Образование Развитие
#истории

«Сложить опыт и знания в стройную систему»: зачем преподавателю учёба в магистратуре

Интервью с методистом, чья профессиональная мечта — сместить в высшем образовании фокус с теории на решение больших и многосоставных кейсов.

Иллюстрация: freepik / starline / Freepik / Juandev / Baumeister 99 / istoriya / Office of Greg Stanton, United States Congress / Wikimedia Commons / Sasha Yudaev / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Марина Вилкина

Начальник отдела развития образовательных проектов на факультете финансов и банковского дела РАНХиГС.



почта


Марина рассказала:


— Марина, о чём вы мечтаете в профессиональном плане?

— Моя основная мечта — снизить академичность высшего образования и приблизить его к корпоративному. Сместить фокус с теории и однотипных тестов на решение больших и многосоставных кейсов — лишь практический опыт поможет студенту не растеряться на «настоящей» работе, а с уверенностью взяться за задачи. Сейчас я активно внедряю этот подход в курсы, которые разрабатываю.

«Онлайн-формат безжалостно вскрывает все методические огрехи»

— Вы разрабатываете учебные программы и преподаёте уже 15 лет. С чего начался ваш путь?

— Мои мама и бабушка — педагоги, так что дорога в образование была мне предопределена.

Если серьёзно: я никогда не думала, что так быстро окажусь «по ту сторону» учебного процесса. Окончила РАНХиГС по специальности «финансы и кредит», поступила в аспирантуру и планировала лет 15–20 поработать в бизнесе, но судьба распорядилась иначе. Однажды забежала поздороваться с деканом, а она — предложила работу. С тех пор — тружусь в стенах родного вуза.

В начале пути мне повезло работать бок о бок с выдающимися специалистами области: именно от них я переняла мощную методологическую базу и лучшие профессиональные практики.

— Сейчас вы занимаете должность начальника отдела развития образовательных проектов на факультете финансов и банковского дела. Что входит в ваши обязанности?

— Я занимаюсь стратегическим планированием программ и их продвижением. Также задействована в проектировании курсов, в особенности — их надстройках над образовательными стандартами.

Поясню: любая вузовская программа жёстко регламентируется государственным стандартом, это — основа, надстройка же — стратегическое преимущество, выделяющее курс на рынке. Партнёрство с международными школами и ассоциациями, внедрение профессиональных сертификаций или IT-продуктов в образовательный процесс — вот несколько примеров надстроек.

Фото: официальная страница РАНХиГС во «ВКонтакте»

К примеру, с 2014 года мы сотрудничали с Международной ассоциацией специалистов по управленческому учёту (CIMA): в рамках общего курса я готовила бакалавров к прохождению одноимённого экзамена и получению престижного сертификата. Программа была настолько востребованной, что уже в 2018 году я преподавала по всему миру по Zoom.

— Интересно! Расскажите, как так вышло?

— Всё совпало наилучшим образом! В то время я находилась в отпуске по уходу за ребёнком и планировала постепенно включаться в рабочий процесс. Однажды со мной связался выпускник, уехавший работать за рубеж, и предложил подготовить его троих русскоговорящих коллег к сертификации CIMA. Я призналась, что у меня нет опыта онлайн-преподавания, но ребята помогли: показали, как пользоваться виртуальными досками, Zoom.

По итогу студенты успешно сдали экзамен, а меня стали рекомендовать. В том числе англоговорящим коллегам. Так что в пандемию я вошла уже во всеоружии цифровых инструментов и с уверенным опытом онлайн-преподавания.

Онлайн-формат безжалостно и моментально вскрывает все методические огрехи. Как на ладони их видишь не только ты, но и твои студенты. Именно этот, не самый приятный, опыт подтолкнул меня развиваться в онлайне наравне с офлайном.

«Я чувствовала необходимость структурировать накопленный опыт»: о магистратуре и поступлении

— Марина, поделитесь: почему вы решили поступать в онлайн-магистратуру МПГУ и Skillbox по разработке образовательных программ?

— Шли годы: количество моих онлайн-учеников росло. Теперь ко мне приходили целые бизнесы и просили провести их коллективам вебинары или курсы. Самостоятельно я разбиралась в особенностях аудитории (25–35 лет, а не 20–25, как я привыкла в вузе), изучала, как сделать их обучение эффективнее.

И вот однажды решила удостовериться в своих знаниях, сравнить их с рынком: нашла престижный конкурс методистов бизнес-обучения, подала заявку… но не прошла даже отборочного этапа. Получив щелчок по носу, почувствовала резкую необходимость осмыслить, улучшить и структурировать накопленный опыт.

Благодаря десятку поисковых запросов вроде «методика корпоративного обучения», «обучение взрослых» мне попалась таргетированная реклама онлайн-магистратуры МПГУ и Skillbox. Перешла по ссылке, прочла учебный план и влюбилась. Решила поступать.

— Прошли на бюджет?

— Да! Было радостно узнать, что он вообще есть. Готовилась основательно: купила и прочла рекомендуемые для подготовки учебники, нашла в интернете пробные тестирования по педагогике и, наконец, успешно сдала экзамен.

Рекомендуемая литература для подготовки
Скриншот: Skillbox

— Ваш профиль называется «Проектирование образовательного опыта». Чем, на ваш взгляд, проектирование отличается от классической методологии?

— Эти два понятия на самом деле очень близки друг к другу, но разницу нюансов я для себя уже определила. Методология — более широкая дисциплина, исследующая образовательные инструменты и методы, их эффективность. Проектирование же выстраивает путь студента к конкретной образовательной цели, учитывая все факторы и возможности. Сюда можно отнести и атмосферу в коллективе, и внеурочные мероприятия, и дополнительную литературу.

Проектирование образовательного опыта как узкую специализацию стали выделять не так давно — около 5–7 лет назад. Прежде понятийное поле было едино.

— Получается, задача педдизайнера — по-максимуму облегчить образовательный опыт для студента?

— Да, но при этом всё равно привести его к результату и закрепить материал. Для этого мы изучаем и используем многие современные подходы и процессы, которые были неизвестны ещё 10 лет назад и пришли к нам из IT.

Марина (третья во втором ряду) с некоторыми из студентов онлайн-магистратуры, а также экспертами и Сергеем Попковым (сооснователь Skillbox)
Фото: личный архив Марины Вилкиной

Например, в магистратуре мы разбирались в UX-дизайне и продакт-менеджменте. Было непросто, но именно этот опыт расширил моё профессиональное видение: теперь я понимаю, как визуально упростить программу для студента и повысить продуктовую ценность курса на рынке.

— А что используете из старых методов? Как любую, даже самую сложную информацию донести до студента просто и понятно?

— За годы в вузе я выделила для себя два золотых правила. Первое: всегда дробить сложную тему на маленькие кусочки — разрезать пресловутого слона на стейки и есть порционно. Второе: сразу переходить к практике. Только так грустная теория, написанная канцелярским языком, оживёт и превратится в решение конкретных задач.

«Сегодня за время студента конкурируют и преподаватели, и работодатели одновременно»

— В магистратуре каждый студент разрабатывает свой дипломный проект для итоговой защиты. Над чем работаете вы?

— Мой проект — курс по основам международного финансового учёта. Это программа, обязательная для студентов бакалавриата профиля «Учёт, анализ и аудит» в РАНХиГС.

Учебный план магистратуры даёт полную свободу: ты можешь работать только над своим итоговым проектом или браться за дополнительные параллельно. Я старалась всю теорию и практику выстраивать вокруг своего образовательного продукта, чтобы максимально его улучшить.

Изображение: Марина Вилкина

В 2022 году CIMA, с которой мы сотрудничали, приостановила свою деятельность в России. У большинства студентов пропала мотивация, ведь получение заветного сертификата стало невозможным. Сложившуюся ситуацию я восприняла как вызов, чтобы пересмотреть дизайн курса и найти новые смыслы.

— Получилось?

— Однозначно. Сместила акцент: теперь мы со студентами не прорешиваем миллион однотипных тестов для успешной сдачи экзамена, а работаем над реальными кейсами и сквозными задачами из сферы. Дискутируем, обсуждаем, сравниваем российскую систему учёта с иностранными — расширяем профессиональный кругозор. Раньше на подобное не хватало времени.

Также из нововведений: я работаю над созданием и внедрением поддерживающей виртуальной платформы.

— Ого, расскажите поподробнее: зачем нужна виртуальная платформа?

— Сегодня многие студенты совмещают работу и учёбу, чтобы получить конкурентное преимущество — опыт, который так ценят работодатели. Или деньги, необходимые для жизни. Я хочу поддержать молодых людей: при вынужденном пропуске они всегда смогут зайти на платформу, послушать лекции, пройти тесты и наверстать упущенное, не выпав из процесса.

— Есть какие-то ограничения? А если студент захочет весь курс пройти онлайн?

— Очная форма обучения всё же остаётся очной: и на бумаге, и в реальности. В договоре студента прописано, что больше 25% занятий он пропустить не может. Но платформа, безусловно, имеет огромный потенциал для развития: вероятно, в будущем я создам на её основе самостоятельный онлайн-курс по финансовому учёту. Не только для студентов высшего образования, но и для людей со стороны.

«Победой в конкурсе я доказала себе свою компетентность в бизнес-обучении»

— Программа магистратуры рассчитана на два с половиной года, два из которых вы уже преодолели. Какие изменения ощущаете?

— Весь мой опыт и разрозненные знания наконец сложились в стройную систему. Инструменты, методы, модели — теперь структурированы в моей голове и лежат по полочкам. Повысилась и эффективность коммуникации с заказчиком: я чётко и профессионально снимаю, обрабатываю и детализирую запрос и далее, опираясь на него, выстраиваю всё целеполагание курса.

Если же говорить о качественных результатах: в 2023 году я выиграла международный конкурс методистов бизнес-обучения. А ведь ещё два года назад не прошла даже отборочного этапа.

— Поздравляю! Как это было?

— В этом году в конкурсе приняли участие 136 методистов из семи стран, и только 32 участника прошли в финал. На первом этапе мы должны были проанализировать две готовые программы обучения, на втором — спроектировать свой курс на основе реального кейса.

Марина (крайняя справа) с Сергеем Попоковым (крайний слева) и экспертами Skillbox на «НеЗащите», публичной презентации проектов магистратуры «Проектирование образовательного опыта»
Фото: личный архив Марины Вилкиной

Я выбрала запрос от крупного производственного холдинга «Рельеф-Центр». Они хотели обучить базовым навыкам управления и лидерства 66 руководителей производства разных уровней — от мастеров цеха до директоров предприятий. Срок программы: от года до полутора. Формат — смешанный (онлайн и офлайн).

— Какие задачи стояли перед вами?

— Их было две. Первая — прояснить запрос и подготовить заказчику список уточняющих вопросов. Вторая — составить паспорт программы: сформулировать цели, задачи, ключевые особенности, выявить ЦА, внедрить методические фишки и, наконец, прописать саму программу. На всё про всё — две недели. Использовать можно было только семь страниц А4. Хорошая тренировка на сжатие большого объёма информации до самой сути.

— Какая цель вела вас вперёд? Победа и только победа?

— Нет, выиграла неожиданно. Хотела войти в топ-20 финалистов, ведь по условиям конкурса только они получали развёрнутую обратную связь от жюри — признанных методистов рынка.

Так вышло, что я набрала больше всех баллов, заняла первое место и забрала пакет ценных призов. В том числе — обучение в лучших консалтинговых фирмах (T& D Group, «Экопси»). Как закончу магистратуру — пойду туда.

Стараюсь никогда не останавливаться и всё время изучать новое. Во мне заложено природное любопытство, которое я поддерживаю и развиваю.

— Пока вы проектируете только бизнес-обучение и профильные программы по финансам и учёту: в этом вам помогает высшее образование. Как думаете, а может ли педдизайнер не быть компетентным в теме и при этом всё равно создавать курсы?

— На мой взгляд, идеальный кандидат сочетает в себе роль и методиста, и эксперта, но такая комбинация, безусловно, встречается редко. Заполнить возникший пробел помогают разнообразные инструменты. Например, на магистратуре нас учат правильно выбирать и брифовать эксперта: владея этим навыком, вы сможете спроектировать любую программу.

Марина ведёт один из семинаров бизнес-направления в РАНХиГС
Фото: личный архив Марины Вилкиной

Так сложилось, что мне ближе всего сфера бизнеса: учёт, администрирование, финансы, бизнес-психология — я погружена в эти дисциплины и понимаю их детали. Возможно, в будущем спроектирую что-то не по своему профилю… но точно не курс по ведической астрологии.

«Будущее — за природоподобными технологиями»

— Удалось ли вам обзавестись профессиональными связями в рамках магистратуры?

— Да, расширение нетворкинга было одной из первичных потребностей, которую я мечтала закрыть в процессе обучения. Для этого сложились идеальные условия: на программу поступили и школьные учителя, и тренеры корпоративного сектора, и вузовские преподаватели, и директора образовательных организаций. Мы общались в чате и несколько раз даже встречались лично.

— Именно на стыке профессиональных сфер наверняка рождаются наиболее интересные идеи…

— Безусловно! Здорово, когда тебе есть, «об кого» подумать. Организаторы программы всячески содействуют взаимному обучению — студент у студента. Во-первых, мы часто готовим общие проекты. Во-вторых, каждый желающий может поделиться своим опытом и провести занятия для остальных.

— Как, на ваш взгляд, трансформируется образование в ближайшие несколько лет?

— Уже сейчас идёт активная цифровизация всей сферы (внедрение интернет-технологий, программ, частичный переход на удалёнку). Интересно, что главная цель процесса — не деньги. В первую очередь учреждения стремятся индивидуализировать путь студента и только потом — уменьшить свои расходы.

Марина (в зелёном пиджаке) с некоторыми из студентов онлайн-магистратуры
Фото: личный архив Марины Вилкиной

В будущем, как мне кажется, в нашу жизнь и образование прочно войдут природоподобные технологии. Сейчас вопросом активно занимается НИЦ «Курчатовский институт». В чём суть: процессы живой природы будут воспроизведены и интегрированы в виде технических систем. Понятные нам сегодня примеры — искусственный интеллект и биотехнологии, но возможности гораздо шире.

Специалистам по бизнес-образованию следует в ряду первых вникнуть в эти процессы, ведь только так они впоследствии смогут создавать образовательные программы и коммерциализировать эти направления.

Полезные источники для методистов, которые Марина читает сама и советует всем:

  • MethodologicalQ. Телеграм-канал с новостями и исследованиями рынка, а также живым обсуждением в чате.
  • ECOPSY Consulting. Ютуб-канал крупного провайдера обучения и развития «Экопси».
  • Журналы «СберУниверситета». Издание об инновационных образовательных технологиях по теме EduTech и конференций «Больше чем обучение».

Онлайн-магистратура: разработка образовательных программ

МПГУ и Skillbox готовят специалистов, которые могут проектировать сильные образовательные программы. Учёба полностью онлайн: смотрите лекции, выполняйте задания в удобном темпе и сдавайте экзамены не выходя из дома. В конце обучения трёхлетнего обучения получите диплом магистра МПГУ государственного образца по специальности «44.04.01 Педагогическое образование», профиль — проектирование образовательного опыта.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована