Образование
#новости

Стало известно, сколько обязательных часов будут изучать историю России студенты-технари

А также медики, биологи, физики-ядерщики, транспортники, музыканты и прочие. Это коснётся учащихся всех направлений бакалавриата и специалитета.

Речь об этом идёт в проекте приказа Минобрнауки, который ведомство вынесло на общественное обсуждение.

Согласно документу, студенты бакалавриата и специалитета должны будут посвящать не менее четырёх зачётных единиц (144 академических часов) изучению истории России. Причём касается это всех направлений — и гуманитарных, и творческих, и естественно-научных, и технических.

Кроме того, в проекте предусмотрено, что объём контактной работы обучающихся с педагогическими работниками должен составлять в очной форме обучения не менее 80%, ‎в очно-заочной и заочной формах обучения — не менее 40% объёма часов, отводимых на дисциплину (модуль).

Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

Зачем нужно вводить обязательную историю для студентов вузов

В пояснительной записке отмечается, что проект подготовлен в соответствии с решением межведомственной комиссии по историческому просвещению и совета по развитию исторического образования при Минобрнауки.

Напомним, необходимость ввести курс по истории для всех студентов обсуждали ещё в марте. Тогда же глава министерства Валерий Фальков отметил, что на непрофильных факультетах преподавание этой дисциплины значительно сократили, отдали на самостоятельное изучение или вообще исключили. При этом он уверен, что без изучения истории нельзя сформировать картину мира ни у айтишника, ни у инженера.

Председатель правления Российского исторического общества (РИО) Константин Могилевский отметил в интервью «Коммерсанту», что ФГОС высшего образования и сейчас предполагает обязательное изучение истории России, но там не указаны требования к объёмам её преподавания и содержанию дисциплины.

«У нас в России всего 0,4% студентов получают профессиональное историческое образование, а 99,6% студентов должны её изучать, но по факту делают это недостаточно. Вот именно этих учащихся и будет касаться нововведение», — пояснил он.

Эксперт добавил, что сегодня в некоторых вузах изучение истории сведено к минимуму.

Кандидат исторических наук, преподаватель Тюменского госуниверситета Александр Фокин подтвердил изданию, что историю порой преподают в сокращённом объёме. Тем не менее он считает, что проект приказа Минобрнауки — в первую очередь идеологическое решение.

Что насчёт содержания курса по истории

Фокин отметил, что на сегодняшний день нет единой концепции преподавания истории в вузах. То есть преподаватели могут сами определить содержание учебных курсов по этому предмету. Это имеет очевидный минус — преподаватели могут больше внимания уделять темам, которые им ближе, а также продвигать свой взгляд на определённые периоды истории. Специалист добавил, что попытки ввести единую концепцию преподавания дисциплины в университетах совершались уже неоднократно, но были тщетными. Однако он считает, что в нынешних политических условиях такое решение можно наконец принять.

При этом Фокин считает, что преподавание истории в итоге может включить в себя элементы политинформации. Тем не менее специалист отмечает, что не представляет, как гарантировать соблюдение преподавателями обязательной единой для всех трактовки.

«Придёт преподавателю документ от министерства, он посмотрит, но всё равно решит читать лекции по-своему. Не приставят же к нему контролирующего, чтобы тот следил, как преподаватель трактует опричнину Ивана Грозного — как надо или нет. Плюс если это будет обязательным — как „научный коммунизм“ в СССР, — то есть риск спровоцировать у студентов отчуждение к истории, а не любовь», — резюмировал Фокин.

Могилевский, в свою очередь, отметил, решение о создании единой концепции преподавания истории уже приняли. По его словам, разработка стандарта проходит на базе Института российской истории РАН.

«Нужен некий минимальный перечень явлений и событий российской истории, которые должны обязательно войти в этот курс. А дальше по закону у вузов есть вариативность в учебных программах. Каждый вуз на основании стандарта будет принимать решение, как добиваться того, чтобы его выпускники чётко знали историю родной страны», — сообщил он.

Председатель правления РИО добавил, что документ планируется подготовить до конца 2022-го, чтобы его можно было применять уже с 2023/2024 учебного года.

Когда истории начали уделять пристальное внимание

В апреле прошлого года в послании Федеральному собранию Владимир Путин раскритиковал содержание некоторых учебников, так как они не отражают ключевые события Великой Отечественной войны. После этого министр просвещения пообещал проверить все учебники по истории. Оказалось, что пособие, о котором говорил президент, использовалось в колледжах. В связи с этим в Минпросвещения предложили применять перечень учебников и в учреждениях системы СПО.

Уже в мае прошлого года министерство пообещало разработать новые базовые программы по изучению истории. Предполагалось, что они особенно нужны школам с низкими результатами обучения.

Кроме того, в августе было решено создать межведомственную комиссию по историческому просвещению. В числе её функций — защита исторической правды, противодействие «лицам, наносящим ущерб национальным интересам Российской Федерации в исторической сфере», и подготовка контрпропаганды.

А в октябре ведомство заявило, что изменит порядок проведения экспертизы учебников. В частности, речь шла о корректировке критериев этой процедуры. Например, появился пункт о том, что в учебниках не должно быть недостоверных, научно не подтверждённых и сфабрикованных фактов. Отдельно подчёркивалось, что это касается и освещения событий Великой Отечественной войны.

В 2022 году появилось сразу несколько инициатив, связанных с преподаванием истории. Помимо введения обязательного её изучения в вузах всех направлений, решено внедрить в школах историческое просвещение с первого класса (видимо, сверх того, что сейчас включает в себя предмет «Окружающий мир»). Кстати, в прошлом году после критических комментариев президента зампред Госдумы Ирина Яровая призвала ввести в начальных классах предмет о России. Возможно, озвученные планы по введению истории для младшеклассников — отголосок того предложения.

Дополнено 11.10.22

Минобрнауки России утвердило приказ, который устанавливает обязательный минимум зачётных единиц, отводимых в вузах на изучение истории.

Дополнено 02.02.23

В Минобрнауки утвердили концепцию преподавания истории для неисторических специальностей. Кроме того, ведомство совместно с Минпросвещения и Росмолодёжью разрабатывает единую систему преподавания этой дисциплины от начальной школы до окончания вуза.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована