Рейтинг составило агентство Smart Ranking. По его данным, суммарная выручка компаний, которые вошли в топ, за рассматриваемый период составила почти 21,8 млрд рублей. А это на 53,9% больше, чем в первом квартале прошлого года. То есть даже с учётом сложного на фоне геополитической и экономической ситуации марта доходы выросли. Но если сравнивать с данными за четвёртый квартал 2022-го, то всё не так радужно.
Какие компании стали лидерами
Рейтинг возглавляет Skillbox Holding Limited — его выручка в первом квартале составила более 2,8 млрд рублей. Далее следуют «Яндекс.Практикум» и Skyeng. Если фокусироваться именно на росте доходов по отношению к аналогичному периоду 2021-го, то абсолютным лидером стала онлайн-школа Skysmart. Заработок компании вырос на 1400%.
Место | Компания | I квартал 2021 года, руб | I квартал 2022 года, руб | Рост |
---|---|---|---|---|
1 | Skillbox Holding Limited | 1,74 млрд | 2,826 млрд | 62,41% |
2 | «Яндекс.Практикум» | 310 млн | 1,7 млрд | 448,39% |
3 | Skyeng | 1,5 млрд | 1,5 млрд | - |
4 | Skysmart | 100 млн | 1,5 млрд | 1400% |
5 | Корпорация «Синергия» | 1,145 млрд | 1,381 млрд | 20,61% |
6 | NovaKid | 500 млн | 1,1 млрд | 120% |
7 | «Like Центр» | 570 млн | 913 млн | 60,18% |
8 | «Учи.ру» | 770 млн | 850 млн | 10.39% |
9 | «Умскул» | 500 млн | 750 млн | 50% |
10 | «Фоксфорд» | 419 млн | 656 млн | 56,56% |
Как изменились доходы по сравнению с четвёртым кварталом 2021 года
События в Украине не могли не отразиться на EdTech-рынке, и уже в середине марта прозвучал первый звоночек — спрос на курсы онлайн‑платформ упал на треть. К концу месяца появилось предположение, что в 2022 году сегмент уменьшится на 50%. По другим, чуть более оптимистичным данным, падение может составить 35–40%.
Расчёты Smart Ranking подтверждают опасения — доходы компаний падают. Правда, пока некритично — суммарная выручка попавших в рейтинг, уменьшилась всего на 2% по отношению к предыдущему кварталу. Однако если рассматривать их по отдельности, то становится ясно, что ситуация очень неоднородная: чьи-то доходы остались почти неизменными, кто-то смог даже заработать ещё больше, а кто-то потерял значительную долю дохода.
Например, выручка школы «Учи.ру» уменьшилась на 19%, Skysmart — почти на 29%, а «Like Центр», который раньше демонстрировал стремительный рост, — на 68%.
И это только начало. Очевидно, чтобы справиться с кризисом, игрокам EdTech-рынка придётся пересматривать свои стратегии и оптимизировать работу.
Кстати, не так давно компания Smart Ranking впервые составила рейтинг лидеров EdTech-рынка в сегменте дополнительного профобразования, основанный не на финансовых результатах, а на показателях качества обучения. В топе того списка тоже оказался Skillbox.