Что это за исследование
Систему среднего профобразования (СПО) оценили в Самарском филиале РАНХиГС. Результаты работы представили 18 января на пресс-конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В рамках исследования эксперты проанализировали данные различных мониторингов. На их основе был составлен рейтинг, в котором субъекты РФ ранжированы исходя из того, насколько они отвечают актуальным запросам экономики. В итоге определили четыре группы регионов: высокоразвитые, развитые, среднеразвитые и менее развитые.
Внутри этих групп субъекты оценивали по различным критериям. Всего рассматривали семь показателей:
- индекс востребованности рынком труда выпускников системы СПО;
- индекс востребованности работодателями программ СПО для повышения квалификации персонала;
- индекс сближения условий обучения в профессиональных образовательных организациях с требованиями рабочих мест в региональной экономике;
- индекс соответствия образовательных технологий требованиям гибкости и мобильности программ СПО;
- индекс оперативности системы СПО в обеспечении краткосрочных потребностей экономики;
- индекс соответствия квалификации педагогических кадров системы СПО производственным технологиям на региональном рынке труда;
- индекс целевой управленческой фокусировки системы СПО на потребности экономического развития региона.
Директор Центра развития навыков и профессионального образования института образования НИУ ВШЭ Фёдор Дудырев, сказал, что сейчас исследований качества СПО крайне мало.
«Если в системе университетского образования рейтинги существуют и активно используются в управленческих целях, если в системе школы тоже есть сопоставительные исследования, то система СПО может пока похвастаться только неудачными подобными попытками», — пояснил он.
Какие регионы оказались в числе лидеров
В рамках перечисленных групп лидерами стали следующие субъекты:
- Высокоразвитые: Москва, Московская область, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха.
- Развитые: Новгородская, Тюменская, Белгородская, Кемеровская, Самарская, Вологодская, Свердловская и Томская области, Красноярский край и Республика Татарстан.
- Среднеразвитые: Тамбовская, Смоленская, Брянская и Оренбургская области, Хабаровский край, Республики Марий Эл, Чувашия, Мордовия и Хакасия, Алтайский край.
- Менее развитые: Республика Алтай и Забайкальский край.
Распределение по группам оказалось неравномерным. Больше всего субъектов (38) оказалось в числе среднеразвитых. Среди развитых и высокоразвитых — 23 и 9 регионов соответственно. К менее развитым отнесли 15 субъектов.
Отмечается, что в каждой группе регионов заметен перекос по перечисленным выше индексам. То есть в некоторых частях России особое внимание уделяют только отдельным параметрам, тогда как по другим показателям развития почти нет. При этом лидерами по отдельным критериям стали регионы из числа средне- и менее развитых.
Помимо общего рейтинга, эксперты составили и тематические списки по каждому из индексов. С ними можно ознакомиться на сайте Самарского филиала РАНХиГС.
Что этот рейтинг даёт самой системе СПО
Директор Центра экономики непрерывного образования института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко отметила, что теперь нужно понять, как обеспечить развитие экономик регионов при помощи системы СПО. Она добавила, что нельзя забывать и о потребностях молодёжи, поскольку колледжи в последнее время пользуются особой популярностью.
Кроме того, участники пресс-конференции согласились, что среднему профобразованию нужно собрать как можно больше информации. Тогда станет ясно, как именно этой системе нужно меняться.
Кстати, недавно Высшая школа экономики совместно с онлайн-школой Skyeng выпустила тематический сборник, в котором содержится несколько статей об аналитике в сфере образования.
Какие изменения ждут систему СПО
В марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах планируется сократить с четырёх лет до двух. Правда, это коснётся не всех направлений.
В целом система среднего профобразования сегодня переживает масштабное реформирование, цель которого — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.
Кроме укрупнения направлений подготовки и сокращения сроков обучения по некоторым специальностям планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.
Помимо этого, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов.
В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны уменьшить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.
А в октябре стали известны некоторые подробности введения программы «Профессионалитет».
Помимо этого, в декабре Минпросвещения объявило о планах ввести новую квалификацию для преподавателей колледжей.