положительный отклик у студентов вызывали преподаватели с установкой на рост — причём независимо от того, описывали ли их как приветливых или неприветливых. Отвечая на вопросы о преподавателях с мышлением роста, студенты чаще высказывали уверенность в том, что будут чувствовать принадлежность к учебной группе и успешно окончат курс.
Конечно, самые позитивные оценки получил приветливый преподаватель с мышлением роста. Но даже его неприветливого «коллегу» с мышлением роста воспринимали лучше, чем остальных двух преподавателей с фиксированным мышлением. Исследователи пришли к выводу, что дружелюбие не помогает устранить негативный эффект фиксированного мышления.
Ранее эксперимент на курсах двойного зачисления в США показал, что у тех учителей, которых обучали мышлению роста, стало чуть больше учеников, успешно завершивших курсы. Причём в классах, где большинство учеников — из семей с низким социально-экономическим статусом, этот эффект проявился заметнее всего, то есть помог многим подросткам поверить в себя и не бросить учёбу.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!