К такому выводу пришли авторы аналитического доклада партнёрской сети вузов «Университетская национальная инициатива качества образования: анализ ситуации в контексте новых задач развития системы».
Что это за исследование
Этот доклад подготовили вузы — члены сети «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО). Он посвящён обеспечению высокого уровня качества образования в российских вузах в условиях распространения коронавируса и в постпандемийный период. Мы уже рассказывали о предыдущих публикациях УНИКО, выполненных по заказу Минобрнауки.
Новое исследование основано на результатах опросов, проведённых среди более 5 тысяч преподавателей, более 3 тысяч выпускников вузов и 1 тысячи родителей. Кроме того, были проведены интервью: 30 ― с топ-менеджерами вузов, 15 ― с руководителями психологических служб, а также по шесть фокус-групп с преподавателями и со студентами. Данные собирали с октября по декабрь 2022 года.
Наконец, авторы при помощи инструментов для работы с big data и сервисов машинного обучения проанализировали материалы из соцсетей, а также с сайтов и форумов. Эти публикации включали описание проблем, а также жалобы и отзывы студентов, выпускников и их семей на тему качества обучения в 679 российских университетах.
Помимо прочего, в докладе приводятся данные о том, какие составляющие обучения респонденты считают важными и хотели бы видеть в вузах, а ещё о том, как всё это представлено в действительности.
Как обстоят дела с индивидуальными образовательными траекториями
47% опрошенных считают очень важной возможность влиять на своё обучение. Кроме того, 83% выпускников ценят наличие в учебном плане большого числа предметов по выбору.
При этом предыдущий этап исследования показал, что у 60% учащихся в последнем учебном году не было возможности выбирать дисциплины. А имели её и воспользовались ею лишь 23%. Уточняется, что эта доля выше среди студентов старших курсов бакалавриата или специалитета (27–29%), а также среди учащихся магистратуры (28–30%). Для сравнения: о таком опыте сообщили лишь 18–20% студентов первых-вторых курсов. Помимо этого, предметы по выбору гораздо чаще представлены в ведущих вузах ― 35 против 20% в университетах без специального статуса.
Что касается преподавателей, то они реже считают необходимым наличие курсов по выбору ― так ответили только 63% опрошенных. А 33% и вовсе отрицают значимость большого выбора дисциплин. Лишь 18% считают принципиально важным предоставлять студентам возможность влиять на своё обучение.
В руководстве университетов в целом положительно оценивают персонализацию образования. В то же время топ-менеджеры отмечают, что развитие индивидуальных траекторий ограничено унифицированными требованиями Минобрнауки к учебным планам и особенностями устройства факультетов в российских вузах.
Помимо гибкого учебного плана, респонденты считают важной возможность получить дополнительную квалификацию параллельно с освоением основной специальности. На такую необходимость указали 89% опрошенных выпускников. При этом 29% из них отметили, что недовольны условиями, которые для этого создали их вузы.
Кроме того, 82% считают необходимым обеспечение консультаций тьюторов или автоматизированной рекомендательной системы о ресурсах университета. 30% выпускников заявили о неудовлетворённости тем, как вузы реализуют эти возможности.
Насколько согласованы образовательные программы и запросы рынка труда
87% опрошенных считают важным критерием качества обучения участие в нём работодателей. При этом 36% выпускников недовольны тем, какие условия для этого созданы в их вузах.
Помимо этого, 92% указывают на необходимость включать в учебный процесс задачи из реальной практики, проблемные кейсы и проектную работу. Недовольны тем, как это происходит, 34% опрошенных выпускников.
90% также считают значимой помощь с карьерным самоопределением и профориентацией. О том, что такие возможности недостаточно представлены в вузах, сообщили 34% выпускников. По той или иной причине 37% тех, кто получил высшее образование, не считают себя конкурентоспособными на рынке труда в ситуации поиска работы.
Как в вузах развивают навыки
Каждый пятый опрошенный выпускник считает, что основные задачи вуза ― сформировать у студентов картину мира и развить гибкие навыки. Второй запрос остаётся преимущественно неудовлетворённым ― преподаватели не очень широко используют необходимые для этого подходы вроде проблемно-ориентированного обучения или обучения на основе реальной практики.
Только 35% из них самостоятельно ищут новые материалы для занятий. О том, что они приводят факты и примеры для аргументации своей точки зрения, заявили 32%. А применяют теорию на практике всего 24%. О частой работе над групповыми проектами во внеучебное время сообщили 35%.
Доминирующими по-прежнему остаются пассивные и индивидуальные формы обучения, не ориентированные на достижение новых образовательных результатов. Кроме того, преподаватели не меняют методических представлений и практик.
80% выпускников также назвали важным развитие в университете навыков самоорганизации. Не удовлетворены условиями для этого 33% из них.
«Произошедшие в последние годы изменения пока в большей степени затрагивают внешнюю, часто формальную сторону работы университетов. Меняются техническая и инструментальная базы, в аудитории приходит цифровизация, создаются новые электронные сервисы и платформы, однако глубинные установки, подходы и практики в университетах остаются прежними», — делают вывод авторы.
Психологическая поддержка
Важность организации психологической помощи в вузе отметили 78% респондентов. Не удовлетворены условиями для этого 37% выпускников. При этом на предыдущих этапах исследования в 2021 году проводились массовые опросы студентов, которые показали: почти три четверти из 36 тысяч респондентов демонстрировали симптомы психологического неблагополучия, а примерно каждый пятый — симптомы депрессии средней тяжести или тяжёлой депрессии.
Напомним, согласно исследованиям, университетская среда сама по себе является стрессовой для многих студентов. Это может быть связано с переездом в другой город из-за учёбы, образовательной нагрузкой и переживаниями из-за оценок или с проблемами в коммуникации с другими учащимися. Кроме того, известно, что более 20% первокурсников российских вузов имеют эмоциональные проблемы, а ещё почти 9% сталкиваются с поведенческими трудностями. Внимание к этой проблеме усилилось после очередной трагедии ― стрельбы в Пермском государственном национальном исследовательском университете, которая произошла в 2021 году.
В результате в российских вузах решили создать психологические службы. Прошлой осенью Минобрнауки опубликовало утверждённую концепцию их развития.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: